Новости

БУХГАЛТЕР, ЧЁРНЫЙ МОЙ БУХГАЛТЕР

МНС определило врагов прозрачного налогообложения

Глава белорусского государства неоднократно приказывал правительству упростить налоговую систему и снизить налоги. До президента дошла информация, что по легкости уплаты налогов Беларусь находится на последнем месте в мире. Об этом заявили PricewaterhouseCoopers и Всемирный банк. В такой ситуации Министерство по налогам и сборам (МНС) не могло отмолчаться. В начале декабря в администрацию президента пришло письмо от МНС, подписанное министром Анной Дейко. После ознакомления с ним стало понятно, почему глава государства так не любит «коммерсантов» и почему при нынешнем составе правительства налоговой реформы стране не видать.

Ярослав РОМАНЧУК

Козлы опущения

МНС начинает письмо в лучших номенклатурных традициях, заверяя главу государства, что оно «принимает все меры по безусловному выполнению» его поручений «в части сокращения и упорядочения налоговых проверок и упрощения налогового законодательства». По информации МНС, в 2004г. налоговые органы провели 137,8 тыс. проверок, в 2005г. - 119,8 тыс., в 2006г. - 92,8 тыс. Оказывается, 366 проверок в день - это результат сокращения: было 510. В отношении юрлиц число проверок сократилось на 44%, ИП - на 22,4%. Сокращаются тематические проверки, увеличивается число комплексных. Помимо уплаты налогов, МНС контролирует соблюдение требований 54 актов законодательства. Число проверок уменьшается, объем доначисляемых налогов и предъявляемых санкций растет. В 2004г. 137,8 тыс. проверок дали в бюджет Br136,6 млрд., а в 2006г. 92,8 тыс. проверок - на 32% больше (Br200,8 млрд.).

Формально поручение президента выполнено. План по штрафам перевыполнен. А то, что бизнес не чувствует облегчения, то, что сам план по сбору штрафов абсурден, никого не интересует. Как и пять лет назад, на вопрос о самой большой проблеме бизнес-климата деловое сообщество слаженно отвечает: налоги! Разъяснения МНС о сути проводимой им реформы объясняют, почему она никак не доходит до налогоплательщиков.

В рамках упрощения налогового законодательства в 2007г. МНС признало утратившими силу 100 ведомственных нормативных актов: «Отменены инструкции по вопросам исчисления и уплаты налогов за исключением налогов, взимание которых предусмотрено указами (оффшорный сбор, налогообложение резидентов СЭЗ)». Бухгалтеры говорят, что для работы без штрафов и пени нужно знать около 5 тыс. нормативных актов. Налоговики отменили отдельные инструкции, но не тронули сути налоговой системы, не развели учет для уплаты налогов и учет для финансовой деятельности - и поспешили доложить о выполнении поручений президента.

На Западе эффективность работы налоговых органов по упрощению налоговой системы оценивалась бы по снижению штрафов и количества совершаемых ошибок, на доле налоговых поступлений к ВВП. У нас же все можно списать на нерадивость предпринимателей и безграмотность бухгалтеров: «Однако, несмотря на проводимую работу по упрощению законодательства и совершенствованию административных процедур, количество ошибок плательщиков при расчете налогов не снижается по ряду причин». Это не чиновники не умеют писать понятные, однозначные при трактовке законодательные акты. И не они придумали большое количество налоговых платежей, ежемесячные походы бухгалтеров в налоговую и 144% налогов с валовой прибыли. Козлом отпущения объявлены бухгалтеры.

Каждый второй - в группе риска

МНС пишет, что «на протяжении длительного периода в республике существует проблема кадрового обеспечения организаций главными бухгалтерами». На конец 2007г. на учете состояло 58 тыс. юрлиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В них бухучет вели 38,8 тыс. главных бухгалтеров. В 18,6 тыс. организаций (32%) главный бухгалтер работает по совместительству. По две организации ведут 5327 главбухов, по три - 1234, по четыре - 335, по пять - 122, по шесть - 51 главный бухгалтер. 7,8 тыс. коммерческих организаций (13,5%) работают без главного бухгалтера или его функции выполняет руководитель. «Законодательством такое совмещение разрешается, но при проверках таких предприятий в основном и выявляются схемы уклонения от уплаты налогов». Почему специалисты не хотят становиться главбухами, сколько нервов они теряют при составлении налоговых отчетов и их сдаче, а также о стоимости данных услуг для предпринимателя МНС не упоминает.

Второй объект критики МНС - бухгалтерские организации. Они обслуживают 1758 компаний (3% от общего числа). Некоторые ведут по 40 коммерческих структур, «что без привлечения наемной рабочей силы физически невозможно. Оплата таких услуг относится на себестоимость продукции и уменьшает налогооблагаемую прибыль обслуживаемой организации, однако при этом не гарантируется защита интересов государства, поскольку в отличие от главного бухгалтера директор бухгалтерской компании несет ответственность в пределах, оговоренных договором на оказание услуг». Вот что гложет МНС в рамках реформы налоговой системы: «сверхдоходы» директоров бухгалтерских фирм и мнимое снижение базы для налога на прибыль.

«Необеспеченность главными бухгалтерами юрлиц, особенно вновь создаваемых, приводит не только к необоснованному росту зарплаты этой группы работников, но и является причиной плохой организации бухучета и искажения налогооблагаемой базы… 48,8% коммерческих организаций следует отнести к группе риска совершения нарушений налогового законодательства».

При такой подаче информации от МНС могут родиться следующие выводы: 1) руководители вновь создаваемых коммерческих организаций богатеют, причем, необоснованно; 2) за высокую зарплату они плохо ведут бухучет; 3) они склонны манипулировать правилами бухучета, чтобы платить меньше налога на прибыль; 4) каждый второй в частном бизнесе - потенциальный нарушитель налогового законодательства. Аналогичные доклады несут президенту на стол еще минимум десять контролирующих организаций, в т.ч. КГК, КГБ и прокуратура.

Из таких докладов следует, что частный бизнес в Беларуси - это источник коррупции, злостный неплательщик налогов и разрушитель рабочих мест. Такую точку зрения поддерживает руководство Минлегпрома, Минпрома, Минсельхозпрода и крупных компаний, тесно работающих с исполкомами, правительством и управделами президента. Раз каждая вторая коммерческая организация - потенциальный нарушитель закона, то сокращение числа частных компаний ведет к сокращению коррупции. С другой стороны, чем меньше частных компаний, тем меньше работы у налоговиков, которые могут усерднее и внимательнее следить за ними. Такова железная антипредпринимательская логика органов власти.

Неверный курс

Еще одну причину большого количества ошибок в бухучете МНС видит в «невысокой теоретической подготовке вновь выпускаемых бухгалтеров». Вузы страны ежегодно выпускают 4692 специалиста по бухучету, анализу и аудиту. На дневной форме обучения образование получают 923 человека (19,2% специалистов). Большая часть бухгалтеров получает знания на различных курсах.

По мнению МНС, «большинство главных бухгалтеров не имеют возможности повышать квалификацию, поскольку центры послевузовского обучения имеют ведомственную подчиненность... На этом спекулируют коммерческие структуры, организующие разного рода платные однодневные семинары с привлечением в качестве лекторов специалистов, зачастую далеких от практики применения налогового законодательства». В результате диверсии частных образовательных структур на пару с недалекими бухгалтерами страдают бедные коммерческие организации. Налоговые инспекторы с болью в сердце выписывают им штрафы: «Заложниками ситуации становятся трудовые коллективы, нарушается нормальная деятельность организаций, теряющих рынки сбыта своей продукции и услуг, снижаются налоговые поступления в следующих за проверкой периодах».

«Вышеизложенная ситуация и является основной причиной того, что в среде главных бухгалтеров постоянно муссируется мнение о сложности налогового законодательства, которое нередко используется разными структурами, в т.ч. и международными, при подготовке заключений о сложности налоговой системы РБ в целом».

Полуграмотные бухгалтеры жалуются международным организациям на близкую к идеалу отечественную налоговую систему. Отсюда - плохие международные рейтинги и отвратительный деловой имидж РБ. Из-за этого и проблемы с иностранными инвесторами.

На подступах к идеалу

Заключительная часть обращения МНС к главе государства выдержана в особо торжественном и конструктивном тоне. Налоговики заверяют президента, что внимательно изучили налоговые системы европейских стран: «Имеющийся анализ позволяет сделать вывод, что налоговая система РБ в настоящее время достигла оптимального состояния, поскольку гармонично сочетает интересы государства и налогоплательщика». Все у нас просто, эффективно, оптимально. Министра статистики и анализа Владимира Зиновского, который в конце 2007г. говорил об армии бухгалтеров численностью более 400 тыс. человек, тоже, очевидно, бес попутал. Всемирный же банк и PricewaterhouseCoopers просто не доросли до качества методики системной оценки белорусских налоговиков.

МНС не собирается останавливаться на достигнутом: «С целью сокращения непреднамеренных нарушений налогового законодательства, повышения эффективности работы организаций, по мнению МНС, целесообразно решить следующие вопросы: для претендентов на должность главного бухгалтера - квалификационный госэкзамен с выдачей соответствующего документа; разрешить совмещение должностей руководителя и главного бухгалтера только в случае применения организацией упрощенной системы налогообложения, а также для некоммерческих организаций; рассмотреть вопрос о создании региональных центров бухгалтерской поддержки на базе республиканских унитарных предприятий, подчиненных органам госуправления, ограничив право негосударственных коммерческих структур на оказание бухгалтерских услуг организациям, не имеющим главного бухгалтера». Еще МНС предлагает упростить бухучет для МСБ. Какое может быть упрощение, если налоговая система у нас оптимальная?!

По сути, предлагается ввести аналог экзамена на получение водительских прав, только по бухучету. Не важно, что у человека есть диплом. Не имеет значения, что собственник доверяет ему бухучет. Не важно, есть у компании нарушения или нет. Последнее слово должно быть за налоговой. Она хочет заполучить полную вертикально интегрированную налоговую монополию: сама пишу законы и инструкции, сама учу, издаю налоговые журналы, принимаю экзамены, проверяю и интерпретирую деятельность компаний, наказываю и милую.

Пока неизвестно, что ответит Александр Лукашенко, но позиция МНС ясна. Налоговая реформа объявлена излишней, частные организации - потенциальной угрозой для бюджетной системы, бухгалтеры - безграмотными подстрекателями PricewaterhouseCoopers и Всемирного банка.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk    

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом