Новости

На заседании Совмина премьер Сергей Сидорский признал, что «за 9 месяцев в экономике допущены серьезные провалы (худший показатель - в августе)»

На заседании Совмина премьер Сергей Сидорский признал, что «за 9 месяцев в экономике допущены серьезные провалы (худший показатель - в августе)», и дал поручение по разработке дополнительных мер. Ответ министерств не заставил себя долго ждать - предложены новые экономические показатели, которым отведена роль «фильтров».
Министр экономики Николай Зайченко вслед за недавно введенным показателем соотношения темпов роста реализованной продукции и темпов роста промпроизводства предложил новый прогнозный ориентир - лимит импортоемкости. Его введение министр обосновал «необходимостью наличия надежных источников покрытия отрицательного сальдо внешней торговли», которые позволят сохранить и увеличить золотовалютные резервы.
Однако этот показатель использовался министром в докладах и ранее, но только в роли расчетного, а не прогнозного ориентира, за невыполнение которого с производственников спрашивают очень строго. «В нашей экономике есть определенная зависимость, которая проявляется в высокой импортоемкости ВВП», - говорил в июне 2007г. Зайченко. - На каждый один доллар ВВП мы тратим 65 центов импорта». Такой уровень импортоемкости, по оценке министра, был обусловлен структурными недостатками белорусской экономики, которая нуждается в инновационной перестройке.
Впрочем, с перестройкой правительство спешить не стало. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в январе 2008г., т.е. спустя полгода после признаний министра экономики, импортоемкость возросла до 71 цента на $1 белорусского ВВП. Суетиться особой нужды не было, поскольку начало 2008г. осталось в истории белорусской экономики как наиболее благоприятный период в ее развитии благодаря высоким мировым ценам на углеводороды. Стоимость экспортируемых белорусских нефтепродуктов росла, хотя эффективность экономики по показателю импортоемкости падала. Но кто обращал внимание на подобные мелочи в условиях сырьевой эйфории!
За январь-август 2009г. показатель импортоемкости составил 58 центов на $1 белорусского ВВП. И на основании этих данных можно смело сделать вывод о том, что для его улучшения потребовались лишь изменения в мировой сырьевой конъюнктуре (цены на нефть упали более чем в два раза), а не «инновационная перестройка» белорусской экономики. Сыграли свою роль кризис и скромные усилия правительства, о которых умолчать тоже нельзя, по ограничению ввоза импортных медикаментов, отдельных сортов сигарет, кормов для животных и прочих товаров, по мнению правительства, не самой первой необходимости. В итоге за 8 месяцев 2009г. импорт снизился на 65,3%, в то время как экспорт - на 55,5%.
Вот где кроются неисчерпаемые резервы снижения импортоемкости. Экономика демонстрирует худшие результаты, зато импортоемкость развивается в нужном направлении. Так, может, дать экономике месячную передышку и сразу довести новый показатель до желанного минимума? Кстати, первая особенность всех новых целевых ориентиров, предложенных Минэкономики, состоит именно в том, что они начинают меняться в нужном направлении еще до их введения в практику народнохозяйственного прогнозирования. И чем экономике хуже, тем новым показателям лучше. Видимо, как только производство окончательно встанет колом, и будут достигнуты вожделенные уровни импортоемкости и опережения темпов роста выручки над темпами роста производства.
Минсельхозпрод тоже приложил руку к творческому процессу, предложив установить в 2010г. целевой показатель по темпу роста сельхозпроизводства, но без учета продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах. Такую инициативу на заседании Совмина проявил глава Минсельхозпрода Семен Шапиро, сославшись на необходимость «эффективной оценки деятельности общественного сектора в сельхозотрасли» и моральную поддержку Белстата и Национальной академии наук.
Проблема в том, что в личных подсобных хозяйствах, несмотря на государственную заботу, наблюдается «постоянное снижение сельхозпроизводства». И «этот процесс вряд ли возможно остановить». Между тем за последние 4 года общественный сектор благодарно откликнулся на господдержку, увеличив объем производства в 1,4 раза. Вот ему и следует назначить финансовое доппитание. «Для восполнения каждого процента сокращения в личных подсобных хозяйствах необходимо увеличивать производство в общественном секторе на 0,56%», - нашелся министр.
Вполне возможно, что переориентация финансовых потоков в пользу общественного сектора обойдется государству дешевле, чем повышение закупочных цен на молоко и мясо, поступающие из личных подсобных хозяйств. Пока они едва покрывают затраты на производство этих продуктов, частник производить эти товары не будет. Главная причина падения объемов производства в личных подсобных хозяйствах - в низкой рентабельности производства, а не в сельской демографии. Частник всегда привлекал покупателя не демпинговыми ценами, а качеством и ассортиментом продукции. Однако такой поход плохо вписывается в современную правительственную концепцию экспорта белорусского продовольствия.
Впрочем, аргументы в пользу необыкновенного вкуса и качества «пальцем пиханной» колбасы не потребовались. Глава Минэкономики быстро сообразил, чем чреваты подобные предложения. Пока Минсельхозпрод раскачается, пытаясь перекрыть потери в частном секторе, наступит время отчета за выполнение программы социально-экономического развития на 2006-10гг. Поэтому Зайченко категорически возразил против предложенной модификации прогнозного показателя: «Этот показатель устанавливается как важный и структурообразующий показатель для формирования валового внутреннего продукта». Вот и правильно. Пусть каждый занимается своим делом: Минсельхозпрод - производством продуктов, а Минэкономики - отработкой новых целевых ориентиров для белорусской экономики.




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация