Новости

Ляп высокого уровня

Твердо укрепившись в мысли, что кризиса в стране нет, белорусское правительство, похоже, решило его все-таки организовать, ввергнув в ступор экономику страны с помощью «антикризисного» постановления N991, исключившего посредников из экономической жизни страны. Эффект от фактически введенного запрета на оптовые перепродажи превзошел все ожидания: товарно-денежные потоки вдруг обмелели, не успев войти в нужное русло. И постановление пришлось экстренно отменять.


28 июля премьер Сергей Сидорский подмахнул документ, предписывающий с 1 августа всем юрлицам «независимо от организационной правовой формы» покупать товары только «у поставщиков, являющихся производителями товаров, а также их официальных торговых представителей». И надо полагать, глава правительства знал, что делал. Во всяком случае, цель принятия постановления была заявлена благая - ради «обеспечения эффективного расходования денежных средств и проведения на территории Республики Беларусь единой финансовой политики с учетом влияния факторов мирового финансового и экономического кризиса».

Однако 3 августа замминистра экономики Андрей Тур внес первые коррективы в порядок исполнения постановления, подчеркнув, что его действие не распространяется на договоры купли-продажи, заключенные до 2 августа.

Утро 4 августа стало еще мудренее. Премьер Сидорский вдруг сообщил, что постановление касается только госпредприятий. Но этого было уже явно недостаточно. И вечером того же дня правительство, проанализировав (по поручению президента) негативную ситуацию, сложившуюся после принятия постановления N991, вообще его отменило.

Документ оказался крайне несвоевременным. «Я не думаю, что это актуальное постановление, которое отвечает нынешним потребностям страны по реализации продукции», - сообщил журналистам помощник президента Сергей Ткачев, назвав ключевой проблему складских запасов. Поскольку теперь президент, как известно, лично следит за тем, как продается белорусская продукция. Значит, на данном этапе в первую очередь нужно разгружать склады, забитые отечественной продукцией, а уж потом заниматься ликвидацией посредников, якобы разгоняющих цены и наполняющих рынок импортными товарами. Таким образом, сложившаяся расстановка задач по степени приоритетности явно не соответствовала цели, заявленной в постановлении N991.

Чтобы отвести тучи, сгустившиеся над Минэкономики, его глава Николай Зайченко искренне поведал в телеэфире, что появление пресловутого постановления - это не ляп и не случайность, а выполнение поручения главы государства по наведению порядка в работе с посредниками. «Президент неоднократно указывал, что вопрос необоснованного посредничества, ведущего к разрушению финансовой системы организаций и предприятий, должен быть закрыт… Необоснованное посредничество ведет к завышению цен: можно встретить товары, которые отличаются в цене до двух с половиной раз», - упрямо твердил Зайченко. Поэтому работа по ликвидации необоснованного посредничества и «глупой конкуренции» на внутреннем рынке будет продолжена.

И в этом можно не сомневаться, поскольку правительство не впервые терпит фиаско в борьбе с посредниками. Та же судьба, например, постигла и постановление Минэкономики N179, принятое 27.08.2008г. в целях ограничения торговой наценки на импортные товары. С его помощью Минэкономики хотело, чтобы все звенья товародвижения, занимающиеся ввозом и реализацией импортного товара, подтверждали обоснованность контрактных цен. Причем величину общей торговой наценки, которую предстояло разделить опту и рознице, включая общепит, министерство установило в размере 30% (независимо от фактической величины издержек обращения).

В результате малый и средний бизнес, построенный на ввозе импортных товаров, вскоре пришлось бы свернуть. После чего страна могла бы столкнуться с забытой проблемой дефицита товаров. Все это был вынужден признать Николай Зайченко, и министерству пришлось принять другое постановление N183, которое ограничивало торговую наценку на импортный товар уже в 60%, а не в 30%. Комментируя тогда ситуацию, Зайченко отметил, что общественная «реакция, которая последовала после принятия постановления N179, была для нас неожиданной». Надо полагать, глава Минэкономики в случае с постановлением N991 рассчитывал опять если не на восторг, то как минимум на понимание общества. Но не добился его даже от администрации президента.

Однако, судя по заявлениям министра, он вместе с вверенным ему министерством продолжает упорно работать над трудной темой, не теряя надежды победить многократную разбежку в контрактных ценах и сорвать (рано или поздно) аплодисменты делового сообщества. Но для этого следует бороться не с посредниками, а с системой «откатов», пышно расцветающей там, где нет и никогда не было свободной конкуренции. А постоянный контроль над показателями экономической эффективности работы дилеров (посредников, если угодно) - это прямая функция производителя товара, но не правительства или министерства.

Сергей ЖБАНОВ

www.belgazeta.by




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

07.03.2024РУП «БЕЛТЭИ» имеет статус научно-исследовательского и проектного предприятия
РУП «БЕЛТЭИ» за годы своей деятельности стал ведущим разработчиком целого ряда прикладных научных направлений

05.03.2024Предприятие «Дановский» осуществляет геодезические работы по всей территории Беларуси
Частное Геодезическое Предприятие «Дановский» все работы выполняет своими силами, без привлечения сторонних организаций

05.03.2024Производство металлочерепицы -АрсеналМеталл ООО
АрсеналМеталл ООО производит металлоизделия для кровли

04.03.2024Рабтекс Индастри ООО продает резиновые бесшовные покрытия Rubtex для травмобезопасных высококачественных покрытий из резиновой крошки в Беларуси.
Рабтекс Индастри ООО производит резиновые бесшовные покрытия Rubtex для травмобезопасных высококачественных покрытий из резиновой крошки в Беларуси.

03.03.2024ТХК-регион - продажа запчастей к сельхозтехнике
ООО «ТХК-регион» - поставщик запасных частей для сельскохозяйственной техники, хорошо известный на рынке Республики Беларусь. Качество и надежность нашей продукции уже оценили многие отечественные сельскохозяйственные предприятия.


14 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация