Новости

ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ ПРОЦЕНТОВ

составит рост ВВП по прогнозу Совмина

В муках рождался проект бюджета Беларуси на 2008г. Страна подошла к рубежу, за которым необходимо принимать сложные решения по инфляции, курсу белорусского рубля, финансированию госрасходов, снижению темпов роста зарплат и повышению цен на ЖКУ и продовольствие. Чрезмерный оптимизм из прогнозных показателей исчез, но надежды на быстрые перемены своими кредитными ресурсами перечеркнула Россия.

Ярослав РОМАНЧУК

В союзе с ФРС США

По прогнозу правительства, ВВП вырастет на 8,5%. В номинальном выражении он составит Br112,8 трлн., или $51,4 млрд. В 2007г. ВВП достигнет рубежа $44,4 млрд. Так что в следующем году в долларах валовой продукт должен вырасти на 15,8%.

Этот прогноз кажется весьма оптимистическими. Тем не менее он оказался гораздо скромнее того, который в эмоциональном порыве назвал президент (20%), и того, который фигурировал в проекте бюджета еще месяц назад (8-11% ВВП). До власти медленно, но доходит необходимость адекватной адаптации к шоку платежного баланса. Экономика не может долгое время расти по 10% в год, даже за счет внешних кредитов и ресурсов населения.

Предлагая доходную часть консолидированного бюджета в Br50,16 трлн. (44,5% ВВП) и расходы в объеме Br52,35 трлн. (46,4% ВВП), правительство соглашается на достаточно жесткую монетарную политику. Инфляция в 2008г. должна составить в среднем 6,5% (в 2007г. данный показатель достигнет 8% при прогнозе в 7%). При жестком давлении на платежный баланс Нацбанк должен существенно ужать аппетиты государственных коммерческих банков при кредитовании их производственных программ и еще больше снизить темпы роста денежной массы. О снижении ставки рефинансирования не может быть и речи. Наоборот, сохраняется большая вероятность ее повышения. Откуда промышленность и привыкшие к безотказности государства сельхозпредприятия возьмут кредиты, правительство не уточняет. Как банки будут бороться за свою ликвидность, в пояснительной записке к проекту закона о бюджете тоже не сказано.

Совмин второй год подряд гонит банки и предприятия на внешние рынки за кредитами. Вполне вероятно, что российские банки начнут кредитную экспансию на белорусском рынке. Когда отечественные финансовые учреждения и предприятия столкнутся с проблемой обслуживания этих кредитов, на повестке дня встанет вопрос об обмене долгов на активы. Эту схему россияне хорошо отработали у себя в 90-х. Если случится заминка с деньгами от восточного соседа, Минфин запланировал дефицит бюджета в 1,9% ВВП (Br2,19 трлн.); 71% этой суммы правительство намеревается найти на внутреннем рынке.

Не факт, что в 2008г. в схватке между Нацбанком и Совмином за цену кредита и фискальную дисциплину победу одержит Петр Прокопович. Команда Нацбанка должна будет очень сильно постараться, чтобы выполнить еще один показатель, заложенный в бюджет. На начало 2008г. курс белорусского рубля к доллару США запланирован в размере Br2164 за $1, в конце - Br2228 за $1 - предусмотрена девальвация в размере всего 3%. Очевидно, власти ожидают продолжения ослабления доллара (в 2007г. девальвация рубля к доллару составит чуть больше 1%, зато к евро рубль подешевеет почти на 12,5%, к российскому рублю - около 9%). Правительство, по сути дела, взяло в союзники Федеральную резервную систему США, рассчитывая на сохранение ею низких процентных ставок.

Сложно, но не смертельно

Чтобы адаптироваться к новой энергетической реальности, в проекте закона о бюджете нужно было легитимизировать отказ от планов третьей пятилетки по темпам роста ВВП, промышленности, госинвестиций в основной капитал. Представленный в ПП НС документ показывает, что тяжелые решения отложены. Несмотря на рекомендации НАН Беларуси и экономистов госвузов, Совмин не посмел настоять на снижении темпов роста прогнозных показателей. Еще на один год откладывается налоговая реформа, хотя сам министр финансов Николай Корбут сказал: «Налоговая система у нас сложная, но в нашем случае она не смертельная». Ни Александр Лукашенко, ни бизнес не дождались снижения налоговой нагрузки, которое могло бы помочь реальному сектору преодолеть последствия повышения цен на энергоресурсы.

В 2008г. Совмин предлагает отменить лишь пять обязательных платежей: местные сборы по трем объектам обложения, отчисления в государственный целевой бюджетных фонд развития строительной науки (0,5% от себестоимости выполненных строительно-монтажных работ) и налог с пользователей автодорог. По мнению Минфина, «выпадающие доходы бюджета будут частично компенсированы увеличением прогнозной суммы налога на прибыль». Именно в этом дополнении к предложению по отмене налога кроется ключевая идеологическая проблема правительства. Совмин сокращает мелкие налоги и платежи, но боится снизить доходную часть бюджета.

Справка «БелГазеты». В 2006г. при обсуждении закона о бюджете на 2007г. Совмин тоже клятвенно обещал снизить налоги. Отменил четыре мелких обязательных платежа в бюджет, объединил два платежа в экологический налог. В результате доходы консолидированного бюджета должны были снизиться на 0,7% ВВП и составить 43,9% ВВП. По факту получится, что год завершится с доходами 48,8% ВВП. Правительство само признает: обещали снизить налоговую нагрузку, но в результате увеличили ее более чем на 4% от уточненного прогноза и почти на 5% от изначально утвержденного бюджета.

Поскольку подходы при составлении проекта бюджета на 2008г. сохранились, высока вероятность того, что налоговая нагрузка либо останется на уровне 2007г., либо для отдельных групп налогоплательщиков даже увеличится. Минфин декларирует «снижение доходов (налоговой нагрузки) консолидированного бюджета в 2008г. относительно действующего законодательства на Br976,9 млрд., или на 0,9% ВВП». Как понимать это утверждение, если в 2008г. ожидаемое исполнение бюджета составит 48,6% ВВП, т.е. на 4,3 п.п. больше, чем запланированный уровень доходов в 2007г.?!

Если в стране низкое качество госуправления, то бюджет более одной трети ВВП тормозит экономический рост. В Беларуси размер государства - как в скандинавских странах, только они по качеству госуправления в первой десятке, а мы - в последней.

Доходное место

Справка «БелГазеты». Доходы консолидированного бюджета, включая средства ФСЗН, прогнозируются в размере Br50,16 трлн., или 44,5% ВВП - на 7,7% больше, чем прогнозируемые доходы в 2007г. Неналоговыми доходами являются только поступления в объеме 1,9% ВВП. В структуре доходов бюджета НДС даст 30,7% (Br10,3 трлн.), доходы от внешнеэкономической деятельности - 20,8% (Br6,97 трлн.), налоги на доходы и прибыль организаций - 13,9% (Br4,67 трлн.), подоходный налог с физлиц - 10,2% (Br10,2%), акцизы - 9,7% (Br3,26 трлн.). Республиканский бюджет увеличится на 8% и составит Br38,15трлн., или 76% от консолидированного бюджета.

Минфин и МНС проиграли борьбу за повышение НДС. В течение 2007г. высказывались идеи о повышении данного налога на 2-4%. Жесткое сопротивление Нацбанка и ряда отраслевых министерств возымело эффект. НДС остался на уровне 18%. В 2008г. правительство планирует увеличить поступления по нему на 18,6% (на Br1,62трлн.).

Весьма рискован расчет Минфина по налогам на доход и прибыль предприятий. Рост поступлений на 24,6% (налог на прибыль даст Br4,5 трлн., на доходы - Br174,7 млрд.) исходит из того, что налоговая база увеличится на 17,6%. Предприятия вынуждены будут адаптироваться к новым ценам на ЖКУ, газ и электроэнергию, больше денег тратить на обслуживание кредитов. Откуда при неизменно старой технологической базе вдруг появится такой взрывной рост прибыли, понять трудно, особенно если сохранятся темпы роста реальных доходов населения.

В 2008г. рост фонда зарплаты составит 15,8%. При инфляции более 10% фиксируется сокращение темпов роста реальной зарплаты более чем вдвое. До правительства доходит, что нельзя тратить больше, чем зарабатывать. Обеспечить даже запланированный номинальный рост будет очень непросто. В следующем году будут самые низкие с начала века темпы роста денежных доходов - на фоне подорожания ЖКУ, транспорта и электроэнергии.

Доходы от внешнеэкономической деятельности в проекте бюджета составляют Br6,97 трлн., на 13,3% больше, чем в 2007г.; 69,2% из них составят поступления от вывозных таможенных пошлин. Ввозные таможенные сборы составят Br2,14 трлн.

Неприятность для налогоплательщиков таит налог на землю. На первый взгляд, поступления по нему относительно малы: Br329,2 млрд., из которых 94,8% составляют платежи юрлиц. Минфин применил индекс 1,065 к ставкам налога 2007г., но «прогнозная сумма земельного налога определена без учета дополнительных доходов местных бюджетов, получаемых за счет реализации прав местных Советов депутатов по установлению повышающих коэффициентов к ставкам». Сначала местные органы власти посадили на голодный паек и поставили в полную зависимость от республиканских органов власти, а потом дали право собирать дополнительные налоги.

Взыскание в бесспорном порядке

Правительство в очередной раз проигнорировало требование бизнеса об отмене всех оборотных налогов. В силе остаются платежи в многочисленные бюджетные целевые фонды.

Справка «БелГазеты». До сих пор никто не проанализировал эффективность использования средств республиканского фонда поддержки производителей сельхозпродукции. А ведь в руки управляющих этой структуры попадет Br2,26 трлн. (2% выручки практически всех коммерческих организаций страны). Дорожный фонд получает Br1,78 трлн. Доходы республиканского фонда охраны природы составят Br438 млрд. Экологический налог пополнит государственный целевой бюджетный фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов (Br30 млрд.). Доходы государственного целевого бюджетного фонда универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания) сформируются в объеме Br51,5 млрд.

Самым большим фондом остается Фонд соцзащиты населения. В 2008г. его бюджет превысит Br12 трлн. (10,6% ВВП). Продолжает расти государственный целевой бюджетный фонд национального развития. В 2008г. его бюджет составит Br1,68 трлн. Это деньги успешных, высокоприбыльных организаций, которые заставляют отдавать государству то, что они заработали. Интересна формулировка ст.24 Закона о бюджете, которая определяет источники формирования данного фонда: «Часть прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет в соответствии с законодательными актами РБ, другие источники, не запрещенные законодательством РБ, а также по решению президента РБ». Если денег не будет хватать, плательщиком в фонд Нацразвития может стать каждый. Попытки объясниться перед контролерами не пройдут. Ст.42 гласит: «Налоговые органы при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности осуществляют контроль за уплатой указанных отчислений и платежей, взыскивают их в бесспорном порядке в случае их неуплаты, неполной уплаты».

Однако власти едва ли рассчитывают на внутренние источники финансирования, которые и так стонут под непосильным налоговым бременем. Совмин решил подсадить Беларусь на кредитную иглу. Если в прошлом году лимит внешнего госдолга был установлен в размере $2 млрд., то на 2008г. он резко увеличен до $6 млрд. Повысить лимит - не значит получить равнозначные кредиты, но, очевидно, правительство собирается искать не внутренние резервы повышения конкурентоспособности, а внешние источники финансирования старой политики.

В 2008г. остается еще одна головная боль налогоплательщиков - инновационные фонды. Реальных, коммерческих инноваций от них не дождешься, зато налоги им платить нужно регулярно. И немалые - 0,25% от себестоимости. Целый ряд организаций в очередной раз получили право устанавливать повышенные в разы нормативы отчислений. Так, для Белорусского республиканского союза потребительских обществ установлен лимит 20%, для Минэнерго и Минтранспорта - 19%, для Минсвязи - 17,5%, для Минстройархитектуры - 13,5%, для Минфина - 10%, для Госкомстандартизации - 5%, для «Белнефтехима» - 4%.

 

Доходная часть бюджета-2008г. - это курс правительства на рост цен для потребителей, поддержание старой структуры экономики за счет внешнего кредитования. Это бюджет, который сохраняет высокую вероятность увеличения налоговой нагрузки. Благо уточнять параметры республиканского бюджета по предложенному закону можно ежеквартально.

 
Расходы и доходы консолидированного бюджета. Прогноз и факт
Показатель
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.**
 
Прогноз
Факт
Прогноз
Факт
Прогноз
Факт
Прогноз

Ожидаемое исполнение

Прогноз

Доходы консолид. бюджета, % ВВП

42,1
44,7
44,7
48,4
46,1
48,45
43,9/44,7*
48,8
44,5

Разница между фактом и прогнозом по доходам

+2,6
+3,7
+2,35
+4,1
 

Расходы консолид. бюджета, % ВВП

43,6
44,7
46,2
48
47,6
47,02
45,4/47
48,6
46,4

Разница между фактом и прогнозом по расходам

+1,1
+1,8
-0,58
+1,6
 

*Первая цифра - закон о бюджете, принятый в конце 2006г., вторая - уточненный показатель в течение 2007г.

**Проект закона о бюджете на 2008г.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

26.03.2024«БелВентаТекс» ООО специализируется в вопросах вентиляции, кондиционирования, холодоснабжения, выполняя весь комплекс услуг «под ключ».
ООО «БелВентаТекс» - единственный производитель текстильных воздухораспределителей в Беларуси.

25.03.2024Сделайте шаг к успеху с нашей типографией уже сегодня!
АртДрук ООО-печать на современном оборудовании.

25.03.2024Санаторий «Пралеска» расположен в живописном массиве на берегу озера «Лазурное».
Санаторий «Пралеска» предлагает : туры «выходного дня», проведение деловых встреч, корпоративных мероприятий,семинаров,презентаций, спортивных сборов.

24.03.2024Дневной Дозор - это гарантированное быстрое исполнение Вашей заявки
"Не обещать невозможного! Быстро и качественно выполнять обещанное!" - таков девиз компании Дневной Дозор ЧП.

24.03.2024У нас всегда все свежее!
Хлебобулочная продукция. В наличии и на заказ. ООО «Ренисибер-Наш Хлебозавод»


9 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация