Новости

Вторресурсы требуют стимулов

Крупные города стучатся в дверь правительства с просьбой о помощи в борьбе с загрязнением прилегающих территорий производственными и бытовыми отходами. Мусорные горы продолжают здесь расти ввысь, а нынешних мер недостаточно для решительного перелома негативной тенденции. Об этом шла речь на состоявшемся в Минске круглом столе.
В Совмине на рассмотрении находится, в частности, обращение столичных властей. Они не в силах остановить лавину твердых бытовых отходов (ТБО), объем которых вырос до 600 тыс. т в год. Как сообщил на заседании круглого стола главный инженер ГПО «Коммунальное хозяйство Мингорисполкома» Георгий Селявко, в правительство направлено предложение пересмотреть действующий порядок оплаты населением услуг по избавлению его от мусора. Потому что существующий тариф на одного минчанина (около 200 Br в месяц), не обеспечивает «даже затрат на захоронение отходов».
На сегодняшний день эту работу выполняет государственное УП «Экорес». «Тенденция такова: ежегодный прирост объемов образующихся в Минске отходов составляет 3–5%», — сообщил главный инженер предприятия Александр Жуковец. По его словам, два года назад «Экорес» установило линию по сортировке раздельно собранных коммунальных отходов. Однако объем такой переработки и получения вторичного сырья вместе с заготовкой его от населения и юрлиц составляет не более 5%. Остальные 95% столичного мусора складируют на трех полигонах под Минском.
Уже лет десять ведутся разговоры о необходимости что-то менять и по примеру цивилизованных государств вести активную борьбу с загрязнением окружающей среды. Все эти годы в столичную мэрию поступало множество предложений от иностранных фирм-инвесторов. Все, однако, упиралось в окупаемость проектов. Деловые люди из США, Германии, Израиля, других стран предлагали взять за основу схемы возврата капвложений, аналогичные применяемым за рубежом. Белорусы отказывались. И вот, похоже, Мингорисполком осознал бесперспективность многолетней позиции. В письме, направленном в Совмин, правительству предлагается, как уточнил Г.Селявко, «разработать методику установления тарифов в зависимости от уровня переработки твердых коммунальных отходов».
В случае положительного решения в столице, по словам представителя ГПО «Коммунальное хозяйство Мингорисполкома», дело сдвинется с мертвой точки. Ожидают этого решения и потенциальные инвесторы. В частности, свои услуги по строительству мусороперерабатывающего завода за 20 млн. EUR предлагает одна из российских компаний. По ее технологии происходит утилизация высококалорийных отходов, в частности, пластмасс и резины, поступающих на выработку тепловой и электрической энергии. Производительность — 200 тыс. т отходов в год. Себестоимость переработки 1 т — около 20 EUR. Для сравнения: себестоимость применяемого ныне захоронения 1 т мусора — 5 EUR.
Годовая производительность 300 тыс. т ТБО и себестоимость переработки 30 EUR за 1 т — таковы характеристики мусороперерабатывающего завода, который предлагает построить для Минска известная компания из Германии. Правда, ее услуга дороже российской — 100 млн. EUR. В то же время немецкий завод перерабатывает отходы по иной технологии, у которой есть ряд преимуществ.
Надо сказать, в мире сегодня существует множество технологий по утилизации ТБО. Наиболее дорогие из них отличаются максимальным вовлечением в повторный хозяйственный оборот, т.н. рециклинг, продуктов переработки. Скажем, в США — мировом лидере по использованию вторичных ресурсов — в сфере рециклинга отходов работает 122 тыс. предприятий, на которых трудится более 1,6 млн. человек. Объем рынка экологических технологий оценивается в 659 млрд. USD. Здесь власти штатов и городов принимают широкий комплекс мер для стимулирования экобизнеса. В частности, для муниципальных нужд предписывается приобретать в первую очередь товары из вторсырья. А если цены на них оказываются более высокими, то для закупки выделяются дотации. Кроме того, сами американцы материально заинтересованы в сокращении объема бытовых отходов, т.к. стоимость заказа на их вывоз увеличивается при большем объеме заказываемого семьей контейнера. Также на муниципальном уровне действует эффективная система экологических штрафов.
В нашей стране экономические подходы в этой сфере, которые бы направляли общество на противодействие росту ТБО, мягко говоря, малоэффективные. В частности, услуги сети заготовительных пунктов вторсырья из-за низких цен на него привлекают лишь небольшую часть населения. В системе раздельного сбора коммунальных отходов посредством установки специальных контейнеров для отдельных видов вторсырья также нет механизма материальной заинтересованности, а экологическая культура жителей городов, как показала практика, невысока.
О необходимости создания в стране «нормальной экономической базы» для стимулирования организаций и населения в решении «мусорной» проблемы говорил на круглом столе заведующий сектором промышленного нормирования РУП «Бел НИЦ «Экология» Минприроды Вадим Зубрицкий. «Мы раздельный сбор отходов ввели, число контейнеров выросло, что требует дополнительных рейсов автотранспорта для их вывоза и, как следствие, увеличения затрат, источники покрытия которых, увы, не определены», — пример финансовых тупиков, которые, по его словам, возникают здесь на каждом шагу. Как считает В.Зубрицкий, преодолеть их можно было бы путем заимствования богатого зарубежного опыта, в частности, Швеции, Швейцарии, где в сфере обращения с отходами действуют эффективные экономические механизмы.
Три месяца назад в Беларуси указом Президента от 22.06.2009 № 327 была утверждена Государственная программа сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья на 2009–2015 гг., ставящая целью увеличение его вовлечения в отечественную экономику. В этом документе, как прозвучало на круглом столе, появились некоторые положения, основанные на международной практике и ориентирующие наше общество на ее применение.
Например, во многих странах мира действует принцип расширенной ответственности производителей и импортеров за отходы в сфере сложной бытовой техники — вышедшие из строя холодильники, радиоприемники, компьютеры, электроплиты и т.д. Он обязывает организации по истечении жизненного цикла продукции собирать ее и утилизировать. Согласно госпрограмме, этот механизм решено внедрить и в Беларуси. Производители и импортеры должны будут либо сами организовать сбор и переработку отслуживших срок и вышедших из употребления товаров, либо воспользоваться услугами организаций, специализирующихся на такой деятельности.

Михал СТЕЛЬМАК

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом