Новости

Избирательный подход

Вопреки декларациям правительства,перекрестное субсидирование в стране набирает обороты

Повышение цен на природный газ в этом году переложат на предприятия и предпринимателей.

Татьяна МАНЕНОК
 

Однако ценовое бремя не для всех будет одинаковым — ряд предприятий традиционно попадет в льготные списки, которые не афишируются.

 

Министерство экономики своим постановлением № 12 от 12 января 2008 года примерно на 20% повысило на этот год цену на природный газ для предприятий и индивидуальных предпринимателей.

 
Льготников определит правительство.
 

В соответствии с постановлением, цены на природный газ ОАО "Белтрансгаз" установлены для юрлиц и предпринимателей в размере 312,140 тыс. BYR/тыс. куб. м. Аналогичные цены установлены и для газоснабжающих организаций, входящих в состав государственного ПО "Белтопгаз", при поставке через систему газосбытовых организаций (перепродавцов).

 

В результате в этом году стоимость природного газа для предприятий и индивидуальных предпринимателей установлена в эквиваленте 145,2 USD/тыс. куб. м. Однако следует учитывать, что эта цена установлена без налога на добавленную стоимость (в этом году НДС составляет 18%) с учетом нынешнего курса рубля по отношению к доллару (2.150 BYR/USD) и при расчетной теплоте сгорания 7.900 ккал/куб. м.

 

В постановлении отмечается, что при отклонении фактической среднемесячной теплоты сгорания от расчетной расчеты за газ производятся с учетом фактической теплоты сгорания по приведенной в постановлении формуле.

 

Кроме того, обратим внимание, что правительство повысило цены на газ на 20%, как предполагается, на весь 2008 год, хотя официально они объявлены лишь на I квартал (119,6 USD/тыс. куб. м). Между тем профильные белорусские чиновники неоднократно заявляли о том, что бюджет-2008 формировался с учетом повышения цены на 25%. Следовательно, как можно предположить, часть ценового бремени возьмет на себя госбюджет. В противном случае правительство в течение года вынуждено будет корректировать установленную ценовую ставку.

 

Однако далеко не все предприятия будут платить за этот вид энергоносителя по установленному прейскуранту.

 

В постановлении отмечается, что цены на природный газ, отпускаемый газоснабжающими организациями, входящими в состав ПО "Белтопгаз", для религиозных организаций с 1 января 2008 года установлены с НДС на уровне цен на газ для населения: 141,6 BYR за 1 куб. м в отопительный период, 242 BYR — в летний период. Для этих категорий потребителей цены на природный газ на фактическую калорийность топлива не пересчитываются.

 

Кроме того, в документе прямо говорится, что цены на газ для предприятий, которым оказана государственная поддержка в виде понижения цен на природный газ, определяются в соответствии с решениями правительства Беларуси.

 

Перечень таких предприятий, как правило, публично не озвучивается. Между тем раньше перечень льготников определялся решением Минэкономики. К примеру, в прошлом году правительство определило 4 группы промышленных предприятий, получивших дифференцированные льготы. Среди них — предприятия цементной отрасли, деревообрабатывающей промышленности и т. д.

 

По данным "БР", в этом году в перечень попали около 90 предприятий, для которых цены на газ снижены в диапазоне от 10 до 50%.

 
Государство самортизировало ценовой шок.
 

И все же нынешний рост цен на стратегическое для отечественной экономики топливо оказался гораздо более щадящим в сравнении с прошлым годом.

 

В 2007 году, после одномоментного повышения цены в 2,1 раза — до 100 USD/тыс. куб. м, получалось, что правительство должно было повысить цены на газ для промышленных потребителей с действовавших в 2006 году 75,4 USD/тыс. куб. м до 150-153 USD. А стоимость электроэнергии увеличить на 54% — до 11,1 цента за 1 кВт.ч, тепловой электроэнергии — на 55%, до 24,5-25 USD/Гкал.

 

Посчитав, что новые цены окажутся неподъемными для многих предприятий, правительство постаралось найти резервы для их снижения. Ценовую планку удалось снизить за счет государственного механизма перераспределения ресурсов и внутренних резервов "Белэнерго", "Белтрансгаза" и "Белтопгаза". В результате средняя отпускная цена на газ для предприятий в 2007 году была повышена на 89,8% — до 257,46 тыс. BYR, то есть в эквиваленте 120,3 USD/тыс. куб. м (без НДС).

 

При этом тарифы на электроэнергию для реального сектора в прошлом году были повышены на 21,2%, на тепло — на 40,8%. В результате средний тариф на электроэнергию для предприятий был обозначен на уровне 8,56 цента за 1 кВт.ч (в 2006 году — 7,06 цента), на тепловую энергию — 24,04 цента за 1 Гкал (в 2006 году — 17,07 цента).

 

Тем не менее удержать эти ставки в течение года не удалось. Уже с 1 июля 2007 года тарифы на электроэнергию для сельхозпотребителей увеличились на 20%, а для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — на 12,1%. Для бюджетных организаций стоимость электроэнергии возросла на 42,7%. Впрочем, в Минэнерго новое повышение тарифов на электроэнергию назвали "не сильной нагрузкой", отметив, что экономика постепенно адаптируется к высоким ценам на газ.

 

В этом году правительство пока не определилось с тарифами на электроэнергию для предприятий. Именно это повышение могло оказаться для энергоемких предприятий наиболее болезненным.

 

Чтобы минимизировать рост энерготарифов для предприятий (для них это чревато снижением конкурентоспособности), профильные чиновники сейчас рассматривают разные варианты компенсации потерь для ПО "Белэнерго" через бюджетные схемы. Именно "Белэнерго" должно в этом году понести основные затраты в связи с повышением цен на энергоресурсы. По данным "БР", в конце минувшей недели профильные чиновники все еще находились в поиске оптимального решения этого вопроса.

 
Директивные 5 USD.
 

На минувшей неделе озвучены и новые тарифы на услуги ЖКХ в этом году. Новое повышение не превысило 5 USD, сообщило БЕЛТА со ссылкой на Минжилкомхоз.

 

Каких-то неожиданностей здесь и не предполагалось. Правительство выполнило поручение А. Лукашенко, потребовавшего, чтобы тарифы на коммунальные услуги в целом подорожали за год не более чем на 5 USD в эквиваленте.

 

В течение прошлого года тарифы на услуги ЖКХ для населения повышались один раз. С 1 января 2007 года тарифы на тепловую энергию для населения были увеличены на 12%, на газ и электроэнергию — на 20%, на другие виды услуг они оставались неизменными. Поэтому в 2008 году были повышены тарифы лишь на те виды коммунальных услуг, плата за которые не изменялась более года. Поэтому размер платы за тепловую энергию в 2008 году сохранен на прежнем уровне.

 

Министр жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Владимир Белохвостов в октябре прошлого года отмечал, что сейчас уровень оплаты услуг ЖКХ населением составляет примерно 40%. В перспективе ежегодно этот показатель будет увеличиваться на 5-6%, но, как заметил министр, "в нынешней пятилетке мы не выйдем на самоокупаемость по услугам ЖКХ".

 

Между тем, по самой оперативной информации Министерства ЖКХ, в 2008 году население Беларуси возместит лишь 34% затрат на жилищно-коммунальные услуги — это на 1,6% выше, чем в 2007 году.

 

При таком жестком директивном регулировании тарифной политики процесс перехода на самоокупаемость услуг ЖКХ в обозримой перспективе даже не просматривается.

 

Сравнительно невысокие цены на газ позволяют правительству пока удерживать ситуацию в русле прежней политики перекрестного субсидирования.

 

Между тем, напомним, в качестве одного из прогнозных вариантов Минэкономики вместо нынешнего годового ориентира при повышении цен на услуги ЖКХ на 5 USD закладывало цифру 20 USD, о чем заявил в декабре в Минске на конференции "Экономический контекст белорусской социальной политики" завотделом НИИ экономики Министерства экономики Александр Матяс.

 

Он пояснил, что в 2006 году повышение цен на энергоносители было распределено между разными секторами неравномерно. Ценовой удар принял на себя в основном промышленный сектор, в результате чего тарифы на электроэнергию для многих белорусских предприятий уже сравнялись с тарифами в соседних государствах, в частности в странах Балтии. Поэтому, как предполагалось, в 2008 году "этот недостаток придется исправлять" — часть ценового повышения должно оплатить население.

 

Но этот сценарий рассматривался на случай, если "произойдет более значительное повышение цен на импортируемые энергоресурсы". По словам А. Матяса, "оптимистичный прогноз роста цены на газ (на уровне 20% в год) позволит нам и далее сдерживать стоимость услуг ЖКХ для населения".

 
Можно не торопиться?
 

Очевидно, что в этом году правительство работает по "оптимистичному прогнозу". К тому же на сдерживание роста стоимости энергоресурсов в бюджете-2008 предусмотрен неплохой резерв — 594 млрд. BYR. Так что, похоже, ситуация пока не заставила белорусские власти всерьез задуматься о правильности выбранной ими стратегии в энергетической политике.

 

Практически все страны, ставшие на путь реформ, отказались от перекрестного субсидирования в экономике. Такой же подход несколько лет назад продекларировало и правительство Беларуси. Однако в последние годы начался заметный откат от заявленной политики: в последние 3-4 года уровень перекрестного субсидирования в стране не только не снизился, а даже увеличился.

 

Ожидалось, что после недавних заявлений России о переходе с Беларусью на европейские принципы формирования цен на энергоносители белорусские власти начнут проводить более ответственную энергетическую политику.

 

Новая редакция Концепции энергобезопасности, которая в прошлом году была спешно разработана с учетом новых отношений с Москвой, предусматривает уход от перекрестного субсидирования и ликвидацию льготного субсидирования отдельных промышленных предприятий. В этом документе речь также идет о переходе на реальные тарифы для всех категорий плательщиков, но при этом планируется поддержка социально незащищенных слоев населения.

 

Однако Москва в отношениях со своим политическим союзником в этом году, похоже, отошла от заявленных принципов в сфере поставок энергоносителей, что позволило белорусскому правительству ничего не менять в энергетической политике.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация