Новости

Нацбанк проявляет повышенную лояльность

Национальный банк подготовил для правительства пакет предложений, направленных на улучшение в Беларуси бизнес-среды. О некоторых из них корреспонденту "БР" рассказала заместитель начальника управления кредитно-финансовых инструментов НБ РБ Любовь КУРИЛИНА.

 
Юрий БЕХТЕРЕВ
 

— Любовь Алексеевна, давайте начнем с самого больного для малого бизнеса вопроса. Президент дает правительству задание вывести Беларусь на 25-е место в мире по качеству бизнес-климата и одновременно в стране происходит фактически уничтожение индивидуального предпринимательства. Как объяснить такую двойственность государственной политики?

 

— По этому вопросу я не могу озвучивать позицию Нацбанка, но личное мнение выскажу. На мой взгляд, установленный п. 1.1 Указа № 760 запрет ИП на использование труда наемных лиц, кроме родственников, представляет собой попытку крайне несвоевременного и неоправданного администрирования малого бизнеса.

 

Понятны мотивы такого шага. Деятельность ИП, безусловно, должна быть более прозрачной, более цивилизованной. Но ИП у нас еще далеко не достигли того уровня развития, при котором их нужно вводить в какие-то жесткие нормативные рамки. А обвинять малый бизнес в том, что он "слишком долго остается в коротких штанишках", на мой взгляд, не вполне корректно. Возможности подрасти у многих предпринимателей в общем-то не было. Будь по-другому, сегодня не ставилась бы задача упорядочения административных процедур и кардинального улучшения налоговой системы.

 

При подготовке Указа № 760 не обошлось, вероятно, и без лоббирования. Тот бизнес, который все-таки сумел дорасти до крупного, а также предприятия государственной формы собственности, используя административный ресурс, пытаются вывести из игры слабейших конкурентов.

 

Поэтому, несмотря на все декларации о необходимости развития малого бизнеса и определенные шаги правительства в этом направлении, число действующих малых и средних предприятий (МСП) на протяжении многих лет почти не увеличивается. Даже в малых городах и сельской местности, где для хозяйственной деятельности создан более льготный режим.

 

В целом государственная политика в отношении малого бизнеса оставляет двойственное впечатление. Параллельно предпринимаются попытки как снять препятствия на пути его развития, так и установить новые ограничения. Что касается Нацбанка, то все инициируемые им предложения направлены на защиту интересов МСП.

 

— Боюсь, что многие руководители МСП не согласятся с такой точкой зрения. Согласно соцопросам, они дают низкую оценку банковской системе по критериям доступности и стоимости кредитных ресурсов.

 

— Статистические данные, получаемые Нацбанком, говорят о другом (см. таблицу на стр. 18). Для индивидуальных предпринимателей кредиты лишь на несколько процентных пунктов дороже, чем для юридических лиц. Стоимость обслуживания кредитов, выдаваемых малым и средним предприятиям, вписывается в рекомендуемую банкам маржу на уровне 3% от ставки рефинансирования Национального банка.

 

И оценки банковской системе даются очень разные. Согласно данным опроса, проведенного центром социсследований БГУ, предприятия с иностранными инвестициями (почти все они малые и средние) вообще не видят проблем с получением кредитов и отмечают тенденцию общего улучшения взаимодействия банков с субъектами хозяйствования. Налоговую и правовую системы, администрирование те же респонденты оценили негативно с еще большим понижением рейтинга в перспективе.

 

— Чем тогда можно объяснить невысокие объемы кредитных заимствований МСП при том, что их руководители постоянно говорят о нехватке финансовых ресурсов?

 

— В республике существует рынок теневого капитала, используемого для заимствований ИП, а также МСП, который по своим оборотам сопоставим с объемом кредитов банков данному сектору. Причем в регионах этот рынок в значительной мере контролируется коррумпированными структурами и предпринимателей с него буквально не выпускают, препятствуя их работе с банками. Нам известно о фактах, когда предприниматели, начавшие собирать документы для обращения в банк, попадали в колесо проверок налоговой инспекции, санстанции, МЧС. Волей-неволей человеку приходится делать выводы.

 

В то же время наш анализ показывает: те, кто пользуется кредитами банков, особенно участвует в программах микрокредитования Приорбанка, Белгазпромбанка, Астанаэксимбанка, развивают свой бизнес очень успешно. К слову, реально работая с этими банками, предприниматели не задают никаких вопросов, касающихся стоимости ресурсов, уровня обслуживания. Наоборот, отмечают надлежащее сопровождение кредита, ведь банк заинтересован в том, чтобы взрастить мелкого клиента до среднего и даже крупного.

 

Помимо теневого рынка кредитования, серьезной проблемой является недостаточное финансовое образование руководителей МСП. Сейчас на согласовании у президента находится программа ПРООН и Нацбанка по развитию микрокредитования, где имеется специальный раздел, посвященный образованию. В частности, предусматривается бесплатное обучение бизнесменов основам финансового и бизнес-планирования, бухгалтерского учета и т. д. в учебном центре Нацбанка, а также на базе главных управлений НБ РБ в регионах.

 

— Расскажите, пожалуйста, об озвученных недавно планах Нацбанка содействовать развитию в Беларуси кредитных союзов.

 

— Мы придерживаемся той точки зрения, что, помимо банковского кредитования, у граждан должны быть также альтернативные возможности получения финансовых ресурсов. Одна из них — кредитные союзы, давно известные в странах Европы.

 

Буквально несколько дней назад состоялась встреча руководства НБ РБ с президентом Всемирной ассоциации кредитных союзов Брайаном Бренчем и представителем национальной Ассоциации сберегательных кооперативов и кредитных союзов Польши Павелом Гржесиком, в ходе которой была достигнута договоренность о проведении в апреле-мае нескольких презентаций деятельности этих организаций. Теперь нам предстоит определиться с местом проведения и кругом участников этих мероприятий.

 

Учитывая, что в таком деле важны инициатива и энтузиазм, мероприятие предполагается провести в местах, потенциально готовых к реализации данных идей.

 

Это могут быть промышленные предприятия, небольшие населенные пункты, места работы наибольшего числа предпринимательских структур и т. д. Показное бумаготворчество здесь не годится. Заметьте, ни один из ранее созданных под эгидой местных властей кредитных союзов так и не продемонстрировал сколько-нибудь активную деятельность.

 

Поэтому своими партнерами в этом деле мы видим предпринимателей, торгующих на рынках, реально действующие профессиональные союзы и ассоциации, например фермеров. Осенью я была на выставке меда, познакомилась там с председателем Ассоциации пчеловодов — человеком очень инициативным и неравнодушным к своему делу. Если удастся заинтересовать идеей финансовой взаимопомощи таких людей, то кредитные союзы смогут стать альтернативой банковскому кредитованию (когда необходимо оперативно получить небольшую сумму наличными) и, самое главное, ослабить позиции теневого капитала на рынке финансовых заимствований.

 

— Любовь Алексеевна, вы согласны с точкой зрения, что малому бизнесу требуется только одно: чтобы государство ему не мешало?

 

— Согласна. Но с одной существенной оговоркой. Прежде надо все же убрать лишние препятствия, создать для работы нормальные условия. Сегодня отдельные субъекты малого предпринимательства закредитованы, с трудом вносят арендную плату. Причина — бизнес никак не может развиться, накопить достаточно ресурсов, выйти на нормальные обороты.

 

Он платит непосильные налоги, огромные ресурсы тратятся на администрирование, содержание штата бухгалтеров и другие факторы, не имеющие отношения к производству. Добавьте к этому не всегда добросовестную конкуренцию со стороны крупных государственных и частных предприятий. Почему, например, у нас так трудно развивается сельская торговля? Потому что ее ниша занята потребкооперацией, активно поддерживаемой государством. Автолавки, закупки сельхозпродукции у населения — всем этим лучше бы заниматься частнику, заодно без затрат со стороны государства решалась бы и проблема безработицы. Но мы почему-то идем другим путем.

 

И только когда страна реально займет место не ниже 25-го по состоянию деловой среды, нам действительно останется лишь не мешать бизнесу успешно развиваться.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД    

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом