Новости

Генеральная уборка

«коммерческих» киосков

Почти полгода Мингорисполком не решался обнародовать решение о ликвидации в Минске последних коммерческих киосков. И наконец объявил: коммерческие киоски на остановках общественного транспорта уберут до конца года. Вместо этих торговых объектов горожанам предложат небольшие павильоны, расположенные в глубине жилых кварталов. А на остановках останутся только газетные киоски.

Оксана ПЕТРОВА

Летом 2007г. главный санитарный врач города Федор Германович заявил, что коммерческие киоски нарушают санитарные нормы и санслужбы рекомендуют их убрать: «Порядок должен быть как внутри киоска, так и снаружи, а его на сегодняшний день нет».

Пока документ, предписывающий убрать киоски, проходил все стадии согласования, чиновники отмалчивались. Складывалось впечатление, что они тянут с обнародованием решения. Лишь в конце января т.г. зампредседателя Мингорисполкома Олег Табанюхов объявил о том, что скоро киосков не останется. Они будут работать до конца т.г., а с 1 января следующего года, возможно, останутся только в тех местах, где поблизости нет магазинов (вероятно, это уступка программе пошаговой доступности магазинов.) Кроме того, при ремонте улиц будут реконструироваться и остановочные пункты, на которых останутся только навесы и газетные киски.

Главная претензия к киоскам - их владельцы не соблюдают санитарно-гигиенические нормы. В Мингорисполкоме добавляют, что киоски - это прошлый век. Они нужны были в системе торговли в начале и середине 90-х гг., но сейчас их время ушло: «В тот переходный период была недостаточно развита торговая сеть, ощущались проблемы по ассортименту товаров», - говорит Табанюхов.

Очевидно, что аргументация чиновников изменилась: от неэстетичности внешнего вида киосков и несоблюдения санитарных норм к несвоевременности существования киосочной формы торговли как таковой. Гипермаркетам от исчезновения киосков проку мало: в киосках люди покупают разную мелочь, а в «гиперах» закупаются по-крупному. Киоски могли мешать маленьким магазинам и сетям, появляющимся в ходе реализации программы шаговой доступности магазинов.

Справка «БелГазеты». В Беларуси магазинами шаговой доступности называют торговые точки, которые, как правило, находятся внутри жилых кварталов. Чтобы добраться до них, жителю квартала нужно потратить не более десяти минут. Это понятие восходит к западному neighbourood store (квартальный магазин).

По словам сотрудников Мингорисполкома, предпринимателям, занимающимся киосочной торговлей, предложат места в павильонах и маленьких магазинах, которые будут соответствовать санитарным нормам, - с водоснабжением, канализацией, местами для хранения товара и т.п. При этом предприниматели будут сами арендовать или выкупать торговые места, никакой помощи со стороны представителей власти не будет. Зато предприниматели, которые захотят продолжать работу, внесут «посильный вклад» в создание магазинов шаговой доступности.

 
БОЛЬШАЯ САНАЦИЯ МЕЛКОЙ ТОРГОВЛИ

Главный государственный санитарный врач Первомайского района Минска Марина ПАНКРАТОВА рассказала корреспонденту «БелГазеты» о том, каким должно быть торговое место с точки зрения санитарного врача.

- С точки зрения наших требований, нет никакой разницы, где находится рабочее место: в гипермаркете, в ТЦ, на улице или на остановочном пункте. Постоянное рабочее место должно иметь естественное освещение. В нем должна быть нормальная температура и влажность. Температура - в пределах 18-22 градусов, влажность - 30-60%. В киосках такого не бывает, и если на улице дождь, то, соответственно, 100-процентная влажность будет и в киоске. К торговому месту должна быть подведена канализация, водоснабжение. В 90-х гг. практиковались рукомойники в киосках. Это допускалось, хотя на практике ими не пользовались: сколько мы ни проверяли, в рукомойниках не было воды. На рабочем месте нельзя есть, должно быть отдельное помещение для принятия пищи. В случае торговли продуктами питания должно быть раздельное хранение и реализация товара. Киоски этого себе тоже позволить не могут.

- К киоску должна быть подведена канализация. Но в тех же газетных киосках канализации нет…

- Согласна.

- Ваша служба когда-нибудь проверяла газетные киоски?

- Да. С теми же самыми претензиями. С точки зрения моей службы, принципиального различия нет. Хотя из того, что я знаю, они каким-то образом регулируют сменность, и там нет того, что продавец круглосуточно стоит. «Союзпечать» - госорганизация, она больше подвержена соблюдению трудового законодательства в части продолжительности рабочего дня, сменности. Если киоски частников не закрываются, потому что каждое закрытие - это потеря покупателя, то эти закрываются на технологические и обеденные перерывы.

- Что-то будет предлагаться взамен киосков?

- В последние месяцы через меня проходили документы, касающиеся новых торговых павильонов. Это проекты небольших помещений, площадью, наверное, 16-20 кв. м, в которых будет осуществляться мелкорозничная торговля. Это будут специализированные торговые места, т.е. в них не будет ассортимента универсама. Эти павильоны предусматривают отдельный вход, три зоны - складскую, торговую и зону покупателей. По-моему, еще ни один из этих проектов не заработал.

Справка «БелГазеты». В 2000г. городские власти приняли решение запретить установку новых киосков; в 2002г. Мингорисполком предписывает перенести киоски, находящиеся в центральной части города, внутрь кварталов, а киоски с главных улиц - на второстепенные. Тогда же киоскам назначили срок работы до 1 июля 2003г. Как сказал тогда в интервью газете «Вечерний Минск» зампредседателя совета по предпринимательству при Мингорисполкоме Сергей Пигарев, «приобретая товар на рынке, вы недоплачиваете налоги, а потом мы сетуем на низкую зарплату. Наши индивидуальные предприниматели активно торгуют сигаретами и пивом. Это товар не только подакцизный, он еще облагается 5-процентным налогом на продажу, который идет в бюджет нашего города. А декретом президента они освобождены от уплаты этого налога. И город теряет... Это первый шаг к цепочке других более важных реформ, таких как коммунальная реформа, реформы здравоохранения и образования»; 2003г. - начало сноса киосков. Предприниматели митингуют и собирают подписи горожан в защиту этой формы торговли, и киоски - те, что не успели снести, - оставили работать до 2006г.; 2006г. - киоски остались только на остановках. Планировалось закрытие всех киосков до 2008г. Сейчас в Минске работает не более 300 киосков.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом