Новости

Антикризисный инструмент для экспортера

Белэксимгарант произвел крупную страховую выплату в связи с фактом задержки в расчетах за партию белорусской автотехники, поставленной в Узбекистан: в качестве компенсации на счета производителя поступило в эквиваленте более 5,8 млрд. Br, а в отношении узбекского покупателя началась процедура суброгации (принудительного взыскания).
Импортер столкнулся с трудностями при конвертации национальной валюты, что и помешало ему своевременно выполнить условия контракта, пояснил корреспонденту «ЭГ» первый заместитель гендиректора Белэксимгаранта Геннадий Мицкевич. Однако эта типичная для периода мировой рецессии ситуация никоим образом не отразилась на финансовом состоянии грузоотправителя: «Просто наш клиент в очередной раз убедился в выгоде предлагаемой страховой услуги. Она, кстати, широко востребована среди многих валообразующих предприятий, таких, как МАЗ, МТЗ, «Амкодор», «Атлант», «МЗКТ», структуры Белнефтехима. В отдельные месяцы текущего года количество и объем заключенных нами страховых сделок возрастали в 12 (!) раз к уровню аналогичного периода 2008 г.».
ВЗРЫВНОЙ рост спроса на подобные услуги зафиксирован на фоне падения национального экспорта товаров до 11 млрд. USD в январе–июле 2009 г., что составило лишь 53,9% к аналогичному периоду 2008 г. С использованием механизмов страхования появляется возможность предоставления отсрочки платежа и других льгот покупателю, что делает экспортные предложения значительно более конкурентоспособными. Аналогичные инструменты продвижения своих товаров используют большинство государств, правительства которых создали собственные агентства экспортно-импортного страхования. К примеру, в 2008 г. KUKE (Польша) обеспечил страховым покрытием 1,45% национального экспорта, KREDEX (Эстония) — 0,11%, MEHIB (Венгрия) — 0,88%, ECIC SA (ЮАР) — 0,09%, EGAP (Чехия) — 3,89%, Узбекинвест (Узбекистан) — 0,74%, BAEZ (Болгария) — 1,03%. В текущем году предоставленное Белэксимгарантом страховое покрытие составило около 1% экспорта, а доля подобных операций в портфеле договоров компании достигла 15,2%. (в 2007 г. — 3%, в 2008 г. — 11%).
Примечательно, что впервые идея о введении института экспортно-импортного страхования возникла также в период всемирного экономического кризиса, известного как Великая депрессия. В 1934 г. в Берне был образован союз национальных агентств, гарантирующих платежи по экспортным кредитам и прямым инвестициям. Сегодня эта организация приобрела стратегическое влияние на международную торговлю, она объединяет более 50 страховых организаций из 30 стран мира. Общий объем ответственности, которую приняли на себя члены Бернского союза, в 2008 г. превысил 1,2 трлн. USD, а объем выплаченного страхового возмещения только в сфере страхования краткосрочных экспортных контрактов составил 1,13 млрд. USD. Однако последние тренды показывают резкий рост убытков уже в I квартале 2009 г. — в этот период объем возмещения достиг 394 млн. USD, что на 52% больше, чем в I квартале 2008 г.
«Фактически мы успели создать национальную систему защиты экспортеров от рисков внешнеэкономической деятельности до появления кризисных явлений в мировой экономике, — подчеркивает Г. Мицкевич. — Указ от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» предоставил Белэксимгаранту исключительное право на проведение страхования экспортных рисков с поддержкой государства. В последующие годы были освоены новые финансовые технологии, проведена большая «просветительская» работа среди клиентов. Более того, именно в Минске в июне 2009 г. было организовано очередное заседание Бернского союза, что свидетельствует о росте международного доверия к республике и высокой оценке наших усилий. Если бы этого подготовительного периода не было, мы встретили бы спад мировой торговли без одного из самых эффективных антикризисных инструментов».
ИНСТРУМЕНТ действительно пользуется спросом: по итогам 8 месяцев т.г. размер страхового покрытия внешнеторговых рисков вырос в 3,7 раза по отношению к аналогичному периоду 2008 г., до 316,7 млрд. Br. Дополнительным стимулом к его применению стало требование главы государства о ликвидации сверхнормативных запасов готовой продукции. В наибольшей степени это, по понятным причинам, коснулось предприятий Минпрома — им со стороны Белэксимгаранта предоставлено 159,6 млрд. Br страхового покрытия (по данным на 1.09.2009 г.).
Стоит учесть, что проблема разгрузки складов решается преимущественно за счет диверсификации экспорта в государства с высокими (по версии Организации экономического сотрудничества и развития) страновыми рисками. Так, Таджикистан, Куба, Венесуэла и другие перспективные адресаты белорусских товаров входят в самую «рисковую» седьмую группу. Украина также опустилась с 5-й на 7-ю позицию. Германия, Франция и другие члены Евросоюза формально относятся к безопасной «нулевой» группе, но и там ежегодно происходят десятки тысяч банкротств. В связи с этим при отгрузке продукции в ЕС страховой договор также не будет лишним.
Страновой рейтинг влияет прежде всего на размер страховых тарифов. Чем стабильней положение государства-импортера, тем ниже взносы. В целом для обеспечения принятых обязательств за счет государственных ресурсов собственный капитал компании сформирован в объеме 92,6 млрд. Br. Плюс к этому в республиканском бюджете на 2009 г. дополнительно предусмотрены 133,2 млрд. Br на выплату страхового возмещения, хотя, по словам Г.Мицкевича, необходимости прибегать к данному ресурсу еще ни разу не возникало.

Владислав ПЛАТУН

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года

27.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

26.03.2024Компания ЛОКТ ООО– это профессионалы на рынке систем видеонаблюдения,
Профессиональная установка систем видеонаблюдения под ключ с гарантией на все виды работ компания ЛОКТ ООО


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация