Новости

Миссия МВФ в очередной раз одобрила экономическую политику Беларуси.

И это на фоне заметно выраженного недовольства Запада экономической политикой России. При отсутствии значимых подвижек в реформировании нашей экономики и при вполне рыночном характере российской экономики. С чего бы это?

За время существования МВФ зарекомендовал себя как надежный проводник американских интересов. Можно даже говорить, что МВФ всегда представлял собой инструмент строительства Pax Americana. Односторонние выгоды, полученные американской экономикой в результате реализации поддержанных МВФ программ, сильно скомпрометировали эту организацию в Азии и Латинской Америке. Выгоды настолько односторонние, что с началом нынешнего кризиса, когда американская экономика была в особенно трудном положении, другие страны - участники G8 попытались уговорить США допустить хотя бы их к управлению фондом. И, по сути, получили отказ.

Показательно отношение МВФ к проблеме массовой приватизации госсобственности. В отчетах МВФ за 1988г., на основании анализа опыта различных стран, делается вывод о том, что проведение массовой приватизации при неподготовленном внутреннем рынке приводит к разрушительным последствиям для экономики страны. Не прошло и трех лет, как МВФ энергично поддержал гайдаровские реформы в России. Хотя неподготовленность к этому российского рынка была более чем очевидна.
Для других стран рекомендации МВФ всегда были направлены на интеграцию экономик этих стран в мировую на условиях Запада. Без учета разрушительных социальных последствий такой интеграции. И как раз с акцентом на то, что местные товаропроизводители не готовы к конкуренции на мировом рынке и станут добычей западных конкурентов. Потому и не удивительно, что в ряде стран МВФ, наряду с Фондом Сороса, воспринимают как врага. Но, поскольку особенной альтернативы МВФ на международном уровне нет, к его услугам вынуждены прибегать многие.

В свете сложившегося имиджа МВФ особенно интересно, что эта организация не только одобрила экономическую политику белорусского правительства, но и выделила столь необходимые кредиты.

Не думаю, что внезапная благосклонность МВФ к Беларуси вызвана только политическими причинами: риторика белорусско-российских неурядиц только для некоторых московских политтехнологов выглядела как «поворот на Запад». Реальные политики Запада цену этой риторики прекрасно осознают и правильно воспринимают как элементы торгов за экономические преференции. Хотя и было видно, что попытки России злоупотребить тяжелым экономическим положением союзника ради выгоды своих коммерческих структур белорусский президент воспринял как тяжелое личное поражение. Поиграть на этом на Западе могут - попугать Россию возможностью «украинизации» белорусской политики там считают всегда полезным, но и понимают: милые бранятся - только тешатся. Основы для поддержки Западом белорусского эрзаца советской экономической модели здесь нет.
Структурные диспропорции и технологическая отсталость белорусской экономики не являются секретом. Прогнозируя посткризисное развитие белорусской экономики, любые аналитики понимают, что трудности с наполнением белорусского бюджета - надолго.

Время, когда бюджет мог опираться на спекуляции и ценовые дотации из России, уходит: Россия сама находится на грани серьезных проблем с наполнением бюджета. Потому возвратность выданных Беларуси кредитов вовсе не выглядит безусловной. Кудрин не зря апеллировал к стандартным банковским технологиям оценки платежеспособности Беларуси: уровень накопления в экономике республики все еще отрицательный. И для выживания в рамках существующей системы хотя бы группы ведущих предприятий нужны срочные инвестиции в размерах, намного превышающих возможности республики. А для МВФ - нет проблем, «все хорошо, прекрасная маркиза!»

То, что кредиты МВФ в «зеленых» - дар данайский и часть сложной политической игры, очевидно даже для школьника. Думаю, для аналитиков Запада при принятии решения о кредитовании Беларуси решающую роль сыграли три обстоятельства.
Во-первых, в обеспечение возвратности кредитов, судя по комментариям официальных лиц, власти приняли обязательство продать ведущие предприятия республики. Уже это обстоятельство делает кредиты МВФ крайне опасными: реальных инвесторов для этих предприятий в природе не существует, продажа предприятий спекулянтам или финансовым конгломератам загубит их окончательно. Рухнет вся замечательная структура нашей экономики.

Во-вторых, кредиты направлены на поддержку бюджета - на потребление. Официальные опровержения этого выглядят крайне неубедительно. Для Запада это - рациональные инвестиции, поскольку через наш импорт финансируется сбыт их собственных предприятий. Рост совокупного спроса - как раз та проблема, которая не позволяет экономике Запада вырваться из тисков кризиса. Для нас кредитование потребления - откладывание и усугубление кризиса.

В-третьих, невозвращенные кредиты - прекрасное средство политического давления. Вероятно, они будут перекредитованы. Но условия новых кредитов будут все время ухудшаться. А потом, наряду с экономическими, появятся и политические требования.
Кредиты МВФ брать было нужно. Это лучше, чем кредиты России. Но пускать их на потребление опасно. Нужна определенная масса небольших инвестиционных проектов с коротким сроком окупаемости. Сегодня это - импортозамещение и малые межотраслевые предприятия. Возможно, их придется кредитовать за счет эмиссии. Но возврат этих кредитов позволит возвращать кредиты России и МВФ. Программа нужна, промышленная политика нужна. Кривая не вывезет…

www.belgazeta.by




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация