Новости

НАЦБАНК - МИНФИН: ДИСБАЛАНС ИНТЕРЕСОВ НАРАСТАЕТ

Более года назад «БелГазета» поднимала вопрос о странном характере сотрудничества Нацбанка и Минфина в области регулирования рынка ценных бумаг и своих интересов. Если сказать коротко, между двумя уважаемыми ведомствами начала складываться нездоровая конкуренция за привлечение и использование свободных денежных средств. Как ни странно, за прошедшее время стороны не только не договорились, но ситуация, на наш взгляд, еще более усугубилась и обостряется.

Сергей КРАВЦОВ

И Нацбанк, и Минфин являются крупными эмитентами своих облигаций. Основными из них являются краткосрочные облигации Нацбанка (КО) и минфиновские государственные краткосрочные облигации (ГКО), государственные долгосрочные облигации (ГДО). Заимствования этих ведомств на рынке ценных бумаг - нормальная практика для любого государства. Минфину они нужны для покрытия дефицита госбюджета, дофинансирования его отдельных статей, для сглаживания т.н. кассовых разрывов, возникающих в результате неравномерных поступлений и расходования денежных средств. Нацбанку - в большей мере для регулирования ликвидности банковской системы и субъектов хозяйствования. Размещая свои КО, он оттягивает излишнюю денежную массу на себя, как бы стерилизует ее. Параллельно, надо полагать, решает свои проблемы с пополнением ресурсов. И те, и другие облигации, как финансовые инструменты, обращаясь на вторичном рынке, регулируют денежные потоки финансового рынка страны.

И Нацбанк, и Минфин должны согласовывать, координировать эмиссионную и прочую деятельность на финансовом рынке как субъекты государства, определяющие его денежно-кредитную и бюджетно-финансовую политику. И совсем непонятно, когда они не могут определиться в периодах и объемах эмиссии своих ценных бумаг, в сроках их обращения и погашения, в доходности облигаций на первичном и вторичном рынках. По важнейшему параметру - сроку обращения - финансовые инструменты Минфина и Нацбанка сразу развели: ГКО выпускаются со сроком погашения до года и в последнее время он достиг 360 дней, ГДО - свыше года; нацбанковские КО обращаются со сроками от 7 до 90 дней. И, что весьма важно, при этом должна соблюдаться общеизвестная закономерность: доходность ценных бумаг должна быть прямо пропорциональна сроку их обращения. Но закономерность - не закон. И эмитентам не запрещено устанавливать любую доходность своих бумаг, лишь бы они находили спрос у потенциальных инвесторов.

Чьи бумаги ценнее?

Доходность каждый эми­тент может устанавливать по своим финансовым возможностям. И если у Минфина, как и положено, все всегда расписано - что, когда, кому и куда, то Нацбанк работает на условиях определенного коммерческого расчета и,вероятно, имеет больше возможностей для финансового маневра.

В январе-феврале т.г. средняя доходность размещенных на аукционах гособлигаций составила 10,83% годовых при среднем сроке обращения 428 дней. К примеру, средневзвешенная доходность семидневных облигаций Нацбанка с датой размещения 18.07.2007г. и датой погашения 25.07.2007г. составила 10,71%. С датами 26.09.2007г. и 2.10.2007г. - 10,24% годовых. При покупке краткосрочных облигаций Нацбанка со сроком обращения 7 дней и доходностью 10,24% и дальнейшем реинвестировании средств в данные бумаги в течение года инвестор получит совокупной доход в размере 10,77% годовых. Вкладывая аналогичную сумму средств в минфиновские ГКО на срок до 1 года, инвестор получит не более 10,25%. Если учесть, что два ведомства, представляя интересы государства, конкурируют на первичном рынке за одних и тех же потенциальных инвесторов, каковыми являются в первую очередь коммерческие банки, то денежные потоки облигационных займов на этом фоне явно отворачиваются от Минфина.

В результате из объявленных Минфином в текущем году 45 аукционов 14 признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок. В первую очередь в виду отсутствия основных участников - «Беларусбанка» и «Белагропромбанка».

То, что в текущем году исполнение республиканского бюджета идет с профицитом, не должно никого расслаблять. Во-первых, данный профицит обязан в основном поступлениям в бюджетные целевые фонды и Фонд соцзащиты населения. Во-вторых, деньги в виде госзаймов всегда нужны Минфину для равномерного финансирования, о чем говорилось выше. Если ранее объемы размещения госбумаг превышали объемы их погашения, то за январь-октябрь Минфин, разместив облигаций на Br1548,02 млрд., погасил за этот же период их на Br1634,98 млрд., т.е. налицо сворачивание бюджетных займов. За этот период Нацбанк разместил КО на Br5322,1 млрд., а погасил на Br5121,4 млрд. Идет переток свободных средств инвесторов - коммерческих банков от госзаймов в краткосрочные облигации Нацбанка. Объем размещения КО в 2007г. возрос по сравнению с 2006г. в 3 раза.

Коммерционализация претит Минфину

Будет преувеличением сказать, что Нацбанк «положил» рынок государственных ценных бумаг, но давление на него, опустошающее его финансовое пространство, не только не прекращается, но и усиливается. Вероятно, чтобы с честью выйти из создавшейся ситуации, Нацбанк, как финансовый агент правительства, предлагает Минфину придать его облигациям более коммерческий характер, определив им доходность на уровне ставки рефинансирования плюс 2-3%. Но для Минфина выплата этих процентов есть статья «обслуживание государственного внутреннего долга», в которой все прописано и расписано, как все в бюджете.

Поэтому в большинстве развитых стран доходность гособлигаций держится на уровне ставки рефинансирования. Обслуживание долга по доходным КО также уменьшает прибыль Нацбанка, половину которой он перечисляет в бюджет. Поэтому можно утверждать, что опосредованно за счет бюджетных средств финансируется и обслуживание долга по КО. Может, Нацбанк, как финансовый агент правительства, в целях экономии бюджетных средств должен сосредоточиваться не на эмиссии собственных ценных бумаг, а на активизации своей деятельности на вторичном рынке гособлигаций, как в большинстве развитых стран?

Во многих из этих стран центробанкам законодательно запрещена эмиссия собственных ценных бумаг и предписано работать только с государственными, т.е. с правительственными ценными бумагами. Скорее всего, там уже пережили подобные ситуации. Нацбанк может регулировать ликвидность банковской системы на вторичном рынке гособлигаций сделками «до погашения» и «репо». Пакет гособлигаций должен формироваться Нацбанком путем их покупки на вторичном рынке, как это делается центробанками развитых стран. Кстати, подобная практика активно использовалась Нацбанком в 90-е годы. На сегодня же Нацбанк создает предпосылки к росту процентных ставок на всем финансовом рынке, что ведет к подорожанию финансовых ресурсов.

Системообразующие банки страны ежегодно получают миллиардные вливания из госбюджета в свои уставные фонды. С 2000г. по 2007г. всего инвестировано средств государства в их уставные фонды более чем на Br3 трлн. Из них за счет государственных ценных бумаг - Br1700 млн. Следовательно, за счет государства эти коммерческие банки увеличивают свои собственные капиталы. Покупают же гособлигации главным образом за счет привлеченных средств. Таким образом, опосредованно привлеченный капитал банков перетекает в их собственный. Через посредника, которым опять является Минфин. Государство выступает в качестве финансового донора системообразующих банков. Немало критики высказывается в адрес существующей в Беларуси практики «подкармливания» из госбюджета т.н. госбанков. Но если уж так, то «кормушку» надо как-то и оберегать.

Все более обозначаются ростовые тенденции в секторе банковских облигаций, где объем операций за текущий год увеличился в десятки раз, создавая дополнительную конкуренцию Минфину на финансовом рынке. Коммерческие банки разворачивают выпуски облигаций, обеспеченные обязательствами по предоставленным ими кредитам на жилищное строительство. Объем торгов ими с Br4 млрд. в мае вырос до Br45,2 млрд. в cентябре.

Справка «БелГазеты». На конец октября зарегистрировано более 50 выпусков облигаций банков на общую сумму эмиссии порядка Br415 млрд., $25 млн. и не менее 10 млн. евро. Объем первичного рынка облигаций банков в текущем году увеличился по сравнению с 2006г.: по облигациям в белорусских рублях - в 4,2 раза, в долларах - в 5,1 раза и в евро - в 2,2 раза. Доходы по ипотечным облигациям не облагаются налогами. А их доходность составляет в настоящее время 11,25-13,25% годовых со сроком обраще­ния 1,5 года. Потенциальная возможность выпуска ипотечных облигаций оценивается Нацбанком в Br3-3,5 трлн.

 

Сможет ли Минфин конкурировать на рынке ценных бумаг не только с Нацбанком, но и со всей банковской системой? И в какой мере он может и должен конкурировать? Министерство, в отличие от банков, не субъект хозяйствования. Оно призвано решать свои задачи, определенные законом о бюджете, в т.ч. и в части заимствования денежных средств. И если Минфин рассматривать как равноправного «игрока» на финансовом рынке, то для этого требуется дать ему дополнительные возможности, подобные тем, которыми располагают коммерческие предприятия. К примеру, предусмотреть по статье «обслуживание государственного долга» соответствующие денежные средства для поддержания доходности государственных облигаций на рыночном уровне. Либо заранее ставить министерство в привилегированное положение, отвечающее его статусу. Не следует забывать, что госбюджет - это общенародные средства. Так что взаимные действия Минфина и Нацбанка должны быть направлены на поднятие заинтересованности банков в приобретении прежде всего государственных ценных бумагх, на экономию расходов бюджета по их обслуживанию.

Если уж Нацбанк не желает отказываться от своих КО, давно пора договориться с Минфином о приемлемых параметрах финансовых инструментов всех сторон. Ведь Нацбанк - это тоже госбанк.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД     МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом