Новости

ДЕТСКИЙ РАЦИОН

«Белорусские производители не работают в условиях жесткой конкурентной борьбы»

Белорусские производители детского питания останутся лидерами в своем сегменте, учитывая основной тренд отечественного рынка детского питания - рост потребления более дорогих продуктов. Эта тенденция характерна не только для Беларуси, но и для всех рынков детского питания в целом, полагает вице-президент по продажам и маркетингу российской группы компаний «Нутритек» Олег ОЧИНСКИЙ, побывавший в Минске на минувшей неделе. Визит топ-менеджера «Нутритека» носил рабочий характер - оценка текущих продаж компании. По словам Очинского, они находятся в рамках общего роста оборота компании - 40% прироста за год.

Рынок детского питания считается одним из самых сложных, начиная от специфики самого продукта, требующего постоянных научных исследований и новаций и заканчивая отсутствием необходимости проведения маркетинговых кампаний из-за быстро меняющейся потребительской аудитории. Все решает качество продукта, продажи которого не возрастут вследствие регулирования цен и введения механизмов, направленных на защиту отечественного производителя. Поэтому попытки удержать на полках продукцию белорусских производителей вряд ли можно считать эффективными - они уже первые, поскольку одни в своем сегменте. Как сказал представитель одной из крупнейших компаний-импортеров: «С кем они борются? Они даже не продают - они экспедируют свою продукцию в магазин, который обязан иметь их продукцию в ассортименте, и ждут, когда за нее заплатят».

С обозревателем «БелГазеты» Мариной Гуляевой Олег Очинский поделился своим видением ситуации на белорусском рынке детского питания.

- В чем, на ваш взгляд, причина высоких складских запасов белорусского детского питания?

- С ростом уровня жизни (а это устойчивая тенденция в Беларуси) происходит увеличение потребления более дорогих продуктов, и в первую очередь для самых маленьких. Очевидно, что большие складские запасы говорят о слабой ликвидности продукции. И не думаю, что нужно искать причину в высокой доле импорта: скажем, импортные заменители грудного молока в натуральном выражении занимают лишь 25% рынка, а в деньгах - 47%.

- Полагаете, это немного?

- В объемном выражении это ничто. Импортная зависимость от детского питания в Беларуси полностью отсутствует. Правда, кроме каш, которые в Беларуси не производятся вообще и на 100% импортируются, но вполне могут готовиться в домашних условиях. Но белорусский рынок все больше склоняется к потреблению более высокотехнологичных и сложных по формуле продуктов.

Поэтому общий тренд таков: уменьшение денежной доли белорусской продукции и увеличение импортной как более технологичной, наукоемкой. И здесь ничего не поделаешь - население голосует рублем. А оно готово платить в два раза больше, учитывая, что в денежном выражении доля импортной продукции составляет почти 50%. Эта ситуация абсолютно стандартная, на всех других рынках происходит практически то же самое - такова общая тенденция. Наука не стоит на месте, постоянно разрабатываются новые продукты. К примеру наша компания каждый год выпускает от двух до четырех новых, инновационных продуктов.

- Белорусские производители тоже планируют в ближайшее время представить новые продукты, которые заявляют как премиальные, но значительно дешевле импортных аналогов…

- «Премиальный сегмент» - в первую очередь понятие маркетинговое и, к сожалению, в сознании людей до сих пор ассоциируется только с импортным продуктом. Это представление постепенно меняется в отношении кондитерской продукции, мясных изделий и т. д. Но касательно детского питания переломить сознание очень трудно, рынок очень консервативен. Покупают продукцию того или иного производителя в первую очередь не из-за цены, а потому, что у маленького ребенка нет аллергии, он нормально развивается и т.д. И потом, чтобы делать принципиально иные продукты, нужны принципиальные изменения производства, и, если речь идет о более высоком качестве, необходимо полностью переоснащать предприятие.

Кроме того, нужна очень серьезная научная база. Россия едва ли не единственная страна в мире, где есть институт педиатрии. Чтобы разработать новый продукт, недостаточно одного «железа», оборудования, пусть даже самого современного, - нужны научные исследования. Все продукты «Нутритека» разработаны совместно с этим институтом. Вообще, «Нутритек» в 1990г. создавался не как завод по выпуску детского питания, а как научно-исследовательская компания. На разработку нового продукта, от начала до выхода на полку, уходит минимум три-четыре года, не говоря уже о научном потенциале и деньгах.

- Как вы оцениваете уровень конкуренции на белорусском рынке?

- Судя по тому, как идут наши продажи, я бы не назвал конкуренцию жесткой - в 2007г. прирост продаж по сравнению с 2006г. составил более 40%. Это существенное увеличение, превышающее рост рынка. Можно говорить о том, насколько рынок рыхлый, насколько он восприимчив к другим продуктам - рынок не насыщен. Рост нашей компании и других производителей говорит только о том, что эти продукты востребованы. В противном случае не было бы ни «Нутритека», ни Semper, ни Nestle и др. Скажем, на белорусском рынке нет «Нутриции», которая на других рынках занимает довольно прочные позиции. Но в Беларуси ее нет, потому что аналогичную продукцию выпускает «Беллакт». И можно вбрасывать какие угодно бюджеты, но сработает элементарный закон рынка: аналогичный продукт, но по более высокой цене (а «Нутриция» дороже на 40%) востребован не будет.

- Чем объясняется «рыхлость» рынка?

- Происходит постоянное перемещение потребителей из одного сегмента в другой: от продуктов домашнего приготовления к промышленным, от более экономичного сегмента - в более дорогой. И в этой ситуации невысокая цена белорусских производителей не является очевидным плюсом. Но если они повысят цену, их продукты перестанут покупать вообще, поскольку есть другой продукт, к которому у покупателя больше доверия.

- Какие еще особенности белорусского рынка детского питания помимо его ненасыщенности вы бы выделили?

- Здесь, как и на Украине, существует административное регулирование цен на детское питание. Вероятно, в этом есть необходимость, потому что не все могут позволить себе дорогой продукт. В России или Казахстане, например, существуют социальные программы по бесплатному обеспечению детей и мам из малоимущих семей, детей-инвалидов. Российское государство сегодня разрабатывает такие программы и на федеральном, и на региональном уровнях. Но при этом программа не определяет продукт для бесплатной раздачи. Возможность поставлять продукты детского питания в рамках социальных программ есть у всех производителей, представленных на российском рынке. Продукт определяется путем проведения тендера, аукциона.

Таким образом, политика государства направлена на сохранение конкурентной борьбы, способствующей появлению более высокотехнологичных продуктов и улучшению качества детского питания. На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.

На сегодняшний день в натуральном выражении белорусская продукция занимает 75% рынка. Но всего 53% в деньгах, хотя четыре года назад было около 70%.

- Получается, что сдерживание цен не дает результата?

- Цифры подтверждают, что покупатель голосует рублем, и здесь ничего не поделаешь.

- А как вы оцениваете экспортные возможности белорусских производителей?

- Я знаю, что предпринималось несколько попыток выйти на российский рынок, казахстанский и некоторые другие, но все это несерьезно, и, боюсь, уже не будет серьезным именно в силу тепличных условий, в которых находятся белорусские производители. Они не работают в условиях жесткой конкурентной борьбы, т.к. любой магазин обязан иметь их продукцию в ассортиментном перечне.

Когда вначале 90-х «Нутритек» вышел на российский рынок, рынок на 100% был занят западными компаниями. За шесть лет мы «растолкали плечами» конкурентов, в т.ч. мировых производителей с неограниченными бюджетами и уже устойчивой позицией на рынке, и без административного ресурса, без поддержки государства, без ничего заняли более 15% всего рынка. Хорольский комбинат детского питания на Украине, которым владеет «Нутритек», за год на родном для него рынке увеличил свою долю в денежном выражении с 20% до 25%, на следующий год прорабатываются серьезные экспортные контракты, производство продукции в натуральном выражении выросло более чем на 15%.

- Практика защиты внутреннего рынка детского питания существует в мире?

- Вообще такой практики нет. Если ввести пошлины на ввоз импортного детского питания, произойдет только то, что это детское питание просто подорожает, и покупатель будет вынужден переплачивать за него втридорога. Не думаю, что отсутствие желания развиваться необходимо перекладывать на плечи граждан. Белорусским производителям некого бояться: на полках их продукция присутствует в обязательном порядке, цены самые конкурентные.

- Шесть лет назад примерно тоже самое происходило на белорусском табачном рынке: местные марки не конкурировали с импортными, но государство, желая защитить своего производителя, в развитие которого были вложены значительные средства, ограничило рынок...

- Вы сказали ключевые слова: «Государство вложило значительные средства». Белорусские производители пока еще не получили господдержки, и, как мне кажется, ее эффективность будет весьма сомнительной: внутренний рынок потребления детского питания никогда не окупит эти инвестиции, а на внешний рынок сами предприятия не смогут выйти, просто потому, что у них нет опыта работы в жесткой конкурентной борьбе. Это уже не только технологии, оборудование, качество, но и построение эффективной системы продаж, маркетинговая стратегия.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация