Новости

На переломе

Почему необходима иная стратегия развития реального сектора?

Снижение конкурентоспособности белорусских производителей, отражаемое в росте отрицательного сальдо торгового баланса, сокращение финансовых возможностей по субсидированию госпредприятий требуют коррективов в промышленной политике

Леонид ЗЛОТНИКОВ
 

"От сохранения любой ценой существующих предприятий и рабочих мест надо переходить к созданию новых. Это должно стать главным стержнем промышленной политики", — заявил недавно М. Мясникович в одной из своих публикаций*.

 

С самого начала перестройки руководство Беларуси стремилось сохранить государственные предприятия, прежде всего крупные. С этой целью многим из них оказывалась финансовая поддержка, что было вызвано скорее не промышленной, а социальной политикой (сдеривание роста безработицы и выплата зарплаты, боязнь недовольства рабочих). Тогда даже не ставилась задача реструктуризации состояние экономики с целью приспособления к наличию местного сырья или включения в международное разделение труда.

 
Защитим своего середнячка.
 

Когда в 1996 г. после некоторой стабилизации экономики встал выбор направления дальнейшего развития, была предложена "...на первый взгляд парадоксальная идея построения экономической политики посредством интеграции двух, казалось бы, не поддающихся сочетанию условий. — пишет С. П. Ткачев, нынешний советник президента по вопросам экономики, — с тем чтобы содействовать росту наиболее прогрессивных и эффективных форм, способных служить самостоятельным источником "прорыва", намечалось восстановить прежде всего заведомо более отсталые традиционные экономические структуры (отрасли обрабатывающей промышленности, сельское хозяйство)"**.

 

Таким образом, в 1996 г. ставка была сделана не на развитие высоких технологий, а на подъем существующих производств со средними технологиями, продукция которых уже пользовалась спросом, и их развитие тянуло за собой выход из спада других производств. И вот тогда, когда более доступные средние технологии будут задействованы и экономика выйдет из кризиса, наступит время для подключения новых "локомотивов" подъема — высокотехнологичных производств. Естественно, такая промышленная политика опиралась на защиту отечественного производителя.

 

Действительно, в середине 90-х у правительства не было ресурсов, чтобы поддержать высокотехнологичные отрасли. Как не было их и в следующей пятилетке (2001-2005 гг.), Вспомним, к примеру, НПО "Интеграл", уже давно потерявший конкурентоспособность на рынке современной микроэлектроники. Приезжал туда президент (2005 г.), и все, что он мог пообещать работникам "Интеграла", это найти 40 млн. USD на развитие их предприятия, если будет предложен приемлемый проект. В то же время известно, что для перехода на новые технологии предприятию нужны на порядок большие ресурсы.

 

Но дело не только в отсутствии ресурсов. До распада СССР белорусы гордились тем, что их республика, в отличие от других, была на острие технического прогресса. Но после раскрытия границ выяснилось, что белорусские компьютеры и другая "высокотехнологичная" продукция оказались лишь топорной имитацией западной техники. Поэтому "высокотехнологичные" производства не спасли бы и многолетние субсидии, помощь и внимание государства. Пример — белорусские бренды "Горизонт" и "Витязь". Еще в середине 90-х президент поручил В. Долголеву, тогдашнему вице-премьеру, вывести из прорыва "Горизонт" и потом выразил благодарность за выполненное поручение. Все эти годы оба указанных предприятия субсидировались государством. Результат — ни то ни другое не могут существовать без помощи государства и сегодня, производство и экспорт телевизоров значительно сократились.

 
Итоги неутешительны.
 

Политика предотвращения банкротств неэффективных предприятий, затягивания их приватизации и реструктуризации обосновывалась нежеланием проводить реформы за счет населения. Но в тех странах, где убыточные предприятия быстро банкротились или продавались за 1 USD, где переходили к рынку, ресурсы обанкроченных предприятий переходили к новым собственникам. Конкуренция вынуждала новых собственников использовать перешедшие к ним ресурсы более эффективно.

 

В результате в странах, где была проведена шоковая либерализация экономики и где государство не затягивало агонию неэффективных предприятий, прежде всего в Польше и Эстонии, население в гораздо меньшей степени пострадало от реформ, чем население Беларуси или России. Там не было высокой инфляции, а экономический рост начался раньше. Туда сразу пришли прямые иностранные инвестиции и в гораздо больших объемах (на душу населения), начался устойчивый экономический# Сейчас там ВВП на душу в 1,5-2 раза выше, чем в Беларуси. Выше, соответственно, зарплаты, пенсии, пособия по безработице (уровень безработицы тоже выше, но и в Беларуси он не 1%).

 

(Отметим, что, вопреки распространенным мифам, в России шоковой терапии не было по определению. Отличительным признаком радикальной реформы является быстрая финансовая стабилизация. Но на протяжении 1992-1998 гг. бюджет России сводился с дефицитом 5-10% ВВП, а гиперинфляция была остановлена лишь в 1996 году.)

 

Результатом многолетней поддержки устаревших среднетехнологических предприятий в Беларуси стало понижение уровня эффективности экономики страны в целом. Она уже не сможет обеспечить дальнейший экономический рост при таких ценах на энергоносители, как в Польше или Эстонии (250-300 USD за 1.000 куб. м газа). Даже при пока более низких ценах на энергоносители растет отрицательное сальдо торгового баланса и страна вынуждена наращивать внешние долги. Сейчас практически нет денег и на поддержку среднетехнологичных предприятий. Наглядный пример — мотовелозавод. Сначала было поручено Минпрому вывести завод из прорыва, затем такое же поручение было дано Мингорисполкому. Но оказалось, что государство уже не в состоянии "поднять" это не самое крупное и не самое технологически сложное предприятие. И таких примеров немало.

 

В общем, не получилось и со среднетехнологичными предприятиями. Конечно, среди них есть немало успешных, с высокой рентабельностью. Но большая их часть, по данным статистики, низкорентабельна или убыточна. (реально убыточных еще больше, если считать по показателю критической рентабельности).

 

Цитируем упомянутую статью М. Мясниковича еще раз: "...в 2006 году три четверти от общего количества предприятий, находящихся в госсобственности или приравненных к ним, получили государственную поддержку в виде субсидий и ссуд... за 2006 год количество убыточных предприятий почти удвоилось" (стр. 10-11). Нельзя не согласиться с М. Мясниковичем, что сегодняшняя промышленная политика себя исчерпала: "Этап сохранения производственного потенциала за счет государственной поддержки хозяйствующих субъектов пройден".

 

Удивительная точность планирования в условиях неустойчивости.

 
Что же предлагается взамен?
 

Развитие, основанное на знаниях, — ссылается М. Мясникович на Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. "За указанный период планируется создать 100 новых предприятий, организовать 386 новых производств, произвести комплексную модернизацию 609 действующих на основе внедрения 888 новых технологий. В результате 1.095 новых и модернизированных предприятий реального сектора экономики станут наиболее конкурентоспособными на европейском и мировом рынках, — отмечает М. Мясникович, — ...принципиально, что инновационное развитие экономики будет в основном базироваться на отечественных научных разработках и технологиях, доля которых составит не менее 86% от числа реализованных в программе инноваций" (там же, стр. 14).

 

В приведенном отрывке поражает удивительная точность планов развития. Такая точность вызывает сомнения в реальности прогноза вообще. Вероятно, программу формировали, как это делалось в советское время, просто "скирдованием" предложений отдельных ведомств. И в те времена подобные программы не выполнялись. Несмотря на особое внимание КПСС и правительства к внедрению достижений НТП, в СССР в последние 20 лет его существования технический прогресс отсутствовал, что и стало основной причиной его проигрыша в соревновании со странами капиталистического лагеря. Похоже, такая же судьба ждет и данную программу.

 

Во-первых, чтобы стать "наиболее конкурентоспособными на европейском и мировом рынках", необходим приход сюда прямых иностранных инвестиций. Только в этом случае вместе с ними придут и передовые технологии. Если же белорусские предприятия будут сами приобретать технологии и оборудование на мировых рынках, то в этих случаях им придется приобрести, как правило, технологии "не первой свежести". А прямые инвестиции сюда практически не идут. За 10 месяцев 2007 г. они составили в общем объеме инвестиций лишь 0,6%.

 

Многолетние попытки улучшить в стране бизнес-климат, чтобы привлечь иностранные инвестиции, кончаются лишь легким макияжем. Например, последние изменения в порядке лицензирования упрощают в основном бумаготворчество, но не устраняют его основу, то есть не предусматривают сокращение числа лицензируемых видов деятельности. Очевидно, что нет оснований для лицензирования, к примеру, розничной торговли (за редким исключением торговли пиротехникой, оружием, лекарствами).

 

Но не может "вертикаль" сама себя лишить основ своей власти и дохода. Не может сделать это и президент, поскольку опирается на эту же "вертикаль". Нормальный бизнес-климат в стране может наступить лишь тогда, когда власть будет отражать интересы бизнеса, в том числе малого, и профессионалов (то есть среднего класса, как в развитых странах).

 

В общем, крупных ПИИ пока ждать не приходится, а выделенных инвестиций на данную программу слишком мало (примерно 8,5 млрд. USD, или всего лишь 7-8 млн. на одно модернизируемое предприятие). Да и эти деньги нужно отнять либо от социальных программ, либо от поддержки субсидируемых предприятий. В общем, трудно поверить в финансовую состоятельность программы.

 

Во-вторых, трудно поверить, что развитие экономики будет базироваться на отечественных разработках. Мы уже указывали, что более чем в 90% случаев новые техника и технологии, разрабатываемые белорусскими учеными и конструкторами, являются новыми лишь для Беларуси, а за рубежом это уже внедрено (См. "Когда идеология первична". "БР" № 42, 2007). А отдельные успешные случаи погоду не делают. И я согласен с академиком А. Рубиновым, что от белорусской науки нельзя ждать большего, чем понимание того, что делается за рубежом, чтобы донести эти знания до молодежи или делать грамотные экспертные заключения.

 

В-третьих, программа только началась, но уже есть сбои. Например, она предусматривает значительный рост производства автоматических стиральных машин. Но только начался в 2007 г. рост их выпуска, как почти половина этого выпуска оказалась на складах (сейчас там четырехмесячный объем их производства).

 

В общем, похоже, это еще не та программа развития промышленности, которая сейчас нужна стране. Кроме того, что она сейчас неподъемна для страны, она не ориентирована на новые методы организации производства, которые в других странах обеспечивают производство более дешевой и качественной продукции.

 

В-четвертых, пока не оправдываются ожидания по привлечению прямых иностранных инвестиций.

 
Открытая экономика — лучшая промышленная политика.
 

Международное специализация и разделение труда, мировая торговля существовали еще на заре человечества. Но только в последние десятилетия XX века заговорили о глобализации, контрактации, аутсорсинге, кластерах как о новом явлении, ставшем основой развития ряда стран мира.

 

Новое качество давно известные процессы получили в результате бурного развития, прежде всего информационных технологий и логистики, развития новых средств транспорта. Транспорт товаров стал дешевым и быстрым.

 

Продуктовая специализация отдельных фирм заменяется не только специализацией подетальной. На аутсорсинг выносятся и отдельные производственные операции. Это ведет к максимально эффективному использованию дорогого оборудования. Кроме того, производственные фирмы освобождаются от бухгалтерий, конструкторских бюро, ремонтных служб, водителей, уборщиц и другого обслуживающего персонала и пользуются услугами соответствующих специализированных предприятий.

 

Крупные предприятия, стремясь получить более дешевые компоненты, активно используют систему контрактации для взаимодействия с предприятиями, как правило, малыми и средними. Большинство машиностроительных заводов мира занимаются в основном сборкой, финансами, наукой и маркетингом. Производство деталей и узлов они выносят за пределы предприятий. Согласно обследованиям министерства внешней торговли и промышленности Японии, на одну крупную машиностроительную фирму приходится в среднем 170 субподрядчиков первого уровня, 1,7 тыс. субподрядчиков второго уровня и около 32 тыс. — третьего.

 

Новые тенденции в организации производства определили и принципиально новую роль малого бизнеса в развитии экономики страны.

 

После того как численность малых предприятий достигает порогового значения (малые предприятии производят не менее 40% ВВП страны; в Беларуси сейчас — 12-14%), наступает время эффективного экономического роста. В этот период малый бизнес начинает играть принципиально новую роль в организации производства. Малые предприятия, накопившие за предшествующие годы необходимый капитал, приобретают современное оборудование и постепенно превращаются в специализированные фирмы, выполняющие инновационные разработки, производящие стандартизированные детали, узлы и комплектующие, оказывающие всевозможные производственные и вспомогательные услуги крупным предприятиям. В такой форме малый бизнес помогает логически завершить процесс реструктуризации государственного сектора и выйти на уровень специализации и кооперации, соответствующий современной системе организации производства в мире.

 

Косвенным критерием перехода к современной системе специализации и кооперации производства может служить количество малых предприятий на 1.000 жителей страны. Сегодня в Беларуси этот показатель равен примерно 3,5, в то время как в развитых странах — 40-60.

 

Отметим еще, что даже подетальная специализация в производстве дешевых и качественных комплектующих уже вышла за пределы отдельных стран, образуя производственный базис глобализации.

 
***
 

Необходима иная промышленная политика, тоже предусматривающая государственную поддержку инноваций, но в корне отличающаяся от той, которую по старинке поддерживает НАН РБ.

 

Эта политика должна все время видеть образ эффективного производства, базирующегося на международном разделении труда. Вместо защиты отечественного производителя — открытая либеральная экономика. Инвестор сам определяет, какое производство он хочет организовать или приобрести в Беларуси. При этом упор в промышленной политике делается не на составлении пространных списков предприятий, куда инвестор должен вложить свои дукаты, а на создание добавленной стоимости и сдерживании ее утечки из страны.

 

Время покажет, прав ли автор. До 2010 года осталось недолго.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

19.04.2024Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров
Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров

19.04.2024АЛЮМЕТ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ FUBAG (ГЕРМАНИЯ) И ООО АЛЮМЕТ (РОССИЯ)
 Благодаря прямым поставкам, реализуем товары по ценам производителей — российского завода ООО «АЛЮМЕТ» и компании FUBAG (Германия).

18.04.2024Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО обладает парком собственного оборудования
Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО

18.04.2024Дневной Дозор - это гарантированное быстрое исполнение Вашей заявки
"Не обещать невозможного! Быстро и качественно выполнять обещанное!" - таков девиз компании Дневной Дозор ЧП.

17.04.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация