Новости

Невыполнение выполнимого

2007 год показал, что экономическая политика (по крайней мере, до конца года) не претерпела существенных изменений, а интерес иностранных инвесторов к белорусским предприятиям пока остался неудовлетворенным.

 
Александр ЧУБРИК,экономист Исследовательского центра ИПМ
 

Замедление роста доходов населения, инвестиций, ВВП, ускорение инфляции, рост внешнеторгового дефицита и внешнего долга, улучшение финансовых показателей предприятий, профицит бюджета, рост экспорта и золотовалютных резервов — могут ли все эти события описывать одну экономику в один период времени? Могут, если это белорусская экономика в 2007 году.

 

Причем в зависимости от того, на какие из этих событий делать акцент, можно характеризовать год как очень успешный, успешный, неуспешный и провальный. Мы попробуем максимально непредвзято разобраться в изменениях макроэкономической ситуации и предоставить читателям право самим решать, каким был этот год и каким может быть следующий.

 
Внешние условия.
 

Прежде чем говорить об итогах года, необходимо представлять, в каких условиях работала белорусская экономика.

 

Кроме самого очевидного — повышения цены на газ и ухудшения условий поставок нефти, существуют менее очевидные, но полностью противоположные внешние условия. Это повышение цен на большинство экспортируемых товаров (см. диаграмму 1), обеспечившее довольно высокие темпы роста стоимости экспорта и, соответственно, валютной выручки. Внешнеэкономическую конъюнктуру 2007 года можно сравнить с 2004 годом, когда белорусская экономика выросла на 11,4%. В текущем году правительство уже не сможет похвастаться столь впечатляющими результатами — по итогам года ВВП, вероятно, вырастет всего на 8% (в прошлом году он возрос без малого на 10%).

 
ВВП, потребление и инвестиции.
 

Замедление роста ВВП неудивительно, ведь замедлился и рост всех основных компонентов совокупного спроса — потребления домохозяйств, инвестиций и экспорта. Почему это произошло?

 

Наиболее очевидным объяснением выглядит энергетический шок. Например, замедление роста экспорта легко объясняется отсутствием роста поставок нефтепродуктов и прекращением экспорта белорусской нефти. Сюда же внесли вклад проблемы с поставками в Россию сахара и мяса. Поэтому даже рост экспорта продукции машиностроения, черной металлургии, химии и нефтехимии не смогли спасти ситуацию.

 

"Шоковое" объяснение замедления роста потребления очень простое: после повышения цен на газ у бюджета и предприятий стало меньше денег, и они не могли увеличивать зарплаты и пенсии прежними темпами. Однако замедление роста этих источников дохода началось раньше, еще в апреле 2006 года, то есть сразу после завершения президентской кампании.

 

В этом нет ничего необычного: замедление роста зарплат и пенсий после выборов — обычное явление для Беларуси. То же самое наблюдалось, например, в 2001 году. Однако с "небольшим" отличием. Раньше ограничение роста зарплаты и потребления способствовало ускорению роста инвестиций. В этом году и рост доходов, и рост инвестиций замедляются одновременно. И это происходит именно из-за нехватки у предприятий собственных средств для финансирования инвестиций после подорожания энергоносителей. В бюджете тоже хватало других направлений для расходов. В итоге большая часть нагрузки по финансированию инвестиций легла на белорусские банки.

 
Цены.
 

Ускорение инфляции стало еще одной особенностью 2007 года — темпы роста потребительских цен увеличились впервые с 1999 года. С апреля по ноябрь их рост ускорился с 7,0 до 10,3% (год к году), что заметно больше запланированного на 2007 год показателя инфляции (6-8%).

 

Конечно, объяснение повышения цен их "энергетической составляющей" кажется логичным. Однако повышение цен на энергоносители произошло в начале года, когда инфляция держалась в рамках 7-8%. Основной прирост пришелся на продукты питания, цены на которые имеют лишь косвенное отношение к стоимости нефти и газа.

 

Фактически правительство само подняло инфляцию до нынешних показателей, повысив цены на социально значимые продукты питания. Наконец, ускорение инфляции произошло на фоне относительного ужесточения монетарной политики и стабильного курса белорусского рубля к доллару, то есть политика правительства противоречила политике Национального банка.

 
Доверие к национальной валюте.
 

Вероятно, худшим последствием энергетического шока стало падение доверия населения к национальной валюте.

 

Сложно, однако, предположить, что само по себе повышение цен на газ привело к ажиотажу на валютном рынке в начале года и к резкому замедлению роста рублевых депозитов в последующем. Паника началась, когда еще не было достигнуто окончательной договоренности о цене на газ, и именно непрозрачность переговоров с Россией, вероятно, стала одной из причин опасений по поводу будущего белорусского рубля.

 

Еще одним "проколом" властей стало сначала отсутствие реакции на слухи о деноминации и девальвации, а затем сама реакция: "Национальный банк сделает все возможное, чтобы не допустить девальвации". В итоге даже те, кто верил в стабильность белорусского рубля, могли задуматься о переводе своих рублевых сбережений в иностранную валюту. После таких действий любые заявления о том, что экономика успешно преодолела последствия повышения цен на газ, выглядели неубедительно. И если способность Национального банка удержать курс в начале года убедила в том, что терять проценты и покупать валюту нет смысла, "осадочек" остался — доверие к банкам сохранилось, а доверие к белорусскому рублю стало снижаться.

 

Падение доверия к национальной валюте иллюстрирует диаграмма 2. Последние семь лет рублевые депозиты населения неизменно росли быстрее валютных. Однако в конце 2007 году тенденция переломилась: в марте темп прироста валютных депозитов превысил темп прироста рублевых депозитов. При этом ускорение роста валютных и замедление роста рублевых депозитов началось еще в октябре 2006 года. За год темпы прироста рублевых депозитов снизились с 69,5 до 29,2%, а валютных — выросли с 11,3 до 70,4%.

 

Очевидно, что падение доверия к национальной валюте вкупе с повышением роли банков в экономике имеет серьезные последствия для будущей экономической политики. Любой негативный шок, будь то паника на валютном рынке или проблемы во взаимоотношениях с Россией или Европой, может привести к оттоку депозитов. Следовательно, банки, как минимум, лишатся значительной части своей ресурсной базы и не смогут активно участвовать в финансировании экономики. В худшем случае могут произойти кризис ликвидности и системный банковский кризис, который будет иметь крайне негативные экономические (инфляция, девальвация, падение ВВП) и политические (невыполнение обещаний о величине долларового эквивалента зарплаты) последствия.

 

В такой ситуации ключевым элементом экономической политики становится валютный курс, а самой опасной мерой экономической политики — девальвация белорусского рубля.

 
Можно ли избежать девальвации?
 

Существуют два показателя, которые говорят о стабильности валютного курса: отношение валютных резервов страны к стоимости импорта и к денежной базе. Считается, что если резервами можно три месяца расплачиваться за импорт товаров и услуг, то нет оснований для беспокойства о том, что курс национальной валюты может рухнуть под влиянием негативных внешних шоков.

 

В Беларуси этот показатель только недавно приблизился к стоимости 1,5 месяца импорта. Однако такой величины резервов вполне достаточно, чтобы погасить краткосрочные всплески спроса на валютном рынке, — в условиях отсутствия конвертируемости белорусского рубля по капитальному счету сложно представить себе такую спекулятивную атаку на белорусский рубль, при которой Национальному банку не хватило бы нынешних резервов. Еще недавно они едва достигали стоимости 0,5 месяца импорта, и никаких предпосылок для девальвации не было.

 

Другой показатель — покрытие денежной базы валютными резервами — в Беларуси колеблется около 100%, то есть Национальный банк не допускает чрезмерного увеличения денежного предложения, которое могло бы привести к дополнительному давлению на валютный курс. Поэтому на данный момент ни внутренняя, ни внешняя стабильность белорусского рубля не вызывает опасений.

 

Однако, как справедливо заметил на ноябрьском заседании правительства А. Кобяков, на ближайшие годы Беларуси можно забыть о снижении внешнеторгового дефицита — одно только энергетическое сальдо будет неуклонно снижаться по мере роста цен на газ и нефть. Кроме того, рост доходов населения и необходимость модернизации белорусских предприятий означают, что будет расти и неэнергетический импорт. Поэтому возникает закономерный вопрос: как можно избежать девальвации в условиях растущего дефицита внешней торговли?

 

 Сценарии развития экономики.

 

Чтобы ответить на этот вопрос, исследовательским центром ИПМ были смоделированы три сценария развития экономики: базовый, негативный и позитивный.

 

Кратко их можно охарактеризовать так. Базовый сценарий означает сохранение экономической политики, максимально близкой к "дошоковой", ориентацию в финансировании растущего дефицита на внешнее заимствование и приватизацию только в случае необходимости. При таком сценарии можно избегать значительной девальвации вплоть до следующих президентских выборов.

 

В негативном сценарии предусмотрен дополнительный внешний шок (например, торговая "война" с Россией), который сделает невозможным финансирование дефицита без значительной приватизации, на которую, согласно сценарию, белорусские власти не пойдут. Такой сценарий означает девальвацию до выборов, а также существенное накопление внешнего долга.

 

Наконец, позитивный сценарий предполагает предотвращение конфликтов с Россией, начало реструктуризации экономики и продажу предприятий иностранным инвесторам как основной инструмент финансирования растущего внешнеторгового дефицита. При таком сценарии потребность в девальвации минимальна — Национальный банк может пойти на нее только в качестве меры по повышению ценовой конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках.

 
Какой из этих сценариев наиболее вероятен?
 

2007 год показал, что экономическая политика (по крайней мере, до конца года) не претерпела существенных изменений, а интерес иностранных инвесторов к белорусским предприятиям пока остался неудовлетворенным. Основную роль в финансировании дефицита сыграло именно увеличение внешнего долга. Поэтому экономика пока развивается в соответствии с базовым сценарием.

 

Однако очевидно, что базовый сценарий легко может трансформироваться в негативный, для этого достаточно дополнительного внешнего шока.

 

Единственный сценарий, страхующий от негативных экономических и политических последствий, — это позитивный. Только он гарантирует достижение в 2010 году прогнозных показателей заработной платы, а следовательно, определенную политическую стабильность. Поэтому его реализация была бы наиболее желательной для властей, хотя сама по себе "желательность" не делает вероятность выбора такого сценария наиболее высокой.

 

Его реализации противостоит система законодательства и принятия решений, выстраиваемая годами и направленная на блокирование любых реформ. Демонтаж этой системы и построение новой требуют времени, которое в нашем случае есть деньги и голоса избирателей.

 

Пока же экономисты единодушны в своих прогнозах (а фактически — в оценках) на 2007 год и традиционно расходятся в прогнозировании на более длительную перспективу.

 

Международные организации традиционно пессимистичны и ожидают в 2008 году роста ВВП на 6,5% (см. таблицу). Власти до ноябрьского заседания правительства были сдержанными оптимистами, прогнозируя на 0,5 процентного пункта меньше, чем на 2007 год, однако потом одумались и оставили прогнозы на прошлогоднем уровне.

 

Прогноз исследовательского центра ИПМ — средняя величина прогнозов по трем сценариям — близок к нижней границе официального, традиционно самого точного прогноза. В любом случае очевидно, что если кризис и случится, то не в 2008 году, что, видимо, является неплохим новогодним пожеланием для читателей "БР".

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

07.03.2024РУП «БЕЛТЭИ» имеет статус научно-исследовательского и проектного предприятия
РУП «БЕЛТЭИ» за годы своей деятельности стал ведущим разработчиком целого ряда прикладных научных направлений

05.03.2024Предприятие «Дановский» осуществляет геодезические работы по всей территории Беларуси
Частное Геодезическое Предприятие «Дановский» все работы выполняет своими силами, без привлечения сторонних организаций

05.03.2024Производство металлочерепицы -АрсеналМеталл ООО
АрсеналМеталл ООО производит металлоизделия для кровли

04.03.2024Рабтекс Индастри ООО продает резиновые бесшовные покрытия Rubtex для травмобезопасных высококачественных покрытий из резиновой крошки в Беларуси.
Рабтекс Индастри ООО производит резиновые бесшовные покрытия Rubtex для травмобезопасных высококачественных покрытий из резиновой крошки в Беларуси.

03.03.2024ТХК-регион - продажа запчастей к сельхозтехнике
ООО «ТХК-регион» - поставщик запасных частей для сельскохозяйственной техники, хорошо известный на рынке Республики Беларусь. Качество и надежность нашей продукции уже оценили многие отечественные сельскохозяйственные предприятия.


14 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация