Новости

СМАЧНО ПОТРЕБЛЯТЬ
особенно пиво, соки и рыбные консервы

В 2007г. оборот розничной торговли Беларуси составил Br38,3 трлн. - на 15,3% больше, чем годом раньше; 66% этого показателя дали разные торговые организации, 34% - индивидуальные предприниматели. Прогнозный показатель в 9,5-10,5% в очередной раз перевыполнен. В этом большая заслуга ипэшников, которые в будущем едва ли порадуют правительство таким вкладом в выполнение данного показателя.

Андрей ПОДВИЦКИЙ

В 2007г. люди зарабатывали больше и могли позволить себе увеличить потребление. За 11 месяцев население купило товаров и услуг на Br42,7 трлн., на Br8 трлн. больше, чем за аналогичный период 2006г. (плюс 23%). Налогов заплачено Br8,1 трлн. (+50%), на сбережения ушло Br3,8 трлн. (в 2 раза больше). Если перевести эти деньги на одного среднестатистического белоруса то получается, что в 2007г. он тратил на товары и услуги $186 в месяц. Для сравнения: в 2006г. этот показатель составил $140 (рост на 32,9%). На налоги и взносы шло $35 (на 59% больше, чем в 2006г.), на сбережения - $16,6 (рост в 2 раза). Так что между потреблением и сбережением белорусы явно выбрали первое.

Итак, в 2007г. каждый белорус ежемесячно тратил на товары и услуги на $46 больше. Когда в белорусской семье в 2007г. появлялись дополнительные деньги и наш соотечественник решал потратить их на питание, он отдавал предпочтение мясо-молочным продуктам, растительному маслу (рост продаж в физическом выражении на 17,3%), рыбным консервам (32,8%), пиву (25,1%), сокам (29,9%) и водке (12,5%). Стали меньше покупать животного масла (-16%), сахара (-13,7%), крупы (-10,9%), макарон (-8,8%) и яиц (-3,2%). Между данными начала 2007г. и 2008г. есть небольшие нестыковки. Так, по данным 2008г. рост по мясу и мясо-молочной продукции составляет 10,4%. Если же взять цифру производства мяса, которую дал Минстат в январе 2007г., рост получится 8%. Аналогичная ситуация по молочной продукции, сокам и рыбным консервам.

Впечатляют темпы роста продаж пива: второй год подряд он увеличивается более чем на четверть. По сравнению с 2004г. объем продаж соков увеличился более чем на 70%, чего, кстати, не скажешь о сахаре: очевидно, белорусы медленно, но уверенно забывают привычку заготавливать варенье в домашних условиях. Дешевая водка и «чернила» делают производство самогона нерентабельным. По сравнению с 2004г. объем продаж водки вырос на 62%, а за аналогичный период объем продаж сахара сократился на 21,6%.

Люди не обращают внимания ни на жесткие ограничения по рекламе табака, ни на высокие налоги. В 2007г. в стране продано 17,8 млрд. шт. сигарет (+3,8%). Когда государство, с одной стороны, рассчитывает на алкоголь и табак как на надежную налоговую базу, а с другой - якобы борется за здоровье, понятно кто проиграет в этой неравной борьбе.

В пересчете на душу населения наибольшие темпы роста зафиксированы по стройматериалам - на 52,7%, медикаментам - на 25,6% в стоимостном выражении, пиву - на 33,3%, сокам - 20%, кондитерским изделиям - на 19% в физическом выражении.

Объем продаж одежды и белья вырос на 18,3%. Темпы роста оказались несколько меньше, чем годом раньше, но все равно производители и импортеры одежды могут записать 2007г. в свой актив. Особенно последние, потому как белорусы по мере роста доходов предпочитают покупать более качественную импортную одежду. То же самое относится к производителям и импортерам обуви. В 2007г. объем продаж увеличился на 23,3%.

Одним из потребительских парадоксов минувшего года стало резкое увеличение (почти на четверть) покупки автомобилей при сокращении реализации бензина на 10,4%. Безусловно, сказался тот факт, что данный товар за год подорожал на 22,4%.

А вот процесс насыщения бытовой техникой домашних хозяйств близок к завершению. Внутренний рынок телевизоров и холодильников начал сжиматься. В 2007г. физический объем продаж сократился по телевизорам на 3,9%, по холодильникам - на 1,9%. Объем продаж стиральных машин немного вырос (2,6%), но в данном секторе белорусским производителям едва ли можно надеяться на существенные успехи.

Что покупал и сколько тратил белорус в месяц*

Товарная позиция
2007г.
2006г.
2007г. к 2006г., %
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо, кг
6,7
6,2
8
Цельномолочная продукция, кг
8,6
7,7
11,7
Животное масло
250 г

300 г

-16,7
Сыр
290 г

260 г

11,5
Растительное масло
950 г

840 г

13

Консервы молочные, условных банок

0,19
0,18
5,5
Сахар, кг
1,25
1,3
-3,8
Рыба (включая сельдь), кг
1,1
1,3
-15,4
Консервы рыбные, банок
0,55
0,49
12,2
Крупа, кг
1,15
1,4
-17,9
Макаронные изделия
690 г

800 г

-13,8
Майонезная продукция
320 г

309 г

3,6
Яйца, штук
12,2
12,6
-3,2
Безалкогольные напитки, л
3,9
3,9
-
Кондитерские изделия, кг
1,19
1
19
Соки, условных банок
2,1
1,75
20
Водка, г
970
900
7,8
Пиво, л
4
3
33,3
Табачные изделия, шт.
153
147
4
Синтетические моющие средства
225 г

200 г

12,5
Бензин, кг
5,3
6
-11,7
Медикаменты и химико-фармацевтические товары, $
3,14
2,5
25,6
Одежда и белье, $
6,6
6,1
8,2
Обувь, $
4,2
3,45
21,7
Строительные материалы, $
4,2
2,75
52,7

*население Беларуси на конец 2007г. составляет 9,69 млн.

Источник: расчеты автора по данным Минстата.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

21.03.2024Домановский производственно-торговый комбинат это богатый производственный опыт, умноженный на современные технологии и квалифицированные кадры
ОАО Домановский производственно-торговый комбинат производит силикат натрия растворимый и продукцию на его основе

21.03.2024Выращивание пряностей. Лекарственные травы оптом. Фасовка чая.
Фиточай и БАДы купить оптом в ООО «Калина»

20.03.2024Оздоровительный центр функционирует в круглосуточном круглогодичном режиме.
Оздоровительный центр Брестского отделения Белорусской железной дороги РУП

20.03.2024Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров
Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров

19.03.2024Чай зеленый байховый TAKAMORI от производителя Калина ООО
Новая коллекция:Чай зеленый байховый TAKAMORI


10 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация