Новости

Великая российская стена

Однобокая ориентация белорусского машиностроения на рынок России делает его зависимым от преференциальной политики тамошних властей.
Как уже не раз упоминалось, по итогам 7 месяцев текущего года среди отраслей отечественной промышленности абсолютно наихудший результат был зафиксирован в машиностроении и металлообработке, которая потеряла в объемах производства 26,7% по сравнению с 3,9% по индустриальному сектору народного хозяйства в целом.

Столь разочаровывающий результат был достигнут в основном за счет "усилий" производителей автомобильной техники, на долю которых приходится 22% совокупной продукции отрасли. За январь - июль 2009 г. они сократили выпуск изделий против прошлогоднего уровня на 42,1%, в том числе грузовых автомобилей - на 52,3%.

Упасть еще ниже машиностроению и металлобработке не позволили только относительно более удачные результаты работы заводов, выпускающих тракторную и сельскохозяйственную технику. В этой подотрасли (удельный вес которой превышает 29%) за 7 отчетных месяцев уменьшение объемов производства составило "всего" 13,1%, в том числе тракторов - 35,9%.

В пользу "сельхозников" говорит также сравнение значений показателей, отражающих соотношение объемов товарных запасов по состоянию 1 августа и величины среднемесячного выпуска: 108% против 340% у автомобилестроителей.

Заметно лучше у них и показатели экспорта: совокупное сокращение зарубежных поставок тракторов составило 42,2%, сельскохозяйственной техники - 29% (для сравнения: экспорт седельных тягачей снизился на 88,8%, грузовых автомобилей - на 82,6%). Не столь трагичным выглядит и уменьшение продаж продукции подотрасли в Россию: тракторов - на 44,2%, сельхозтехники - на 31,2% (отгрузка седельных тягачей в РФ упала на 93,6%, грузовых автомобилей - на 85,7%).

Спрос на сельхозтехнику в соседней стране, видимо, поддержал наметившийся там рост агрохозяйства, хотя он и составил с января по июль лишь 0,3% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. В РФ за первое полугодие поступило 44,97% (в другие страны СНГ - 15,47%, за его пределы - 39,56%) всех экспортированных из Беларуси тракторов и 77,03% сельхозмашин (в СНГ - 6,85%, в прочие страны - 16,22%).

Однако доминирующее положение российского рынка в отечественном экспорте является ахиллесовой пятой нашего тракторного и сельхозмашиностроения, делая его особенно чувствительным к протекционистским мерам, которые принимает и еще намеревается принять правительство РФ.

Выступая 17 августа на заседании президиума совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политики в Сочи, первый вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков подверг жесткой критике работу Министерства сельского хозяйства в первом полугодии по целому ряду направлений.

В числе прочего критике подверглась и работа по обновлению парка сельхозтехники (прежде всего за счет изделий российской промышленности, с тем чтобы сохранить рабочие места и обеспечить деятельность ведущих предприятий). В связи с этим Минсельхоз РФ утвердил специальный реестр техники и оборудования для реализации сельхозтоваропроизводителям на условиях лизинга.

В 2009 г. для пополнения уставного капитала ОАО "Росагролизинг" запланировано выделить 25 млрд. RUB, еще 12 млрд. RUB перечислено "Россельхозбанку" на кредиты для приобретения сельхозтехники, причем только российской.

В рамках реализации программы антикризисных мер советом директоров "Росагролизинга" для сельхозтехники производства РФ были введены льготные условия поставки, предусматривающие увеличение сроков договоров лизинга до 15 лет, выплату первого лизингового платежа в размере 7% от первоначальной стоимости через 12 месяцев после передачи техники в лизинг, второго платежа - через 18 месяцев.

Импорт же сельхозтехники был затруднен еще в начале текущего года, когда с подачи ОАО "Ростсельмаш" Правительство РФ повысило ввозные пошлины с 5 до 15%. Правда, эффект от этой меры оказался недостаточным.

За первое полугодие, согласно озвученным Виктором Зубковым данным, закупки тракторов составили лишь 24%, зерноуборочных комбайнов - 32%, кормоуборочной техники - 18% от намеченных показателей. Не произошло и коренного перелома в пользу российской техники. По информации компании "Росагролизинг", в первом полугодии ею было закуплено всего лишь чуть более 6 тыс. тракторов. А машин марки МТЗ за тот же период, по сведениям Белстата, тамошним аграриям было поставлено свыше 8 тысяч.

Как полагают некоторые эксперты, приведенные цифры говорят не только об ухудшении финансового "здоровья" АПК России, но и о том, что качество российской техники не устраивает сельхозпроизводителей.

Не хочешь - заставим.

Подводя итоги совещания, В. Зубков предложил Минсельхозу еще раз рассмотреть вопрос о порядке приобретения техники агрокомплексом и обратить внимание на реальную ставку кредитов сельхозпроизводителям. Пока российское аграрное ведомство думает, власти на местах пытаются "домашними средствами" заставить крестьян закупать технику преимущественно отечественного производства, применяя при этом политику "кнута и пряника".

Как следует из публикаций ИА "Амител", в Алтайском крае, чтобы заинтересовать местных аграриев в приобретении тракторов, которые производит ООО "Алтайский трактор" (г. Рубцовск), тамошняя администрация предлагает им весьма выгодные условия. В течение пяти лет будут компенсированы 40% стоимости машины ценой 1,7 млн. RUB: 20% (фактически, первый взнос по лизингу) - в первый год, затем, начиная со второго года лизинга, - по 5% ежегодно.

И тем не менее крестьяне отчаянно сопротивляются покупке рубцовских тракторов, объясняя свою позицию тем, что эти машины (Т-4) - анахронизм с технической точки зрения, имеют низкую производительность и "гробят здоровье механизаторов". При таких обстоятельствах компенсация их стоимости из государственного кармана, по их мнению, означает попросту выбрасывание денег на ветер.

Но администрация края не хочет сдаваться. Как следует из комментария, размещенного на сайте ИА "Амител", районы, не желающие приобретать это технологическое чудо, лишаются дотаций из краевого бюджета, что автоматически оставляет без средств к существованию людей, получающих зарплату за счет этого источника.

Но и краевые власти можно понять. Как сообщило не так давно ИА REGNUM Новости, на ООО "Алтайский трактор" продолжается оптимизация производства. В ее рамках сокращено 595 чел. И теперь списочная численность работников предприятия составляет приблизительно 1.980 чел. В связи с оптимизацией на заводе были также резко сокращены и производственные мощности.

По мнению экспертов, наилучшим выходом из ситуации могло бы стать налаживание в Рубцовске лицензионного производства более современного и в то же время относительного недорогого трактора, например трактора "Беларус".

И, надо сказать, одно время подобные планы активно обсуждались. Но, по словам депутата Госдумы России Алексея Багарякова, высказывания которого приводит www.belaruspartisan.org, появления совместного производства белорусских тракторов в Алтайском крае (а также в Хакассии, Новосибирске и Омске, ранее бывших кандидатами на создание СП) скоро ожидать не стоит: федеральные российские власти очень болезненно реагируют на попытки губернаторов проявлять инициативу в отношениях с Беларусью и дают им "по шее".

Тепличные условия гибельны.

Однако закрытие рынка для продукции иностранных производителей - это всегда путь в никуда. О какой модернизации производства можно говорить в стране, где нет конкуренции? В долгосрочной перспективе высокие пошлины (как, впрочем, и любые другие тарифные и нетарифные преференции властей) могут выйти российским производителям сельхозтехники боком. Как это случилось, например, в автопроме.

Если белорусов можно попросту "отшвырнуть", то с западными компаниями, держателями самых передовых технологий, так поступить означает обречь себя на вечную индустриальную отсталость. А это значит, что в ответ на введение заградительных пошлин они начнут открывать свои сборочные заводы на территории вне России.

И тот же "Ростсельмаш", как АвтоВАЗ сегодня, вынужден будет перейти в глухую оборону, теряя на собственном рынке одну позицию за другой, несмотря на самые изощренные меры господдержки. Ведь ничто не может заставить покупателей приобретать продукцию, не соответствующую их запросам.

Впрочем, понимание этого, кажется, начинает приходить и к руководству России. Выступая 9 сентября на встрече с руководством Союза машиностроителей РФ, именно на данном обстоятельстве счел необходимым сделать акцент российский премьер Владимир Путин.

По его мнению, это справедливо не только по отношению к частному потребителю, но и к государству. Оно тоже должно получать качественную продукцию, в противном случае сами госструктуры станут неконкурентоспособными. За последние месяцы машиностроители получили достаточно серьезные ресурсы и преференции. Теперь правительство надеется, что выделенные деньги будут использованы "по уму".

Вопрос в том, означает ли это, что российские власти на всех уровнях перестанут ставить "подножки" белорусским поставщикам и все "разборки" между производителями из братских стран отдадут на откуп "невидимой руке рынка".
Александр АЛЕСИН

http://belmarket.by




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

19.03.2024Катализатор автомобильный сдать
Скупка у населения автомобильных нейтрализаторов выхлопных газов.

18.03.2024Магоста-Групп -наша продукция сертифицирована в ЕЭС!
Магоста-Групп - первый поставщик оборудования и компонентов для систем вентиляции, отопления, кондиционирования

17.03.2024Филиал ПУ «Витебскторф» является лидером в республике по производству и продажам торфяных питательных грунтов торговой марки «Двина»
Питательный грунт «Двина» – гарантия высокого урожая!

17.03.2024ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.
ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.

14.03.2024Приобретать наш продукт выгодно, ведь высокое качество мы сочетаем с низкой стоимостью.
Мы производим продукцию, которая позволяет сделать мир чище! ЗАО «Ливсор»


11 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация