Новости

ОГРАНИЧЕННО И СЕЛЕКТИВНО
работает Всемирный банк в Беларуси

4 декабря совет исполнительных директоров Всемирного банка (ВБ) в Вашингтоне рассмотрел «Стратегию сотрудничества с Республикой Беларусь» на 2008-11гг. Предыдущая была принята 14 марта 2002г. и закончилась в 2004г. Международный банк реконструкции и развития (МБРР, полное название ВБ) взял длинную паузу, чтобы обсудить с властями рамки сотрудничества в сфере аналитической работы и завершения отложенного чернобыльского проекта. Не густо, но и не пусто.

Ярослав РОМАНЧУК

Обоюдополезный бег на месте

Сотрудничество с ВБ и МВФ является лакмусовой бумажкой готовности страны к серьезным внешнеэкономическим проектам. Дело не только в размере кредитных линий и содержании реализуемых проектов. Важна история сотрудничества, т.н. «добрая воля» (goodwill). Она является важной частью репутации страны, работает на рейтинг доверия и оценку рисков.

На конец 2007г. ВБ выделил Беларуси кредитов на $243 млн. Из них $17,5 млн. предоставлены в виде грантов. После вступления Беларуси в МФК в 1992г. данная структура ВБ инвестировала в девять проектов в РБ $108,5 млн. В 2001-06гг. правительство Беларуси и МБРР одобрили всего два проекта. Первый, на $22,6 млн., был посвящен социальной инфраструктуре, на его подготовку затрачено $418,8 тыс. Второй, по постчернобыльскому восстановлению, начал действовать 11 августа 2006г. и оценивается в $50 млн. при $201,6 тыс., затраченных на подготовку. В 2001-04гг. прекращены три уже одобренных проекта на сумму $41,8 млн., подготовка которых обошлась в $472,2 тыс.

В 2001-07гг. ВБ подготовил десять аналитических докладов, затратив на это $1,862 млн. Их тематика варьируется от Чернобыля до оценки бедности, энергетического сектора и качества госрасходов. Трудно сказать, насколько данный интеллектуальный продукт продвинул РБ к рыночной экономике. МБРР выбрал шесть индикаторов для оценки эффективности своих проектов: 1) улучшение фискальной прозрачности, включая предоставление информации и проведение аудита всех внебюджетных фондов; 2) сдерживание эпидемии туберкулеза и СПИДа; 3) улучшение выполнения международных экологических стандартов; 4) введение системы адресной социальной помощи; 5) улучшение делового и инвестиционного климата; 6) активное участие гражданского общества в жизни страны.

Об эпидемии туберкулеза и СПИДа население Беларуси вряд ли догадывалось. Хорошо, что интенсивность этих болезней пошла на убыль. Замечательно, если эксперты ВБ внесли в этот процесс свой вклад, хотя в 2004г. именно проект по туберкулезу на $26,8 млн. был заблокирован. Мы до сих пор не знаем, как тратятся средства всех внебюджетных фондов. Система госфинансов остается запутанной, закрытой и неэффективной. Однако ВБ нашел в этой сфере позитивные изменения: «Произошла модернизация системы управления госрасходами... Парламент вовлечен в процесс составления бюджета на ранней стадии и до его окончательного принятия. Уровень исполнения бюджета довольно высок. Работает система финансового контроля. Отчет об исполнении бюджета предоставляется в парламент не позднее пяти месяцев следующего фискального года».

ВБ делает вид, что ПП НС у нас играет какую-то значимую роль в бюджетном процессе, хотя на дворе декабрь, а проекта закона о бюджете на 2008г. депутаты еще не видели. Скорее всего, получат документ за два-три дня до голосования. Принятие закона о бюджете парламентом в трех чтениях за 20 минут остается самой убедительной характеристикой качества бюджетного процесса и принципа разделения властей в стране.

Беларусь сделала несколько шажков в сторону улучшения делового климата, но по ключевым параметрам (налоги, внешняя торговля, защита прав собственности, доступ к кредиту, регистрация и ликвидация) еще непочатый край работы.

«Весь пар ушел в гудок»

Правительство только начало говорить о том, что оно поворачивается лицом к бизнесу. Есть основания считать, что до тех пор, пока не иссякнет нефтегазовый российский бонус, правительство не будет серьезно относиться к аналитическим материалам ВБ. С другой стороны, ВБ пока не представил системной программы реформ для нашей страны. Его опыт взаимодействия с правительствами стран Африки, Латинской Америки и даже Европы часто вызывает справедливую критику. Предлагаемые ВБ решения должны согласоваться с властями страны, поэтому они находятся в рамках стандартной парадигмы европейского бюрократического государства. Смелых предложений по тому, как войти в Top-25 ведущих стран по качеству делового климата, по индексу экономической свободы, как сделать современной налоговую систему, провести приватизацию, административную реформу, пока нет.

Директор отдела ВБ по Украине, Беларуси и Молдове Пол Бермингем считает, что «роль банка в качестве ведущего внешнего источника аналитической информации и посредника в обсуждении существующих вариантов развития в стране, пожалуй, более значима, чем предоставление финансовых ресурсов». Что ж, будем ждать от ВБ очередных интересных аналитических материалов.

Банк объясняет низкий уровень программ кредитования следующими причинами: «Во-первых, бюджетные ресурсы правительства обеспечивали финансирование инвестиционных программ в объеме около 9% ВВП. На этом фоне финансирование ВБ было несущественным. Во-вторых, Беларусь отказалась брать кредит на борьбу с туберкулезом. Правительство предпочитало брать кредиты на финансирование расходов, которые имели большую пользу или которые требовали валюты. В-третьих, сложный процесс принятия решений сокращает способность правительства принимать решения… Опыт подготовки проекта по туберкулезу и СПИДу показывает, что соглашения с правительством не всегда являются окончательными… Наконец, несмотря на то, что большинство проектов не было реализовано, в ходе консультаций по «Стратегии сотрудничества» власти выразили свою признательность технической поддержкой банка». Качество же других инвестпроектов недавно охарактеризовал сам Александр Лукашенко: «Из 48 инвестиционных проектов полностью завершено лишь шесть, тринадцать не будут реализованы в срок. Как же это понимать: программа только что утверждена, а сроки уже переносятся?!. Вся энергия ушла на составление программы. Весь пар ушел в гудок».

Самый терпеливый банк

Правительство выделило три приоритетных направления, на которых могут использоваться финансовые ресурсы ВБ: рост эффективности энергосектора, обеспечение качества и надежность системы водоснабжения и охрана окружающей среды, включая переработку мусора. Темы, разумеется, важные, но в свете стоящих перед Беларусью структурных вызовов и макроэкономических шоков едва ли самые приоритетные. МБРР уже предоставил $22,6 млн. кредитов на развитие социальной инфраструктуры. Этот проект одобрен в 2001г. В его рамках отремонтировано около 600 школ, детских садов и амбулаторий. В 140 школах улучшено освещение. Потребление энергии снизилось на 20-25%. В таком режиме можно работать сколь угодно долго, не задевая институциональных основ белорусской экономики.

Несмотря на очень низкий уровень взаимоотношений между ВБ и правительством, международная организация продолжает настойчиво рекомендовать властям рыночные реформы. В энергетике предлагается пересмотреть тарифную политику и сократить перекрестное субсидирование, предоставить предприятиям большую самостоятельность, поддерживать частный сектор и расширять основу для развития нетрадиционных и альтернативных источников энергии. ВБ говорит о необходимости более жесткой рыночной дисциплины, защите прав собственности, снижении налоговой нагрузки, прекращении практики административного повышения зарплат, дебюрократизации бизнеса и ликвидации льготного статуса для госпредприятий. Безусловно, позитивными являются рекомендации по сокращению квазифискального дефицита, отказа от прямых бюджетных дотаций и сокращению госрасходов, в т.ч. инвестиционных.

ВБ считает необходимым пересмотреть показатели Программы развития на 2006-10гг., составленной без учета роста цен на энергоресурсы. «Банк сохранит ограниченное и селективное присутствие в кредитовании. Стратегия сотрудничества с РБ предусматривает реализацию инвестиционной программы примерно по одной операции в год на сумму, которая в среднем не превышает $100 млн.» С учетом реальных объемов проектов, реализованных Беларусью и ВБ в прошлом, наше правительство едва ли сможет ежегодно выбирать даже треть этой суммы.

Долготерпение ВБ восхищает. Вопреки потерям, он ждет, когда белорусское правительство начнет осознавать, что свобода, рынок и конкурентоспособность нужны не чиновникам ВБ для отчетности, а в первую очередь Беларуси. Речь идет не о навязывании неких параметров экономической политики, а об использовании современного опыта создания конкурентной, социально благополучной страны.

 
Прогноз развития Беларуси
Показатель
Оценка
Прогноз
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.

Рост реального ВВП

7,8
6,4
5,7
5,2
4,8

Инфляция (среднегодовая)

8,1
10
10,2
9,4
8,2

Баланс текущего счета (% ВВП)

-7,8
-7,6
-7,5
-7,6
-7,4

Внешний долг (% ВВП)

25,8
31,3
36,9
41,8
46,1

Индекс условий торговли (2000 = 100)

106,2
98,5
92,6
88,7
85,4

Источник: Всемирный банк. «Стратегия сотрудничества с РБ на 2008-11гг.».

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
   

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом