Новости

ГУЛЯЙ, ЭЛЕКТОРАТ!

Расходная часть бюджета составит 46,4% ВВП

Потратить $23,8 млрд. в год непросто. Именно столько составляет расходная часть консолидированного бюджета на 2008г. Результатом интенсивных межведомственных споров стало сокращение в окончательной версии проекта бюджета расходной части всего на Br630 млрд., или на 0,57% запланированного на 2008г. ВВП. Это сокращение страна едва ли почувствует, потому что расходы должны составить огромную сумму - 46,4% ВВП. Беларусь перераспределяет через бюджет большую долю валового продукта, чем Чехия (42,5%), Германия (45,6%), Испания (38,5%), Британия (44,6%), не говоря уже о США (36,6%) и Японии (38,1%).

Ярослав РОМАНЧУК

Удерживая счет

В футболе есть тактика игры на удержание счета. Это когда команда забила один гол и ушла в глухую оборону, чтобы помешать соперникам отыграться. Белорусское правительство ведет себя аналогичным образом. Получив преимущество в виде щедрой нефтегазовой помощи России и доступ на ее рынок, Беларусь решила, что это победа будет за нами. И делает все, чтобы «удержать счет». Однако до конца матча далеко, соперники-конкуренты мобилизовались, внешние условия игры (ценовые, структурные, финансовые) изменились, и все эти изменения не учтены в бюджете страны на 2008г. Правительство консервирует слабеющую систему, причем при помощи не самых лучших анаболиков. Такие способы победы чреваты: для населения - ростом цен и риском потери вкладов, для предприятий - новыми налогами и платежами в растущее число фондов, для власти - интенсификацией номенклатурных конфликтов.

Совмин изо всех сил старается не спугнуть население предстоящими корректировками экономической политики. Он декларирует реальный рост зарплаты работников бюджетной сферы на 7-8% к уровню 2007г. Заметим: не для всего населения, а только для бюджетников. У этой социальной группы зарплата планируется на уровне Br690-700 тыс., или около $320. В целом на работников бюджетных организаций налогоплательщики потратят Br11 трлн. ($4,56 млрд.). За такие деньги услуги государства должны быть на высшем уровне. Чтобы расходовать $23,8 млрд. на разные программы и проекты, только на зарплату бюджетникам отдается 19,2% этой суммы. Эти деньги уверенно можно отнести к затратам, а не инвестиционным вложениям.

Не меньшее количество вопросов вызывает положение дел в нефтепереработке. В 2008г. в бюджете предусмотрены субсидии «нефтеперерабатывающим заводам для возмещения стоимости импортируемого углеводородного сырья в сумме Br3,7 трлн.» (почти $1,7 млрд.). «Нафтан» и МНПЗ вместе дают около 10,4% доходов консолидированного бюджета (около $2,2млрд. в 2007г.). Получается, что более 75% налогов, уплачиваемых крупнейшими налогоплательщиками страны, передается им обратно.

На раздачу становись!

На проведение выборов в ПП НС в 2008г. будет затрачено Br24,6 млрд., или около $1,5 на одного избирателя. Если из этой суммы отнять расходы на зарплату и премиальные членам избирательных комиссий, на ТВ и радио, получится, что кандидатам в депутаты надо проводить парламентскую кампанию, тратя по $0,5 на избирателя.

В 2008г. обслуживание госдолга обойдется бюджету в Br754 млрд., что почти в 2 раза больше, чем в 2006г. На обслуживание внешнего долга Беларусь потратит Br434 млрд. - в 4,2 раза больше, чем в 2007г. Данная сумма равна расходам государства на таможню, органы безопасности и судебную власть вместе взятые. Рост расходов на обслуживание внешнего долга, безусловно, является самой быстрорастущей статьей расходной части бюджета-2008. $200млн. - небольшая сумма, но при такой динамике за несколько лет страна будет отдавать на обслуживание долгов столько же, сколько на все органы внутренних дел.

Резервный фонд президента в 2008г. будет сформирован в объеме Br217 млрд. Расходы на национальную оборону вырастут незначительно (на 9,9%). На столько же увеличатся расходы на правоохранительную деятельность - Br2,25 трлн. из консолидированного бюджета.

Похоже, угрозы прекратить дотировать убыточные сельхозпредприятия в законе о бюджете учтены не были. Из консолидированного бюджета АПК получит Br3,59 трлн. Средства фонда поддержки производителей сельхозпродукции составят Br2,26 трлн. Еще Br660,1 млрд. получит село из местных бюджетов.

Не обделены вниманием правительства промышленность, энергетика и строительство. Из консолидированного бюджета они получат Br5,65 трлн. Правда, две трети этой суммы пойдет на компенсацию нефтепереработчикам; Br44 млрд., запланированные на возмещение процентных ставок по кредитам, - копейки по сравнению с трансфертами белорусским НПЗ.

На 19,8% увеличатся расходы на жилищно-коммунальные услуги - Br2,84 трлн. Расходы на здравоохранение достигнут Br4,87 трлн., или 4,3% ВВП, на образование - Br6,4 трлн. Это на 16,7% больше, чем в 2007г. На социальную политику планируется потратить Br14,91трлн., на 12,2% больше, чем в 2007г. 93% этой суммы будет направлено из бюджета.

Справка «БелГазеты». Традиционно из бюджета получают помощь и коммерческие организации: «Беларусбанк» рассчитывает на Br1,2 трлн., «Белбыт» - Br743 млн., НГТРК - Br115 млрд., ЗАО «Столичное телевидение» - Br4,4млрд., ЗАО «Второй национальный телеканал» (ОНТ) - Br7,2 млрд., Белкоопсоюз - Br19 млрд. Управление делами президента получает Br178,3 млрд., аппарат Совмина - лишь Br15,8 млрд. Службе безопасности первого лица перепадет Br26,8млрд., БРСМ - немногим более, чем Совмину (Br13,1млрд.).

Ход приватизации в 2008г. точно описывает статья «поступления от реализации принадлежащего государству имущества, в т.ч. акций». По ней правительство планирует получить Br1405,1 млрд. (около $640 млн.). Если учесть, что в этой сумме учтено поступление от продажи очередного пакета акций «Белтрансгаза» ($625млн.), то на все другие приватизационные сделки остается $15 млн.

Вполне вероятно, что в 2008г. госбюджет будет исполнен с дефицитом в 1,9% ВВП (Br2,19 трлн.). Минфин из года в год обещает дефицит, но высокие налоговые поступления и ограниченное воображение госсектора не позволяют потратить все запланированные средства. 77,6% дефицита бюджета планируется погасить за счет продажи облигаций на внутреннем рынке. «Использование кредитов иностранных государств и других иностранных кредитов в 2008г. планируется в размере Br1196,3 млрд.». Очевидно, что в этих расчетах российский 1,5-миллиардный долларовый кредит не учтен.

 
Расходы консолидированного бюджета, млрд. Br
Расходы
 
 
2006 г.
2007 г. утверждено
2007 г. ожидаемое исполнение
2008 г. проект*

Общегосударственные расходы

4652
5528
6027
6141

Госорганы общего назначения

894
1089
1102
1259

Обеспечение проведения выборов и референдумов

32

0,4
0,4
25,1

Обслуживание госдолга, долгов органов местного управления и самоуправления

393

644

635
754
Национальная оборона
991
1137
1206
1267

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

1719
2011
2044
2246

Органы внутренних дел

763

866
870
977

Органы госбезопасности

133

157

158

172

Органы судебной власти

94

106

113

124

Таможенные органы

106

130

129

141

Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям

242

302

303

329
Национальная экономика
7601
8326
10143
11026

Сельское хозяйство

3308

3294

3182

3585

Промышленность, энергетика, строительство

1449

1 992

4063
5652

Дорожное строительство

1673

1814

1606

1775

Охрана окружающей среды

460
481
546
550

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

1966
1911
23677
2836
Здравоохранение
3528
4203
4181
4867

Физическая культура, спорт, культура и СМИ

918
1023
1038
1189
Культура

453

506

522
592
СМИ

151

163

159

189

Образование
4788
5466
5491
6408
Социальная политика
10631
12463
13295
14914

Фонд соцзащиты населения

8491

9858

10508

11899

Социальная защита

302
359

358

426

Социальная помощь

17,7
21,6

22

26,4

Помощь семьям, воспитывающим детей

55,9

122

122

0,6

Всего расходов

37256
42549
46338
52350

Источник: проект закона о бюджете на 2008г.

 
Доходы консолидированного бюджета, млрд. Br
Доходы
Удельный вес в ВВП, %
 
2006 г.
2007 г. утверждено
2007 г. ожидаемое исполнение
2008 г. проект*
Налоговые доходы
33,99
32,27
35,02
32,64
 

Налоги на доходы и прибыль

7,75
7,74
7,33
6,91
 

Налоги на доходы, уплачиваемые физлицами

3,13
3,00
3,03
3,03
 

Подоходный налог

3,13
3,00
3,03
3,03
 

Налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями

4,20
4,33
3,91
3,88
 

Налог на прибыль

3,96
4,25
3,75
3,72
 

Налог на доходы

0,23
0,08
0,16
0,15
 

Налоги на собственность

1,60
1,38
1,59
1,01
 

Налоги на товары, работы и услуги

18,62
17,83
17,44
16,87
 

Налоги от выручки от реализации товаров, работ, услуг

13,87
13,65
13,26
13,25
 

НДС

9,30
9,03
9,10
10,13
 

Налоги с продаж

0,46
0,44
0,53
0,66
 

Другие налоги и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг) 

4,11
4,18
3,63
2,47
 

Налоги на отдельные товары (продукцию)

3,61
3,25
3,14
2,93
 
Акцизы
3,57
3,22
3,10
2,89
 

Налог на приобретение автотранспортных средств

0,04
0,03
0,04
0,04
 

Налоги и сборы на отдельные виды деятельности

0,21
0,20
0,27
0,07
 

Сборы за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности

0,93
0,73
0,77
0,62
 

Сборы с пользователей

0,05
0,03
0,06
0,00
 

Сбор (плата) за проезд автотранспортных средств

0,14
0,10
0,10
0,09
 

Регистрационные сборы

0,04
0,04
0,03
0,01
 

Экологический налог

0,70
0,56
0,57
0,52
 

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

2,61
2,59
6,45
6,05
 

Другие налоги, сборы (пошлины) и обязательные платежи

3,41
2,74
2,21
1,79
 

Взносы на государственное социальное страхование

11,72
10,77
11,28
10,55
 

Неналоговые доходы

2,74
1,64
2,51
1,88
 

Доходы от использования имущества, находящегося в госсобственности

1,75
0,92
1,61
1,09
 

Проценты за пользование денежными средствами бюджетов

0,27
0,17
0,39
0,31
 

Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале 

1,48
0,75
1,22
0,79
 

Доходы от предпринимательской деятельности

0,45
0,26
0,39
0,45
 

Доходы от сдачи в аренду госимущества

0,11
0,08
0,15
0,12
 

Доходы от сдачи в аренду земельных участков

0,04
0,02
0,08
0,06
 

Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности

0,15
0,05
0,12
0,06
 

Доходы от имущества, конфискованного и другим способом обращенного в доход государства

0,07
0,08
0,06
0,06
 

Доходы от продажи земельных участков

0,01
0,01
0,01
0,01
 

Штрафы и удержания

0,28
0,27
0,21
0,19
 

Всего доходов

48,45
44,68
48,81
44,5
           

*проект на 1 декабря 2007г.; в него внесены лишь небольшие косметические изменения. Например, на 01.12.2007г. доходная часть консолидированного бюджета составляла 45,07% ВВП, на 14.12.2007г. ее снизили до 44,5%, т.е. на 0,57 п.п. На 01.12.207г. расходы были 46,97% ВВП, на 14.12.2007г. - 46,4% ВВП, на 0,57 п.п. ВВП.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
    www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом