Новости

Генеральная уборка

«коммерческих» киосков

Почти полгода Мингорисполком не решался обнародовать решение о ликвидации в Минске последних коммерческих киосков. И наконец объявил: коммерческие киоски на остановках общественного транспорта уберут до конца года. Вместо этих торговых объектов горожанам предложат небольшие павильоны, расположенные в глубине жилых кварталов. А на остановках останутся только газетные киоски.

Оксана ПЕТРОВА

Летом 2007г. главный санитарный врач города Федор Германович заявил, что коммерческие киоски нарушают санитарные нормы и санслужбы рекомендуют их убрать: «Порядок должен быть как внутри киоска, так и снаружи, а его на сегодняшний день нет».

Пока документ, предписывающий убрать киоски, проходил все стадии согласования, чиновники отмалчивались. Складывалось впечатление, что они тянут с обнародованием решения. Лишь в конце января т.г. зампредседателя Мингорисполкома Олег Табанюхов объявил о том, что скоро киосков не останется. Они будут работать до конца т.г., а с 1 января следующего года, возможно, останутся только в тех местах, где поблизости нет магазинов (вероятно, это уступка программе пошаговой доступности магазинов.) Кроме того, при ремонте улиц будут реконструироваться и остановочные пункты, на которых останутся только навесы и газетные киски.

Главная претензия к киоскам - их владельцы не соблюдают санитарно-гигиенические нормы. В Мингорисполкоме добавляют, что киоски - это прошлый век. Они нужны были в системе торговли в начале и середине 90-х гг., но сейчас их время ушло: «В тот переходный период была недостаточно развита торговая сеть, ощущались проблемы по ассортименту товаров», - говорит Табанюхов.

Очевидно, что аргументация чиновников изменилась: от неэстетичности внешнего вида киосков и несоблюдения санитарных норм к несвоевременности существования киосочной формы торговли как таковой. Гипермаркетам от исчезновения киосков проку мало: в киосках люди покупают разную мелочь, а в «гиперах» закупаются по-крупному. Киоски могли мешать маленьким магазинам и сетям, появляющимся в ходе реализации программы шаговой доступности магазинов.

Справка «БелГазеты». В Беларуси магазинами шаговой доступности называют торговые точки, которые, как правило, находятся внутри жилых кварталов. Чтобы добраться до них, жителю квартала нужно потратить не более десяти минут. Это понятие восходит к западному neighbourood store (квартальный магазин).

По словам сотрудников Мингорисполкома, предпринимателям, занимающимся киосочной торговлей, предложат места в павильонах и маленьких магазинах, которые будут соответствовать санитарным нормам, - с водоснабжением, канализацией, местами для хранения товара и т.п. При этом предприниматели будут сами арендовать или выкупать торговые места, никакой помощи со стороны представителей власти не будет. Зато предприниматели, которые захотят продолжать работу, внесут «посильный вклад» в создание магазинов шаговой доступности.

 
БОЛЬШАЯ САНАЦИЯ МЕЛКОЙ ТОРГОВЛИ

Главный государственный санитарный врач Первомайского района Минска Марина ПАНКРАТОВА рассказала корреспонденту «БелГазеты» о том, каким должно быть торговое место с точки зрения санитарного врача.

- С точки зрения наших требований, нет никакой разницы, где находится рабочее место: в гипермаркете, в ТЦ, на улице или на остановочном пункте. Постоянное рабочее место должно иметь естественное освещение. В нем должна быть нормальная температура и влажность. Температура - в пределах 18-22 градусов, влажность - 30-60%. В киосках такого не бывает, и если на улице дождь, то, соответственно, 100-процентная влажность будет и в киоске. К торговому месту должна быть подведена канализация, водоснабжение. В 90-х гг. практиковались рукомойники в киосках. Это допускалось, хотя на практике ими не пользовались: сколько мы ни проверяли, в рукомойниках не было воды. На рабочем месте нельзя есть, должно быть отдельное помещение для принятия пищи. В случае торговли продуктами питания должно быть раздельное хранение и реализация товара. Киоски этого себе тоже позволить не могут.

- К киоску должна быть подведена канализация. Но в тех же газетных киосках канализации нет…

- Согласна.

- Ваша служба когда-нибудь проверяла газетные киоски?

- Да. С теми же самыми претензиями. С точки зрения моей службы, принципиального различия нет. Хотя из того, что я знаю, они каким-то образом регулируют сменность, и там нет того, что продавец круглосуточно стоит. «Союзпечать» - госорганизация, она больше подвержена соблюдению трудового законодательства в части продолжительности рабочего дня, сменности. Если киоски частников не закрываются, потому что каждое закрытие - это потеря покупателя, то эти закрываются на технологические и обеденные перерывы.

- Что-то будет предлагаться взамен киосков?

- В последние месяцы через меня проходили документы, касающиеся новых торговых павильонов. Это проекты небольших помещений, площадью, наверное, 16-20 кв. м, в которых будет осуществляться мелкорозничная торговля. Это будут специализированные торговые места, т.е. в них не будет ассортимента универсама. Эти павильоны предусматривают отдельный вход, три зоны - складскую, торговую и зону покупателей. По-моему, еще ни один из этих проектов не заработал.

Справка «БелГазеты». В 2000г. городские власти приняли решение запретить установку новых киосков; в 2002г. Мингорисполком предписывает перенести киоски, находящиеся в центральной части города, внутрь кварталов, а киоски с главных улиц - на второстепенные. Тогда же киоскам назначили срок работы до 1 июля 2003г. Как сказал тогда в интервью газете «Вечерний Минск» зампредседателя совета по предпринимательству при Мингорисполкоме Сергей Пигарев, «приобретая товар на рынке, вы недоплачиваете налоги, а потом мы сетуем на низкую зарплату. Наши индивидуальные предприниматели активно торгуют сигаретами и пивом. Это товар не только подакцизный, он еще облагается 5-процентным налогом на продажу, который идет в бюджет нашего города. А декретом президента они освобождены от уплаты этого налога. И город теряет... Это первый шаг к цепочке других более важных реформ, таких как коммунальная реформа, реформы здравоохранения и образования»; 2003г. - начало сноса киосков. Предприниматели митингуют и собирают подписи горожан в защиту этой формы торговли, и киоски - те, что не успели снести, - оставили работать до 2006г.; 2006г. - киоски остались только на остановках. Планировалось закрытие всех киосков до 2008г. Сейчас в Минске работает не более 300 киосков.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

23.04.2024«БелВентаТекс» ООО специализируется в вопросах вентиляции, кондиционирования, холодоснабжения, выполняя весь комплекс услуг «под ключ».
ООО «БелВентаТекс» - единственный производитель текстильных воздухораспределителей в Беларуси.

23.04.2024Резиновые покрытия Rubtex® — современное и экологичное покрытие
Резиновая плитка Rubtex из резиновой крошки совсем недавно появилась на рынке в Беларуси

22.04.2024«Адгезия» ООО является лидером по поставке профессиональной клеевой продукции
ООО «Адгезия» является лидером по поставке профессиональной клеевой продукции

22.04.2024Рабтекс Индастри ООО продает резиновые бесшовные покрытия Rubtex для травмобезопасных высококачественных покрытий из резиновой крошки в Беларуси.
Рабтекс Индастри ООО производит резиновые бесшовные покрытия Rubtex для травмобезопасных высококачественных покрытий из резиновой крошки в Беларуси.

22.04.2024Опытный рыбхоз «Лахва» ОАО является полносистемным карповым хозяйством, обеспечивающим производство от получения личинки до выращивания товарной рыбы.

Опытный рыбхоз «Лахва» ОАО   является полносистемным карповым хозяйством, обеспечивающим производство от получения личинки до выращивания товарной рыбы.


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация