Новости

Отлучение от пива

В этом году сразу несколько облисполкомов воспользовались правом, данным им постановлением Совмина от 6.03.2006 № 317, определять, в каких торговых объектах и на какой период может быть запрещена розничная реализация пива и слабоалкогольных напитков. Такие действия, однако, поставили под вопрос дальнейшее существование многочисленных субъектов малого предпринимательства, чей бизнес в значительной мере связан с продажей этого вида продукции. Ограничения также вряд ли будут способствовать реализации госпрограммы развития пивоваренной отрасли на 2006–2010 гг., выполнение которой в последние полтора года, без преувеличения, находится на грани провала.

В частности, со вчерашнего дня вступило в силу решение Минского облисполкома от 19.05.2009 № 479, запрещающее реализацию пенного напитка в объектах мелкорозничной торговой сети (палатках, павильонах без торгового зала, киосках), передвижными средствами развозной и разносной торговли (торговыми автоматами, автомагазинами и иными специальными приспособлениями). Запрет также распространяется на торговые объекты, расположенные на остановочных пунктах общественного транспорта. Ранее аналогичные решения были приняты в Гомельской, Гродненской и Брестской областях (см. «ЭГ» № 46 за 19.06.2009).

Действия местных властей вызвали отрицательную реакцию в среде малого бизнеса. Так, в редакцию газеты обратились предприниматели Молодечно, которые утверждают, что решение облисполкома только в их районе может оставить без работы более 300 человек — продавцов киосков, грузчиков, бухгалтеров. Дело в том, что продажа пива и слабоалкогольных напитков формирует до 25–40% выручки субъектов мелкорозничной торговли, и изъятие данной группы товаров приведет к убыткам, и как следствие к закрытию многих торговых точек. Предприниматели прогнозируют, что во II полугодии по этой причине розничный товарооборот, формируемый киосками и мелкими павильонами Молодечно, сократится на 23 млрд. Br, а налоговые отчисления в бюджет — на 1,3 млрд. Br.

Как сообщил «ЭГ» председатель совета РОО «Перспектива» Анатолий Шумченко, предприниматели Минщины, собрав несколько сот подписей собственников и работников мелкорозничной сети, направили письма в различные государственные инстанции. В адрес Администрации Президента даже составлено коллективное обращение, в котором предприниматели в случае, если им разрешат продолжить торговлю пивом, обещали отказаться от импортного и торговать только белорусским.

РОО «Перспектива» также намерено отстаивать права предпринимателей в Конституционном суде, поскольку считает нормы постановления № 317 и основанные на них решения областей не соответствующими основному закону страны.

Нынешнее изгнание малого бизнеса с рынка пива проходит под девизом борьбы с алкоголизмом. Правда, в качестве истинной причины многие узрели банальное устранение конкурентов. По данным Белстата, в I полугодии объем реализации пива торговыми организациями в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в натуральном выражении увеличился на 4%. Заметим, что эта цифра получена на основании обработки формы госстатотчетности 12-торг (продажа), а ее согласно постановлению Минстата от 14.08.2008 №116 не заполняют субъекты малого предпринимательства негосударственной формы собственности. То есть рост продаж был отмечен в крупных и государственных торговых организациях. Не является ли его причиной сокращение оборота в мелкорозничной сети?

Тем временем пивоваренная отрасль в этом году явно сдала свои позиции. Вместо запланированного роста за январь–июль произошло сокращение объемов производства, по данным концерна «Белгоспищепром», на 7,5%. Из 6 основных производителей только ОАО «Криница» и ОАО «Лидское пиво» смогли прирасти к аналогичному периоду прошлого года на 6,9 и 3,3% соответственно. На грани срыва выполнение государственной отраслевой программы. С 2007 г. ее показатели по объемам производства и экспорта не выполняются. В 2008 г. вместо запланированных 50 млн. произведено лишь 35,4 млн. дал. За 7 месяцев 2009 г. годовой ориентир выполнен на 37%.

В целом ситуацию не спасает даже активный рост экспорта пива (за январь–июль в 2,5 раз, до 1,166 млн. дал). Он больше напоминает отчаянную попытку исправить прошлогодний провал, когда при плане 2,9 млн. дал на внешний рынок было отгружено 0,8 млн.

Примечательно, что на фоне 10-процентного сокращения реализации пива на внутреннем рынке отечественными пивоваренными предприятиями импорт этого продукта в натуральном выражении с начала года вырос на 1,6%, до 6,56 млн. дал, и сейчас на долю иностранных брэндов приходится более четверти розничных продаж.

Отчасти это можно объяснить гибкой ценовой политикой конкурентов: в стоимостном выражении импорт сократился на 14,3%, до 34,1 млн. USD. Отчасти — агрессивной рекламой. А в чем-то, очевидно, не дотягивают качественные и вкусовые характеристики белорусского продукта. Наверное, поэтому у нас пить заграничное пиво считается престижным, хотя, скажем, по сокам ситуацию удалось переломить.

Ситуацию вокруг отечественного пенного напитка пробуют изменить «с низов», в Беларуси прошла гражданская акция «За нармальнае піва!», инициированная рядом общественных деятелей, предпринимателей и поддержанная ОАО «Криница». Этим летом в различных городах республики состоялись дегустации, целью которых было изучение предпочтений белорусов. Как рассчитывают на «Кринице», такое маркетинговое исследование поможет произвести конкурентоспособный продукт.
«Белорусы вторые в мире. В 2008 г. в Австралии была реализована похожая инициатива, — заверил один из организаторов акции, директор Агентства деловых связей Валентин Лопан. Правда, в нашей республике пришлось действовать в рамках многочисленных законодательных ограничений. — По-хорошему завидовали австралийским коллегам — у них законодательство позволяет реализовать гораздо больше эффективных решений».

Между тем белорусские парламентарии обещают продолжить ужесточение правил рекламы и оборота пива и слабоалкогольных напитков. Недавние заявления о возможном запрете распития пива в общественных местах, снятии с эфира звукового сопровождения (или по крайней мере закадровых голосов людей) в рекламных роликах, их перенос на более позднее время вещания повергли многих пивоваров в состояние тревожного ожидания.

Конечно, аргументы парламентариев, представителей МВД, Минздрава, касающиеся проблемы роста алкоголизма в стране, заставляют задуматься о дополнительной защите населения. Однако многие субъекты хозяйствования склонны считать применяемые, а также планируемые меры слишком жесткими. Тем более, что доля пива в пересчете на чистый алкоголь, потребляемый белорусами, лишь около 10%, в то время как плодовых вин и напитков — треть, а водки — 50%. К тому же о неэффективности разного рода запретительных мер говорит и советский опыт борьбы с пьянством. Едва ли нынешние ограничения на реализацию пива в мелкорозничной сети, равно как и дальнейшее ужесточение рекламы и употребление слабоалкогольной продукции, помешают желающим выпить достичь своей цели.

В основе решения проблемы должен лежать более сложный, комплексный подход, убеждена начальник отдела маркетинга ОАО «Криница» Людмила Алексеенкова. «Я бы сказала, только чрезмерное употребление алкоголя вредит здоровью! Совсем ограничивать людей нельзя, это вызовет обратный эффект, — считает она. — Нужно воспитывать молодежь, привлекая ее в спорт, бизнес, занимая чем-нибудь полезным. Все дело в том, что молодым людям нечем заняться, им скучно! Поэтому и существуют лавочки, подворотни, алкоголь и т.д. Нужно следовать лучшим примерам зарубежья, а не выдумывать велосипед, когда он уже давно изобретен».

Александр ГЕРАСИМЕНКО

www.neg.by




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk    

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом