Новости

НАЦБАНК - МИНФИН: ДИСБАЛАНС ИНТЕРЕСОВ НАРАСТАЕТ

Более года назад «БелГазета» поднимала вопрос о странном характере сотрудничества Нацбанка и Минфина в области регулирования рынка ценных бумаг и своих интересов. Если сказать коротко, между двумя уважаемыми ведомствами начала складываться нездоровая конкуренция за привлечение и использование свободных денежных средств. Как ни странно, за прошедшее время стороны не только не договорились, но ситуация, на наш взгляд, еще более усугубилась и обостряется.

Сергей КРАВЦОВ

И Нацбанк, и Минфин являются крупными эмитентами своих облигаций. Основными из них являются краткосрочные облигации Нацбанка (КО) и минфиновские государственные краткосрочные облигации (ГКО), государственные долгосрочные облигации (ГДО). Заимствования этих ведомств на рынке ценных бумаг - нормальная практика для любого государства. Минфину они нужны для покрытия дефицита госбюджета, дофинансирования его отдельных статей, для сглаживания т.н. кассовых разрывов, возникающих в результате неравномерных поступлений и расходования денежных средств. Нацбанку - в большей мере для регулирования ликвидности банковской системы и субъектов хозяйствования. Размещая свои КО, он оттягивает излишнюю денежную массу на себя, как бы стерилизует ее. Параллельно, надо полагать, решает свои проблемы с пополнением ресурсов. И те, и другие облигации, как финансовые инструменты, обращаясь на вторичном рынке, регулируют денежные потоки финансового рынка страны.

И Нацбанк, и Минфин должны согласовывать, координировать эмиссионную и прочую деятельность на финансовом рынке как субъекты государства, определяющие его денежно-кредитную и бюджетно-финансовую политику. И совсем непонятно, когда они не могут определиться в периодах и объемах эмиссии своих ценных бумаг, в сроках их обращения и погашения, в доходности облигаций на первичном и вторичном рынках. По важнейшему параметру - сроку обращения - финансовые инструменты Минфина и Нацбанка сразу развели: ГКО выпускаются со сроком погашения до года и в последнее время он достиг 360 дней, ГДО - свыше года; нацбанковские КО обращаются со сроками от 7 до 90 дней. И, что весьма важно, при этом должна соблюдаться общеизвестная закономерность: доходность ценных бумаг должна быть прямо пропорциональна сроку их обращения. Но закономерность - не закон. И эмитентам не запрещено устанавливать любую доходность своих бумаг, лишь бы они находили спрос у потенциальных инвесторов.

Чьи бумаги ценнее?

Доходность каждый эми­тент может устанавливать по своим финансовым возможностям. И если у Минфина, как и положено, все всегда расписано - что, когда, кому и куда, то Нацбанк работает на условиях определенного коммерческого расчета и,вероятно, имеет больше возможностей для финансового маневра.

В январе-феврале т.г. средняя доходность размещенных на аукционах гособлигаций составила 10,83% годовых при среднем сроке обращения 428 дней. К примеру, средневзвешенная доходность семидневных облигаций Нацбанка с датой размещения 18.07.2007г. и датой погашения 25.07.2007г. составила 10,71%. С датами 26.09.2007г. и 2.10.2007г. - 10,24% годовых. При покупке краткосрочных облигаций Нацбанка со сроком обращения 7 дней и доходностью 10,24% и дальнейшем реинвестировании средств в данные бумаги в течение года инвестор получит совокупной доход в размере 10,77% годовых. Вкладывая аналогичную сумму средств в минфиновские ГКО на срок до 1 года, инвестор получит не более 10,25%. Если учесть, что два ведомства, представляя интересы государства, конкурируют на первичном рынке за одних и тех же потенциальных инвесторов, каковыми являются в первую очередь коммерческие банки, то денежные потоки облигационных займов на этом фоне явно отворачиваются от Минфина.

В результате из объявленных Минфином в текущем году 45 аукционов 14 признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок. В первую очередь в виду отсутствия основных участников - «Беларусбанка» и «Белагропромбанка».

То, что в текущем году исполнение республиканского бюджета идет с профицитом, не должно никого расслаблять. Во-первых, данный профицит обязан в основном поступлениям в бюджетные целевые фонды и Фонд соцзащиты населения. Во-вторых, деньги в виде госзаймов всегда нужны Минфину для равномерного финансирования, о чем говорилось выше. Если ранее объемы размещения госбумаг превышали объемы их погашения, то за январь-октябрь Минфин, разместив облигаций на Br1548,02 млрд., погасил за этот же период их на Br1634,98 млрд., т.е. налицо сворачивание бюджетных займов. За этот период Нацбанк разместил КО на Br5322,1 млрд., а погасил на Br5121,4 млрд. Идет переток свободных средств инвесторов - коммерческих банков от госзаймов в краткосрочные облигации Нацбанка. Объем размещения КО в 2007г. возрос по сравнению с 2006г. в 3 раза.

Коммерционализация претит Минфину

Будет преувеличением сказать, что Нацбанк «положил» рынок государственных ценных бумаг, но давление на него, опустошающее его финансовое пространство, не только не прекращается, но и усиливается. Вероятно, чтобы с честью выйти из создавшейся ситуации, Нацбанк, как финансовый агент правительства, предлагает Минфину придать его облигациям более коммерческий характер, определив им доходность на уровне ставки рефинансирования плюс 2-3%. Но для Минфина выплата этих процентов есть статья «обслуживание государственного внутреннего долга», в которой все прописано и расписано, как все в бюджете.

Поэтому в большинстве развитых стран доходность гособлигаций держится на уровне ставки рефинансирования. Обслуживание долга по доходным КО также уменьшает прибыль Нацбанка, половину которой он перечисляет в бюджет. Поэтому можно утверждать, что опосредованно за счет бюджетных средств финансируется и обслуживание долга по КО. Может, Нацбанк, как финансовый агент правительства, в целях экономии бюджетных средств должен сосредоточиваться не на эмиссии собственных ценных бумаг, а на активизации своей деятельности на вторичном рынке гособлигаций, как в большинстве развитых стран?

Во многих из этих стран центробанкам законодательно запрещена эмиссия собственных ценных бумаг и предписано работать только с государственными, т.е. с правительственными ценными бумагами. Скорее всего, там уже пережили подобные ситуации. Нацбанк может регулировать ликвидность банковской системы на вторичном рынке гособлигаций сделками «до погашения» и «репо». Пакет гособлигаций должен формироваться Нацбанком путем их покупки на вторичном рынке, как это делается центробанками развитых стран. Кстати, подобная практика активно использовалась Нацбанком в 90-е годы. На сегодня же Нацбанк создает предпосылки к росту процентных ставок на всем финансовом рынке, что ведет к подорожанию финансовых ресурсов.

Системообразующие банки страны ежегодно получают миллиардные вливания из госбюджета в свои уставные фонды. С 2000г. по 2007г. всего инвестировано средств государства в их уставные фонды более чем на Br3 трлн. Из них за счет государственных ценных бумаг - Br1700 млн. Следовательно, за счет государства эти коммерческие банки увеличивают свои собственные капиталы. Покупают же гособлигации главным образом за счет привлеченных средств. Таким образом, опосредованно привлеченный капитал банков перетекает в их собственный. Через посредника, которым опять является Минфин. Государство выступает в качестве финансового донора системообразующих банков. Немало критики высказывается в адрес существующей в Беларуси практики «подкармливания» из госбюджета т.н. госбанков. Но если уж так, то «кормушку» надо как-то и оберегать.

Все более обозначаются ростовые тенденции в секторе банковских облигаций, где объем операций за текущий год увеличился в десятки раз, создавая дополнительную конкуренцию Минфину на финансовом рынке. Коммерческие банки разворачивают выпуски облигаций, обеспеченные обязательствами по предоставленным ими кредитам на жилищное строительство. Объем торгов ими с Br4 млрд. в мае вырос до Br45,2 млрд. в cентябре.

Справка «БелГазеты». На конец октября зарегистрировано более 50 выпусков облигаций банков на общую сумму эмиссии порядка Br415 млрд., $25 млн. и не менее 10 млн. евро. Объем первичного рынка облигаций банков в текущем году увеличился по сравнению с 2006г.: по облигациям в белорусских рублях - в 4,2 раза, в долларах - в 5,1 раза и в евро - в 2,2 раза. Доходы по ипотечным облигациям не облагаются налогами. А их доходность составляет в настоящее время 11,25-13,25% годовых со сроком обраще­ния 1,5 года. Потенциальная возможность выпуска ипотечных облигаций оценивается Нацбанком в Br3-3,5 трлн.

 

Сможет ли Минфин конкурировать на рынке ценных бумаг не только с Нацбанком, но и со всей банковской системой? И в какой мере он может и должен конкурировать? Министерство, в отличие от банков, не субъект хозяйствования. Оно призвано решать свои задачи, определенные законом о бюджете, в т.ч. и в части заимствования денежных средств. И если Минфин рассматривать как равноправного «игрока» на финансовом рынке, то для этого требуется дать ему дополнительные возможности, подобные тем, которыми располагают коммерческие предприятия. К примеру, предусмотреть по статье «обслуживание государственного долга» соответствующие денежные средства для поддержания доходности государственных облигаций на рыночном уровне. Либо заранее ставить министерство в привилегированное положение, отвечающее его статусу. Не следует забывать, что госбюджет - это общенародные средства. Так что взаимные действия Минфина и Нацбанка должны быть направлены на поднятие заинтересованности банков в приобретении прежде всего государственных ценных бумагх, на экономию расходов бюджета по их обслуживанию.

Если уж Нацбанк не желает отказываться от своих КО, давно пора договориться с Минфином о приемлемых параметрах финансовых инструментов всех сторон. Ведь Нацбанк - это тоже госбанк.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

15.12.2017IBA Group включена в рейтинг «Software 500» 2017 года
IBA Group включена в рейтинг «Software 500» 2017 года

15.12.2017В строительной отрасли РБ на протяжении последних трех лет выросло количество лиц, совершивших коррупционные преступления
В строительной отрасли РБ на протяжении последних трех лет выросло количество лиц, совершивших коррупционные преступления

14.12.2017За 70 летнюю историю своей деятельности на строительном рынке ОАО «Гроднопромстрой» накоплен огромный опыт строительства
За 70 летнюю историю своей деятельности на строительном рынке ОАО «Гроднопромстрой» накоплен огромный опыт строительства

13.12.2017Новая услуга от Санстройгрупп ООО -гидравлическая промывка канализации
Новая услуга от Санстройгрупп ООО -гидравлическая промывка канализации

12.12.2017IBA Group на конференции «Код информационной безопасности» в г. Астане
7 декабря 2017 года IBA Group приняла участие в очередной из серии конференций «Код информационной безопасности».


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2017
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
МИД     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Все права защищены © 2017 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом