Новости

Кто с деньгами к нам приедет, тот льготы и преференции получит

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 6 августа издал Декрет № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». В нем устанавливаются правила, призванные облегчить начало реализации инвестиционных проектов в нашей стране.

О принятии этого документа говорилось давно. Ожидалось, что он снимет многие административные барьеры, создаст беспрецедентные условия для инвестирования средств в экономику Беларуси или хотя бы компенсирует утрату с 1.01.2005 г. налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов. Тогда эту отмену объясняли необходимостью создания равных условий для своих и зарубежных бизнесменов. Оказалось, что этого результата можно достичь и за счет равного доступа к льготам для всех.

Поскольку в Декрете нет каких-либо ограничений, можно считать, что в нем речь идет о любых лицах — белорусских и иностранных, признаваемых инвесторами в соответствии со ст.3 Инвестиционного кодекса, осуществляющих инвестиционную деятельность в формах, определенных ст.5 Кодекса, что предполагает широкий круг операций, в т.ч. прямые и портфельные инвестиции.

Если ранее глава 10 Кодекса допускала заключение инвестиционных договоров по отдельным особо важным для страны проектам, то теперь им отводится особая роль. Декретом вводится трехуровневая система заключения инвесторами таких договоров с Республикой Беларусь, дифференцированная в зависимости от значимости проектов и предоставляемых преференций и льгот. Первый уровень предполагает заключение инвестдоговоров по решению исполкомов и органов госуправления в пределах их компетенции. Второй уровень — это инвестдоговора, заключаемые по решению правительства в рамках существующего законодательства. Третий уровень (по решению правительства и согласованию с Президентом РБ) предназначен для проектов и инвесторов, требующих предоставления преференций и льгот, не предусмотренных действующим законодательством и решениями Президента.

Перечень общих преференций содержится в п.2 Декрета (см. с.2–3 Информбанка).
Интересно, что на первых двух уровнях не требуется представления инвесторами бизнес-плана и проведения комплексной экспертизы инвестпроектов. Шаг весьма смелый, особенно учитывая требования к бизнес-планированию, предъявляемые у нас ко многим предприятиям. Однако это не приведет к их низкому качеству или ущербу для страны, заявил на брифинге 7 августа начальник главного управления инвестиций Минэкономики РБ Сергей Трофимович. По его мнению, бизнес-план нужен не государству, а самому инвестору, чтобы прогнозировать движение денежных потоков и т.д. Бизнес-план понадобится лишь в случаях, когда правительство дает гарантии и преференции сверх установленных действующим законодательством. «Например, инвестор может привлечь внешнее финансирование при недостатке собственных средств для реализации проекта, и он обращается в правительство с обоснованием: я могу взять кредит в Китае под 4%, но нужны гарантии, — пояснил С.Трофимович. — В этой ситуации государство не имеет права, не просчитав проект, не предусмотрев экспертизу на всех уровнях, такие гарантии предоставить. Если проект окажется неэффективным, то обязательство возврата кредита ляжет на госбюджет».

Декретом закреплены обязательные условия заключения инвестиционных договоров, в т.ч. определение объектов, объемов и сроков вложения инвестиций, а также ответственность за их несоблюдение. Некоторые условия несколько отличаются от названных в ст.46 Инвестиционного кодекса. Среди них — возмещение инвестору ущерба, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) чиновников, а также право на односторонний отказ Беларуси от выполнения своих обязательств при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором его обязательств.

Интересно, что в Кодексе, в числе обязанностей инвестора особо выделено соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также трудового законодательства и техники безопасности. В Декрете перечень прав и обязанностей не конкретизируется, зато инвестор освобождается от возмещения потерь сельскохозяйственного производства, а также компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов. Впору задуматься, что останется от белорусской экологии по завершении иных инвестпроектов.
А отечественным субъектам хозяйствования, обязанным вести тщательный учет объектов растительного мира, остается лишь завидовать инвесторам, которым не страшны ст.15.22 КоАП и ст.277 УК, карающие за незаконное уничтожение или повреждение растительности. Поистине Беларусь станет раем для корпораций, измученных наездами «зеленых», гринписовцев и прочих любителей природы.

Список обязательных условий договора является открытым, что позволяет расширить их в конкретных случаях. Скажем, в Декрете, в отличие от ст.10 Кодекса, ничего не говорится об обязательствах сторон по развитию производственной и социальной инфраструктуры региона. Таким образом, инвестор не гарантирован от проявления иных популярных в Беларуси форм социальной ответственности бизнеса, вроде финансирования спорта, сельского хозяйства и т.п.
Освобождение от уплаты госпошлины за выдачу спецразрешений иностранным гражданам, привлекаемым для реализации инвестпроекта, на занятие трудовой деятельностью в нашей стране, а этих граждан — от уплаты госпошлины за выдачу разрешений на временное проживание в Беларуси позволит с минимальными издержками приглашать как западных менеджеров и технологов (которым особенности оплаты труда по ЕТС могут не понравиться), так и гастарбайтеров из стран, где заработки куда ниже белорусских.

До вступления Декрета в силу, Минэкономики предстоит подготовить порядок согласования перечней оборудования и запчастей, ввозимых в страну без уплаты таможенных пошлин и НДС, определить порядок разработки и регистрации инвестдоговоров. Вероятно, это потребует внесения очередных изменений в постановление Совмина от 8.04.2002 N 444, которое касается лишь инвестиций на сумму свыше 5 млн.USD.

Предлагаемые нормы направлены на стимулирование широкомасштабной инвестиционной активности. Однако у бизнес-сообщества новый документ вызвал неоднозначную реакцию. Иные видят в нем инструмент индивидуальной раздачи льгот для избранных. А по мнению экспертов Белорусской научно-промышленной ассоциации, Декрет № 10 коснется лишь единичных случаев привлечения новых инвесторов, как правило, иностранных. Белорусские частные компании, особенно малые и средние воспользоваться его нормами не смогут, полагают в БНПА. Кроме того, в документе ничего не говорится о защите прав действующих инвесторов — как отечественных, так и иностранных. В частности, не нашлось в нем места для дополнительных механизмов защиты прав собственности — проблемы, с которой многие белорусские бизнесмены знакомы на собственном горьком опыте.

Одновременно с Декретом № 10 глава государства подписал Указ № 413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь». Этим документов вводится новый институциональный механизм осуществления инвестиционной деятельности — инвестиционные агенты. Этот статус смогут получить физические и юридические лица, в т.ч. и нерезидент РБ, владеющие практическими навыками подготовки инвестиционных проектов к реализации, а также обладающие личными деловыми качествами, позволяющими им вести переговоры с топ-менеджерами крупных компаний. Решение об уполномочии инвестиционного агента на представление интересов РБ принимается Правительством РБ республиканским органом госуправления и иной госорганизацией, а также областным (Минским городским) исполкомом на основании обращения потенциального инвестиционного агента.

По словам С.Трофимовича, институт инвестиционных агентов вводится в Беларуси в соответствии с международной практикой. Агенты будут представлять нашу страну за рубежом при официальных поездках, содействуя привлечению капиталов для реализации инвестпроектов в РБ. Договор с ними будет заключаться безвозмездно, подчеркнул чиновник, причем это лицо уже должно положительно зарекомендовать себя в работе по привлечению инвестиций. «Например, к нам недавно приезжал немецкий концерн и предложил премьер-министру услуги инвестиционного агента, не прося никаких вознаграждений. Но были и другие примеры, например, партнер из Израиля предложил привлечь финансирования в размере 1 млрд. USD в Беларусь на основании заключения инвестдоговора, предусматривающего вознаграждение в размере 500 тыс. USD. Для нас это неприемлемо», — рассказал С.Трофимович. «Наша позиция основана на понимании того, что в международном бизнесе много именитых людей, компаний которые могут быстрее договориться с финансовыми институтами, чем наши органы госуправления о реализации инвестпроектов. - сказал начальник управления. — Поэтому мы рассчитываем, что новый институт поможет облисполкомам более гибко работать с иностранными инвесторами».

Видимо, наши чиновники уверены, что среди «именитых» бизнесменов достаточно альтруистов, готовых даром тратить свое время на добывание денег для Беларуси, не прося даже компенсации своих расходов. Впрочем, оплатить их может и инвестор, если, разумеется, захочет…

Леонид Фридкин

www.neg.by




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk    

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом