Новости

СМАЧНО ПОТРЕБЛЯТЬ
особенно пиво, соки и рыбные консервы

В 2007г. оборот розничной торговли Беларуси составил Br38,3 трлн. - на 15,3% больше, чем годом раньше; 66% этого показателя дали разные торговые организации, 34% - индивидуальные предприниматели. Прогнозный показатель в 9,5-10,5% в очередной раз перевыполнен. В этом большая заслуга ипэшников, которые в будущем едва ли порадуют правительство таким вкладом в выполнение данного показателя.

Андрей ПОДВИЦКИЙ

В 2007г. люди зарабатывали больше и могли позволить себе увеличить потребление. За 11 месяцев население купило товаров и услуг на Br42,7 трлн., на Br8 трлн. больше, чем за аналогичный период 2006г. (плюс 23%). Налогов заплачено Br8,1 трлн. (+50%), на сбережения ушло Br3,8 трлн. (в 2 раза больше). Если перевести эти деньги на одного среднестатистического белоруса то получается, что в 2007г. он тратил на товары и услуги $186 в месяц. Для сравнения: в 2006г. этот показатель составил $140 (рост на 32,9%). На налоги и взносы шло $35 (на 59% больше, чем в 2006г.), на сбережения - $16,6 (рост в 2 раза). Так что между потреблением и сбережением белорусы явно выбрали первое.

Итак, в 2007г. каждый белорус ежемесячно тратил на товары и услуги на $46 больше. Когда в белорусской семье в 2007г. появлялись дополнительные деньги и наш соотечественник решал потратить их на питание, он отдавал предпочтение мясо-молочным продуктам, растительному маслу (рост продаж в физическом выражении на 17,3%), рыбным консервам (32,8%), пиву (25,1%), сокам (29,9%) и водке (12,5%). Стали меньше покупать животного масла (-16%), сахара (-13,7%), крупы (-10,9%), макарон (-8,8%) и яиц (-3,2%). Между данными начала 2007г. и 2008г. есть небольшие нестыковки. Так, по данным 2008г. рост по мясу и мясо-молочной продукции составляет 10,4%. Если же взять цифру производства мяса, которую дал Минстат в январе 2007г., рост получится 8%. Аналогичная ситуация по молочной продукции, сокам и рыбным консервам.

Впечатляют темпы роста продаж пива: второй год подряд он увеличивается более чем на четверть. По сравнению с 2004г. объем продаж соков увеличился более чем на 70%, чего, кстати, не скажешь о сахаре: очевидно, белорусы медленно, но уверенно забывают привычку заготавливать варенье в домашних условиях. Дешевая водка и «чернила» делают производство самогона нерентабельным. По сравнению с 2004г. объем продаж водки вырос на 62%, а за аналогичный период объем продаж сахара сократился на 21,6%.

Люди не обращают внимания ни на жесткие ограничения по рекламе табака, ни на высокие налоги. В 2007г. в стране продано 17,8 млрд. шт. сигарет (+3,8%). Когда государство, с одной стороны, рассчитывает на алкоголь и табак как на надежную налоговую базу, а с другой - якобы борется за здоровье, понятно кто проиграет в этой неравной борьбе.

В пересчете на душу населения наибольшие темпы роста зафиксированы по стройматериалам - на 52,7%, медикаментам - на 25,6% в стоимостном выражении, пиву - на 33,3%, сокам - 20%, кондитерским изделиям - на 19% в физическом выражении.

Объем продаж одежды и белья вырос на 18,3%. Темпы роста оказались несколько меньше, чем годом раньше, но все равно производители и импортеры одежды могут записать 2007г. в свой актив. Особенно последние, потому как белорусы по мере роста доходов предпочитают покупать более качественную импортную одежду. То же самое относится к производителям и импортерам обуви. В 2007г. объем продаж увеличился на 23,3%.

Одним из потребительских парадоксов минувшего года стало резкое увеличение (почти на четверть) покупки автомобилей при сокращении реализации бензина на 10,4%. Безусловно, сказался тот факт, что данный товар за год подорожал на 22,4%.

А вот процесс насыщения бытовой техникой домашних хозяйств близок к завершению. Внутренний рынок телевизоров и холодильников начал сжиматься. В 2007г. физический объем продаж сократился по телевизорам на 3,9%, по холодильникам - на 1,9%. Объем продаж стиральных машин немного вырос (2,6%), но в данном секторе белорусским производителям едва ли можно надеяться на существенные успехи.

Что покупал и сколько тратил белорус в месяц*

Товарная позиция
2007г.
2006г.
2007г. к 2006г., %
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо, кг
6,7
6,2
8
Цельномолочная продукция, кг
8,6
7,7
11,7
Животное масло
250 г

300 г

-16,7
Сыр
290 г

260 г

11,5
Растительное масло
950 г

840 г

13

Консервы молочные, условных банок

0,19
0,18
5,5
Сахар, кг
1,25
1,3
-3,8
Рыба (включая сельдь), кг
1,1
1,3
-15,4
Консервы рыбные, банок
0,55
0,49
12,2
Крупа, кг
1,15
1,4
-17,9
Макаронные изделия
690 г

800 г

-13,8
Майонезная продукция
320 г

309 г

3,6
Яйца, штук
12,2
12,6
-3,2
Безалкогольные напитки, л
3,9
3,9
-
Кондитерские изделия, кг
1,19
1
19
Соки, условных банок
2,1
1,75
20
Водка, г
970
900
7,8
Пиво, л
4
3
33,3
Табачные изделия, шт.
153
147
4
Синтетические моющие средства
225 г

200 г

12,5
Бензин, кг
5,3
6
-11,7
Медикаменты и химико-фармацевтические товары, $
3,14
2,5
25,6
Одежда и белье, $
6,6
6,1
8,2
Обувь, $
4,2
3,45
21,7
Строительные материалы, $
4,2
2,75
52,7

*население Беларуси на конец 2007г. составляет 9,69 млн.

Источник: расчеты автора по данным Минстата.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

17.04.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

17.04.2024Оздоровительный центр функционирует в круглосуточном круглогодичном режиме.
Оздоровительный центр Брестского отделения Белорусской железной дороги РУП

15.04.2024Пройти комплексное обследование сердечно-сосудистой системы в Витебском областном клиническом кардиологическом центре
Витебский областной клинический кардиологический центр предлагает пройти кардиологическое обследование

14.04.2024Житковичский лесхоз
Житковичский лесхоз производитель пеллетов в Республике Беларусь

14.04.2024Частное предприятие «ЭталонИнжениринг» занимается горизонтально-направленным бурением.
Частное предприятие «ЭталонИнжениринг» занимается горизонтально-направленным бурением.


11 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация