Новости

Как взломать"код отсутствия"?

Достижения наших рок-музыкантов могут показаться скромными, скажем, на фоне событий шоу-бизнеса соседних стран.

 
Анатолий МЕЛЬГУЙ
 

Некоторые даже утверждают, что альтернативное музыкальное движение в нашей стране в прошедшем году больше напоминало диссидентские посиделки на кухне, оставляющие место только для пессимизма и апатии...

 

Но, с другой стороны, откуда взялся столь мощный полемический запал, возникший в околомузыкальных кругах в связи с "походом" белорусских рок-музыкантов к Пролесковскому? Видимо, данный эмоциональный взрыв стал итогом высвобождения энергии невидимой пружины, которая до некоторого времени аккумулировала творческие порывы представителей отечественной рок-музыки и ожидания публики... Нужно заметить, что деятельность всех структур белорусского музыкального андеграунда в этом году была направлена на противостояние еще более брутальным попыткам властей все поголовно "запретить и не пущать!". В ответ на эти попытки музыканты развернули кампанию раскрутки маховика отечественного рок-движения за счет новых музыкально-стилистических поисков. Кроме того, была издана целая серия долгожданных альбомов лидеров белорусской рок-сцены. Один за другим своими релизами нас порадовали музыканты групп N.R.M., "Крама", Neuro Dubel, OSIMIRA, "Крамбамбуля", UR’IA, P.L.A.N., "Зьмяя", Дмитрий Войтюшкевич и его WZ-orkiestra. Даже "динозавры" белорусского рока — группа "Сузор’е" — завершили работу над своим самым ярким рок-концептом — "Песняй пра зубра"...

 

Сегодняшняя реальность такова, что в нашей стране пока невозможно проведение крупных, европейского уровня, рок-фестивалей. Но их отсутствие компенсировалось большим количеством малых тематических форм. Напомним наиболее интересные проекты. Например, международный "Купальскi фэст" был посвящен модному pagan-metal, Krivia Aeterna — "темному" dark-wave и пост-фолку, "Дударскi фэст" и "Вольнае паветра" — медиевальной музыке и фолк-року, программы "Басовiшча" и запрещенного "Рок-кола" способствовали поиску молодых талантов. Фестивали "Права быць свабодным. Луцк-2007", "Be2gether" успешно представляли белорусскую рок-музыку более искушенным слушателям Украины и Литвы... Оптимизм вызывает и возросшая активность тех слоев общества, которым не все равно, каким будет отечественное рок-движение в будущем. Создавались новые студии звукозаписи, продюсерские центры, коалиции в поддержку белорусских рок-музыкантов, возникали коммерческие структуры по реализации музыкальной продукции, стартовали интересные издательские проекты...

 

Показательным в этом смысле является работа культурного центра при Партии БНФ, созданного на базе ее штаб-квартиры. Только за прошедший год при полном зале там состоялось около 70 презентаций неподцензурных музыкальных и видеоизданий. Комиссия по культуре партии БНФ стала инициатором многочисленных акустических концертов, автограф-сессий, пресс-конференций и дискуссий. Большой резонанс среди любителей отечественной рок-музыки вызвало новое начинание центра — конкурс лучших белорусских видеоклипов "Клiп-марафон", этапы которого проводились в разных городах Беларуси....

 

В отличие от стран, где шоу-бизнес в первую очередь — бизнес, в Беларуси все рок-движение оставалось волонтерским, с "сяброўскiм" оттенком. Поэтому в нашем случае шло становление структур общественного менеджмента рок-движения. Несмотря на пристальное внимание к ним властей (то, что стремление к эффективному контролю здесь присутствует, засвидетельствовал разговор с чиновником президентской Администрации), у продюсеров запрещенных групп, организаторов концертов всегда находились возможности (пусть и скромные), чтобы на приемлемом уровне презентовать новый диск любимой команды, дать возможность несколько раз в год выступить с концертами, распространять диски среди слушателей... При этом многим рисковали владельцы, директора столичных и региональных клубов, музыкальных магазинов, которые на свой страх и риск предоставляли концертные площадки "подпольным" музыкантам, проводили презентации дисков.

 

Музыканты, естественно, стремятся не навредить тем, кто ценит их творчество и помогает наперекор властным идеологическим установкам. Поэтому лидеры ведущих белорусских групп "Крама", "Палац", N.R.M. и Neuro Dubel — Игорь Ворошкевич, Олег Хоменко, Лявон Вольский и Александр Куллинкович — взяли на себя смелость своими неординарными действиями оградить и друзей, и совершенно незнакомых людей, в том числе из предпринимательской среды, от маячащих на горизонте санкций, справедливо полагая, что такой шаг абсолютно не противоречит ни моральным принципам, ни логике развития белорусского рок-движения.

 

Почему же обсуждение рок-музыкантами организационных, по сути, вопросов с хозяином одного из просторных кабинетов вызвало такую бурную реакцию, в том числе и в среде либеральной общественности?

 

Все дело в том, что разговор по существу, который состоялся в результате похода музыкантов в Администрацию президента, — это редкий случай диалога высших чиновников и представителей национального музыкального андеграунда, выступающих за свободу, независимость и демократию Беларуси. Уже несколько лет, находясь в состоянии клинча с оппозицией и национальной интеллигенцией, власть ни напрямую, ни через посредников не вступала в переговоры ни с одной ее структурой. А тут рок-музыканты вклинились, что называется, без очереди, вызвав тем самым нервную реакцию некоторой части белорусского оппозиционного сообщества!

 

Что же касается предположений о том, что количество почитателей белорусской рок-музыки резко снизится из-за контакта музыкантов с представителями власти, то такие выводы, скорее всего, остаются голословными. Возможно, пертурбации музыкальных пристрастий произойдут среди неофитов национального рок-движения, но никак не среди тех слушателей, с кем у рок-музыкантов старая, проверенная годами дружба!

 

А вот реальны ли надежды на то, что власть сдержит свое слово, откроет информационные и организационные каналы для продвижения в массы произведений белорусской рок-музыки? И, если да, насколько удачным для нее окажется освоение новых территорий? Ответы на эти вопросы остаются открытыми. Но в любом случае участие группы "Палац" в проекте "ЕвроФэст", как и участие "Крамы" и Д. Войтюшкевича в новогодних телепроектах уже дало старт своеобразному белорусскому рок-эксперименту. Намеренно воспользовавшись в названии статьи реминисценцией о полемической книге белорусского философа Валентина Акудовича "Код адсутнасцi", автор хотел бы подчеркнуть, что для отечественного рок-движения наступают времена, когда становится возможной реализация "кода присутствия" национального музыкального андеграунда в белорусском культурном пространстве. Такой случай упустить нельзя, чтобы в следующем году было меньше причин для пессимизма и апатии.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
   

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом