В 2007г. оборот розничной торговли Беларуси составил Br38,3 трлн. - на 15,3% больше, чем годом раньше; 66% этого показателя дали разные торговые организации, 34% - индивидуальные предприниматели. Прогнозный показатель в 9,5-10,5% в очередной раз перевыполнен. В этом большая заслуга ипэшников, которые в будущем едва ли порадуют правительство таким вкладом в выполнение данного показателя.
В 2007г. люди зарабатывали больше и могли позволить себе увеличить потребление. За 11 месяцев население купило товаров и услуг на Br42,7 трлн., на Br8 трлн. больше, чем за аналогичный период 2006г. (плюс 23%). Налогов заплачено Br8,1 трлн. (+50%), на сбережения ушло Br3,8 трлн. (в 2 раза больше). Если перевести эти деньги на одного среднестатистического белоруса то получается, что в 2007г. он тратил на товары и услуги $186 в месяц. Для сравнения: в 2006г. этот показатель составил $140 (рост на 32,9%). На налоги и взносы шло $35 (на 59% больше, чем в 2006г.), на сбережения - $16,6 (рост в 2 раза). Так что между потреблением и сбережением белорусы явно выбрали первое.
Итак, в 2007г. каждый белорус ежемесячно тратил на товары и услуги на $46 больше. Когда в белорусской семье в 2007г. появлялись дополнительные деньги и наш соотечественник решал потратить их на питание, он отдавал предпочтение мясо-молочным продуктам, растительному маслу (рост продаж в физическом выражении на 17,3%), рыбным консервам (32,8%), пиву (25,1%), сокам (29,9%) и водке (12,5%). Стали меньше покупать животного масла (-16%), сахара (-13,7%), крупы (-10,9%), макарон (-8,8%) и яиц (-3,2%). Между данными начала 2007г. и 2008г. есть небольшие нестыковки. Так, по данным 2008г. рост по мясу и мясо-молочной продукции составляет 10,4%. Если же взять цифру производства мяса, которую дал Минстат в январе 2007г., рост получится 8%. Аналогичная ситуация по молочной продукции, сокам и рыбным консервам.
Впечатляют темпы роста продаж пива: второй год подряд он увеличивается более чем на четверть. По сравнению с 2004г. объем продаж соков увеличился более чем на 70%, чего, кстати, не скажешь о сахаре: очевидно, белорусы медленно, но уверенно забывают привычку заготавливать варенье в домашних условиях. Дешевая водка и «чернила» делают производство самогона нерентабельным. По сравнению с 2004г. объем продаж водки вырос на 62%, а за аналогичный период объем продаж сахара сократился на 21,6%.
Люди не обращают внимания ни на жесткие ограничения по рекламе табака, ни на высокие налоги. В 2007г. в стране продано 17,8 млрд. шт. сигарет (+3,8%). Когда государство, с одной стороны, рассчитывает на алкоголь и табак как на надежную налоговую базу, а с другой - якобы борется за здоровье, понятно кто проиграет в этой неравной борьбе.
В пересчете на душу населения наибольшие темпы роста зафиксированы по стройматериалам - на 52,7%, медикаментам - на 25,6% в стоимостном выражении, пиву - на 33,3%, сокам - 20%, кондитерским изделиям - на 19% в физическом выражении.
Объем продаж одежды и белья вырос на 18,3%. Темпы роста оказались несколько меньше, чем годом раньше, но все равно производители и импортеры одежды могут записать 2007г. в свой актив. Особенно последние, потому как белорусы по мере роста доходов предпочитают покупать более качественную импортную одежду. То же самое относится к производителям и импортерам обуви. В 2007г. объем продаж увеличился на 23,3%.
Одним из потребительских парадоксов минувшего года стало резкое увеличение (почти на четверть) покупки автомобилей при сокращении реализации бензина на 10,4%. Безусловно, сказался тот факт, что данный товар за год подорожал на 22,4%.
А вот процесс насыщения бытовой техникой домашних хозяйств близок к завершению. Внутренний рынок телевизоров и холодильников начал сжиматься. В 2007г. физический объем продаж сократился по телевизорам на 3,9%, по холодильникам - на 1,9%. Объем продаж стиральных машин немного вырос (2,6%), но в данном секторе белорусским производителям едва ли можно надеяться на существенные успехи.
Что покупал и сколько тратил белорус в месяц*
Товарная позиция
|
2007г.
|
2006г.
|
2007г. к 2006г., %
|
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо, кг
|
6,7
|
6,2
|
8
|
Цельномолочная продукция, кг
|
8,6
|
7,7
|
11,7
|
Животное масло
|
250 г
|
300 г |
-16,7
|
Сыр
|
290 г
|
260 г |
11,5
|
Растительное масло
|
950 г
|
840 г |
13
|
Консервы молочные, условных банок |
0,19
|
0,18
|
5,5
|
Сахар, кг
|
1,25
|
1,3
|
-3,8
|
Рыба (включая сельдь), кг
|
1,1
|
1,3
|
-15,4
|
Консервы рыбные, банок
|
0,55
|
0,49
|
12,2
|
Крупа, кг
|
1,15
|
1,4
|
-17,9
|
Макаронные изделия
|
690 г
|
800 г |
-13,8
|
Майонезная продукция
|
320 г
|
309 г |
3,6
|
Яйца, штук
|
12,2
|
12,6
|
-3,2
|
Безалкогольные напитки, л
|
3,9
|
3,9
|
-
|
Кондитерские изделия, кг
|
1,19
|
1
|
19
|
Соки, условных банок
|
2,1
|
1,75
|
20
|
Водка, г
|
970
|
900
|
7,8
|
Пиво, л
|
4
|
3
|
33,3
|
Табачные изделия, шт.
|
153
|
147
|
4
|
Синтетические моющие средства
|
225 г
|
200 г |
12,5
|
Бензин, кг
|
5,3
|
6
|
-11,7
|
Медикаменты и химико-фармацевтические товары, $
|
3,14
|
2,5
|
25,6
|
Одежда и белье, $
|
6,6
|
6,1
|
8,2
|
Обувь, $
|
4,2
|
3,45
|
21,7
|
Строительные материалы, $
|
4,2
|
2,75
|
52,7
|
*население Беларуси на конец 2007г. составляет 9,69 млн.
Источник: расчеты автора по данным Минстата.
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
21.03.2024Домановский производственно-торговый комбинат это богатый производственный опыт, умноженный на современные технологии и квалифицированные кадры
ОАО Домановский производственно-торговый комбинат производит силикат натрия растворимый и продукцию на его основе
21.03.2024Выращивание пряностей. Лекарственные травы оптом. Фасовка чая.
Фиточай и БАДы купить оптом в ООО «Калина»
20.03.2024Оздоровительный центр функционирует в круглосуточном круглогодичном режиме.
Оздоровительный центр Брестского отделения Белорусской железной дороги РУП
20.03.2024Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров
Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров
19.03.2024Чай зеленый байховый TAKAMORI от производителя Калина ООО
Новая коллекция:Чай зеленый байховый TAKAMORI