Новости

ДЕТСКИЙ РАЦИОН

«Белорусские производители не работают в условиях жесткой конкурентной борьбы»

Белорусские производители детского питания останутся лидерами в своем сегменте, учитывая основной тренд отечественного рынка детского питания - рост потребления более дорогих продуктов. Эта тенденция характерна не только для Беларуси, но и для всех рынков детского питания в целом, полагает вице-президент по продажам и маркетингу российской группы компаний «Нутритек» Олег ОЧИНСКИЙ, побывавший в Минске на минувшей неделе. Визит топ-менеджера «Нутритека» носил рабочий характер - оценка текущих продаж компании. По словам Очинского, они находятся в рамках общего роста оборота компании - 40% прироста за год.

Рынок детского питания считается одним из самых сложных, начиная от специфики самого продукта, требующего постоянных научных исследований и новаций и заканчивая отсутствием необходимости проведения маркетинговых кампаний из-за быстро меняющейся потребительской аудитории. Все решает качество продукта, продажи которого не возрастут вследствие регулирования цен и введения механизмов, направленных на защиту отечественного производителя. Поэтому попытки удержать на полках продукцию белорусских производителей вряд ли можно считать эффективными - они уже первые, поскольку одни в своем сегменте. Как сказал представитель одной из крупнейших компаний-импортеров: «С кем они борются? Они даже не продают - они экспедируют свою продукцию в магазин, который обязан иметь их продукцию в ассортименте, и ждут, когда за нее заплатят».

С обозревателем «БелГазеты» Мариной Гуляевой Олег Очинский поделился своим видением ситуации на белорусском рынке детского питания.

- В чем, на ваш взгляд, причина высоких складских запасов белорусского детского питания?

- С ростом уровня жизни (а это устойчивая тенденция в Беларуси) происходит увеличение потребления более дорогих продуктов, и в первую очередь для самых маленьких. Очевидно, что большие складские запасы говорят о слабой ликвидности продукции. И не думаю, что нужно искать причину в высокой доле импорта: скажем, импортные заменители грудного молока в натуральном выражении занимают лишь 25% рынка, а в деньгах - 47%.

- Полагаете, это немного?

- В объемном выражении это ничто. Импортная зависимость от детского питания в Беларуси полностью отсутствует. Правда, кроме каш, которые в Беларуси не производятся вообще и на 100% импортируются, но вполне могут готовиться в домашних условиях. Но белорусский рынок все больше склоняется к потреблению более высокотехнологичных и сложных по формуле продуктов.

Поэтому общий тренд таков: уменьшение денежной доли белорусской продукции и увеличение импортной как более технологичной, наукоемкой. И здесь ничего не поделаешь - население голосует рублем. А оно готово платить в два раза больше, учитывая, что в денежном выражении доля импортной продукции составляет почти 50%. Эта ситуация абсолютно стандартная, на всех других рынках происходит практически то же самое - такова общая тенденция. Наука не стоит на месте, постоянно разрабатываются новые продукты. К примеру наша компания каждый год выпускает от двух до четырех новых, инновационных продуктов.

- Белорусские производители тоже планируют в ближайшее время представить новые продукты, которые заявляют как премиальные, но значительно дешевле импортных аналогов…

- «Премиальный сегмент» - в первую очередь понятие маркетинговое и, к сожалению, в сознании людей до сих пор ассоциируется только с импортным продуктом. Это представление постепенно меняется в отношении кондитерской продукции, мясных изделий и т. д. Но касательно детского питания переломить сознание очень трудно, рынок очень консервативен. Покупают продукцию того или иного производителя в первую очередь не из-за цены, а потому, что у маленького ребенка нет аллергии, он нормально развивается и т.д. И потом, чтобы делать принципиально иные продукты, нужны принципиальные изменения производства, и, если речь идет о более высоком качестве, необходимо полностью переоснащать предприятие.

Кроме того, нужна очень серьезная научная база. Россия едва ли не единственная страна в мире, где есть институт педиатрии. Чтобы разработать новый продукт, недостаточно одного «железа», оборудования, пусть даже самого современного, - нужны научные исследования. Все продукты «Нутритека» разработаны совместно с этим институтом. Вообще, «Нутритек» в 1990г. создавался не как завод по выпуску детского питания, а как научно-исследовательская компания. На разработку нового продукта, от начала до выхода на полку, уходит минимум три-четыре года, не говоря уже о научном потенциале и деньгах.

- Как вы оцениваете уровень конкуренции на белорусском рынке?

- Судя по тому, как идут наши продажи, я бы не назвал конкуренцию жесткой - в 2007г. прирост продаж по сравнению с 2006г. составил более 40%. Это существенное увеличение, превышающее рост рынка. Можно говорить о том, насколько рынок рыхлый, насколько он восприимчив к другим продуктам - рынок не насыщен. Рост нашей компании и других производителей говорит только о том, что эти продукты востребованы. В противном случае не было бы ни «Нутритека», ни Semper, ни Nestle и др. Скажем, на белорусском рынке нет «Нутриции», которая на других рынках занимает довольно прочные позиции. Но в Беларуси ее нет, потому что аналогичную продукцию выпускает «Беллакт». И можно вбрасывать какие угодно бюджеты, но сработает элементарный закон рынка: аналогичный продукт, но по более высокой цене (а «Нутриция» дороже на 40%) востребован не будет.

- Чем объясняется «рыхлость» рынка?

- Происходит постоянное перемещение потребителей из одного сегмента в другой: от продуктов домашнего приготовления к промышленным, от более экономичного сегмента - в более дорогой. И в этой ситуации невысокая цена белорусских производителей не является очевидным плюсом. Но если они повысят цену, их продукты перестанут покупать вообще, поскольку есть другой продукт, к которому у покупателя больше доверия.

- Какие еще особенности белорусского рынка детского питания помимо его ненасыщенности вы бы выделили?

- Здесь, как и на Украине, существует административное регулирование цен на детское питание. Вероятно, в этом есть необходимость, потому что не все могут позволить себе дорогой продукт. В России или Казахстане, например, существуют социальные программы по бесплатному обеспечению детей и мам из малоимущих семей, детей-инвалидов. Российское государство сегодня разрабатывает такие программы и на федеральном, и на региональном уровнях. Но при этом программа не определяет продукт для бесплатной раздачи. Возможность поставлять продукты детского питания в рамках социальных программ есть у всех производителей, представленных на российском рынке. Продукт определяется путем проведения тендера, аукциона.

Таким образом, политика государства направлена на сохранение конкурентной борьбы, способствующей появлению более высокотехнологичных продуктов и улучшению качества детского питания. На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.

На сегодняшний день в натуральном выражении белорусская продукция занимает 75% рынка. Но всего 53% в деньгах, хотя четыре года назад было около 70%.

- Получается, что сдерживание цен не дает результата?

- Цифры подтверждают, что покупатель голосует рублем, и здесь ничего не поделаешь.

- А как вы оцениваете экспортные возможности белорусских производителей?

- Я знаю, что предпринималось несколько попыток выйти на российский рынок, казахстанский и некоторые другие, но все это несерьезно, и, боюсь, уже не будет серьезным именно в силу тепличных условий, в которых находятся белорусские производители. Они не работают в условиях жесткой конкурентной борьбы, т.к. любой магазин обязан иметь их продукцию в ассортиментном перечне.

Когда вначале 90-х «Нутритек» вышел на российский рынок, рынок на 100% был занят западными компаниями. За шесть лет мы «растолкали плечами» конкурентов, в т.ч. мировых производителей с неограниченными бюджетами и уже устойчивой позицией на рынке, и без административного ресурса, без поддержки государства, без ничего заняли более 15% всего рынка. Хорольский комбинат детского питания на Украине, которым владеет «Нутритек», за год на родном для него рынке увеличил свою долю в денежном выражении с 20% до 25%, на следующий год прорабатываются серьезные экспортные контракты, производство продукции в натуральном выражении выросло более чем на 15%.

- Практика защиты внутреннего рынка детского питания существует в мире?

- Вообще такой практики нет. Если ввести пошлины на ввоз импортного детского питания, произойдет только то, что это детское питание просто подорожает, и покупатель будет вынужден переплачивать за него втридорога. Не думаю, что отсутствие желания развиваться необходимо перекладывать на плечи граждан. Белорусским производителям некого бояться: на полках их продукция присутствует в обязательном порядке, цены самые конкурентные.

- Шесть лет назад примерно тоже самое происходило на белорусском табачном рынке: местные марки не конкурировали с импортными, но государство, желая защитить своего производителя, в развитие которого были вложены значительные средства, ограничило рынок...

- Вы сказали ключевые слова: «Государство вложило значительные средства». Белорусские производители пока еще не получили господдержки, и, как мне кажется, ее эффективность будет весьма сомнительной: внутренний рынок потребления детского питания никогда не окупит эти инвестиции, а на внешний рынок сами предприятия не смогут выйти, просто потому, что у них нет опыта работы в жесткой конкурентной борьбе. Это уже не только технологии, оборудование, качество, но и построение эффективной системы продаж, маркетинговая стратегия.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

15.12.2017IBA Group включена в рейтинг «Software 500» 2017 года
IBA Group включена в рейтинг «Software 500» 2017 года

15.12.2017В строительной отрасли РБ на протяжении последних трех лет выросло количество лиц, совершивших коррупционные преступления
В строительной отрасли РБ на протяжении последних трех лет выросло количество лиц, совершивших коррупционные преступления

14.12.2017За 70 летнюю историю своей деятельности на строительном рынке ОАО «Гроднопромстрой» накоплен огромный опыт строительства
За 70 летнюю историю своей деятельности на строительном рынке ОАО «Гроднопромстрой» накоплен огромный опыт строительства

13.12.2017Новая услуга от Санстройгрупп ООО -гидравлическая промывка канализации
Новая услуга от Санстройгрупп ООО -гидравлическая промывка канализации

12.12.2017IBA Group на конференции «Код информационной безопасности» в г. Астане
7 декабря 2017 года IBA Group приняла участие в очередной из серии конференций «Код информационной безопасности».


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2017
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
    МИД

Каталоги предприятий
Все права защищены © 2017 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом