Новости

В листе ожидания

"Точечная" приватизация как спасательный круг

 

Жить по средствам белорусская экономика пока так и не научилась. Статус-кво фактически финансирует Россия.

 
Татьяна МАНЕНОК
 

Даже двукратное повышение цены на газ и ужесточение условий поставок нефти, с чем столкнулась страна в 2007 году, не подвигли белорусское правительство на проведение системных реформ в экономике, в том числе и на приватизацию. Единичные имущественные сделки (Velcom, "Мотовело") носили закрытый характер и были продиктованы вынужденными обстоятельствами.

 
Фальстарт.
 

 Несмотря на комфортный переходный период, предоставленный Кремлем для перехода на европейские принципы формирования цены на энергоносители, проблемы сохраняются. Ведь кроме головной боли с энергоресурсами, ставилась задача получить в 2007 году положительное сальдо торгового баланса в размере не менее 0,5 млрд. USD.

 

Очевидно, что для решения этой задачи требовались системные преобразования в экономике, отказ от доминирующей роли государства и ставка на развитие частного бизнеса. Однако в такой плоскости вопрос не ставился, ибо в этом случае правительству следовало признать неэффективность самой социально-экономической белорусской модели.

 

На ситуацию отреагировали пожарными методами. Срочно стали искать источники "живых" денег. Был составлен список ведущих предприятий для возможной продажи. В нем оказались едва ли не самые ликвидные отечественные предприятия — ОАО "Нафтан", ОАО "Мозырский НПЗ", МАЗ, Белорусский цементный завод (БЦЗ), ОАО "Полимир", Светлогорское "Химволокно", "Белтелеком", Гродненская табачная фабрика "Неман", ОАО "Белшина", ОАО "Гродно Азот", ОАО "Гродно Химволокно", ОАО "Могилевхимволокно" и т. д.

 

Несбыточность планов их приватизации была очевидна сразу. В списке оказались государственные заводы, на акционирование которых потребовалось бы немало времени. Было понятно, что решиться на продажу госимущества белорусские власти могли лишь в исключительной, крайней ситуации. А она таковой не являлась.

 

Так и оказалось: ни одно из предприятий, попавших в список, не было приватизировано.

 

Между тем в начале года правительство серьезно готовилось к приватизации цементных заводов и ведущих предприятий пивоваренной отрасли. Но затем от этой идеи отказалось — цементные заводы решили модернизировать за счет китайских кредитов, а желающим инвестировать в эту отрасль предложили построить заводы с нуля.

 

Не удалось привлечь инвесторов и в пивоваренные заводы, хотя А. Лукашенко еще год назад одобрил эту идею. В ожидании приватизации "Крынiцы", "Брестского пива", "Белсолода" заявки на участие подали 5 ведущих компаний — Heineken, Baltic Beverages Holding AB (BBH), инвестиционная группа Detroit Investment Ltd (учредитель СЗАО "Пивоваренная компания "Сябар"), SUB Miller и Groupe Soufflet.

 

Однако на совещании в августе А. Лукашенко высказался против приватизации предприятий пивоваренной отрасли, заявив, что для их техперевооружения можно привлечь кредиты, а спустя пару лет продать подороже.

 

Новая программа развития пивоваренной отрасли Беларуси, разработанная с учетом "опоры на собственные силы", уже претворяется в жизнь. На минувшей неделе акционеры ОАО "Крынiца" (доля государства — более 80%) и ОАО "Брестское пиво" (госдоля — 85%) согласились в обмен на привлечение госинвестиций увеличить уставные фонды и передать акции государству.

 

В уходящем году белорусская приватизация отмечена двумя заметными сделками. Это продажа в одни руки кризисного ОАО "Мотовело" и компании Velcom.

 

Владельцем "Мотовело" после неудачной попытки государства вывести его из кризиса и нескольких месяцев закулисных торгов стала австрийская компания ATEC Holding GmbH. Госпакет акций завода (99,7%) был продан иностранному инвестору в рассрочку по номинальной стоимости примерно за 7,2 млн. USD.

 

Velcom была продана австрийской Mobilcom Austria путем двухступеньчатой сделки, через кипрскую компанию. Похоже, к продаже госпакета — оператора мобильной связи белорусские власти прибегли в критической ситуации, когда срочно понадобились деньги на оплату накопленного долга за поставки российского газа, поскольку получить к этому времени российский кредит не удалось. Сумма сделки официально не названа.

 
Сигналы услышали?
 

И все же внешние вызовы заставили правительство в этом году чуть приоткрыть двери перед иностранным капиталом. Началась продажа банков (Славнефтебанк) зарубежным компаниям, Беларусь получила кредитный рейтинг.

 

Правительство перешло к активному внешнему заимствованию финансовых ресурсов — в первую очередь, несвязанных кредитов России, Китая и ведущих зарубежных банков. Была активизирована работа по наполнению инвестпроектами действующих иностранных кредитных линий Германии, Италии, Китая.

 

В ожидании грядущего повышения цен на энергоносители все чаще стали звучать предложения о необходимости создания условий для привлечения в Беларусь иностранных инвестиций. В 2008 году ставится задача привлечь 2,3 млрд. USD, большую часть из них должны составить прямые инвестиции — их объем, по предварительным расчетам, должен увеличиться до 1,4 млрд. USD.

 

По имеющейся информации, правительство готовится в 2008 году изменить стратегию привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Смысл нововведений состоит в том, чтобы благодаря налоговым и таможенным льготам создать единую оффшорную зону для иностранных инвесторов.

 

Подготовлен проект программы развития рынка ценных бумаг на 2007-2010 гг., где предлагается ограничить действие института "золотой акции", который отпугивает потенциальных инвесторов.

 
Отбой тревоги.
 

Можно было предположить, что под давлением внешних угроз, в первую очередь более высоких цен на энергоносители, в стране может начаться трансформация экономики, пусть медленная и очень осторожная.

 

Однако после того как Россия предоставила Беларуси стабилизационный кредит на льготных условиях в размере 1,5 млрд. USD и пообещала в 2008 году рассмотреть вопрос о выделении нового кредита в объеме 2 млрд. USD, активность и решительность белорусского правительства работать в направлении создания привлекательных условий для привлечения иностранных инвестиций может погаснуть.

 

Москва в последнее время, похоже, поменяла тактику в отношении Беларуси и не собирается "шокировать" союзника высокими ценами на энергоносители. "Газпром" в течение еще 3 лет будет оплачивать свою долю в СП на базе "Белтрансгаза" деньгами (по 625 млн. USD ежегодно), а российские компании поставляют нефть в Беларусь с учетом льготированной пошлины на нефть (еще 2 года).

 

Пока Россия продает Беларуси природный газ по самым низким ценам в Европе и нефть значительно дешевле мировой цены, пока остается открытой граница с Россией для беспошлинного экспорта отечественной продукции на необъятный соседний рынок, ожидать скорой приватизации в Беларуси вряд ли следует.

 

Скорее всего, это будут по-прежнему штучные продажи, продиктованными финансовыми обстоятельствами или интересами какой-то стороны.

 

Сосредоточение полномочий по проведению приватизации, по сути, в руках одного человека (все мало-мальски значимые приватизационные проекты должны быть в обязательном порядке одобрены президентом — он контролирует все сделки с собственностью стоимостью свыше 10 тыс. базовых величин, то есть около 80 тыс. USD) дает основание предположить, что приватизация крупных предприятий в Беларуси будет носить закрытый и "точечный" характер.

 

Если сильно понадобятся деньги, власти могут пойти на продажу 2% акций в созданном совместном российско-белорусском предприятии СООО "МТС", где российская компания пока имеет 49% и давно заявляет о своем желании увеличить свой пакет до контрольного.

 

К 2011 году "Газпром" выполнит обязательства по оплате 50% акций в СП на базе "Белтрансгаза", и Беларусь должна будет оплачивать газ за счет своих ресурсов. Это может спровоцировать серьезные проблемы для нереформированной белорусской экономики. Можно предположить, что белорусские власти постараются упредить эти проблемы.

 

Возможности для этого есть. "Газпром" еще в 2006 году заявлял о готовности в течение 2-3 лет поставлять в Беларусь газ в счет активов нефтехимических предприятий, в том числе Мозырского НПЗ. Не исключено, что через пару лет такая необходимость возникнет — придет очередь приватизации белорусских предприятий, представляющих стратегический интерес для "Газпрома".

 

Переговоры о создании СП на базе ОАО "Гродно Азот" с участием стопроцентной "дочки" "Газпрома" — компании "Газ-Ойл" (осуществляет поставки природного газа крупнейшему белорусскому потребителю этого вида сырья на условиях толлинга) уже ведутся.

 
***
 

В 2006 году дефицит своих финансов Беларусь перекрыла в основном за счет внешних кредитов и займов — 1,7 млрд. USD, и лишь 749 млн. USD удалось привлечь в качестве инвестиций, из них в основной капитал пошло и того меньше — 73 млн. USD.

 

В итоге совокупный внешний долг страны вырос за год на 34,2%, составив на начало 2007 года 6,7 млрд. USD. С тех пор внешний долг подскочил еще на 37,5% — до нынешних 9,27 млрд. USD.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД     МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом