Новости

"Дружбу" чинить не будут

Россия не возобновит поставки нефти в Литву по нефтепроводу "Дружба".

Татьяна МАНЕНОК

Это означает, что Беларусь навсегда лишилась транзита около 15 млн. т нефти в направлении литовского терминала Бутинге.

Министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко в начале ноября в Риме во время проведения Всемирного энергетического конгресса заявил газете Lietuvos rytas, что российским компаниям нецелесообразно инвестировать в трубопровод, потерпевший аварию.

"Чинить неисправный трубопровод, по которому нефть поставлялась в Литву, нет ни экономических, ни иных соображений", — констатировал В. Христенко.

При этом он отрицал, что, прекратив поставки нефти по нефтепроводу "Дружба", Россия осуществляет энергетическую блокаду Литвы. Mazeikiu nafta успешно поставляет российскую нефть через терминал Приморска, "поэтому не понимаю, о какой блокаде идет речь", подчеркнул В. Христенко.

Поставки нефти в Литву по "Дружбе" через Беларусь прекратились 29 июля 2006 года, когда на одном из его участков в Брянской области из-за прорыва трубы произошел разлив нефти. Трубу оперативно залатали, но Росприроднадзор потребовал от "Транснефти" снизить давление в трубе. В результате "Транснефть" снизила объем прокачки на 14,8 млн. т в год — именно столько российской нефти ранее получал литовский НПЗ. Теперь нефть по новополоцкой "Дружбе" поставляется только на белорусский "Нафтан" (около 10 млн. т в год).

Многие эксперты считают, что прекращение поставок нефти по трубопроводу на Mazeikiu nafta вызвано политическими целями, — таким образом Россия попыталась наказать Вильнюс за то, что литовский НПЗ был продан польской, а не российской компании.

Российская сторона, в свою очередь, считает, что политизировать этот вопрос не нужно. В. Христенко в связи с этим как-то обратил внимание, что после аварии между компаниями, осуществляющими транзит нефти, ее поставщиками — российскими компаниями и покупателями нефти — собственниками литовского НПЗ не произошло никаких "правовых действий" — подачи судебных исков о возмещении ущерба и т. д.

После аварии нефть на литовский НПЗ Mazeikiu nafta поставляется танкерами из Приморска через литовский терминал Бутинге, что значительно удорожает стоимость сырья. Что же касается российских нефтяных компаний, то, как ранее заявлял вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, на их интересах отсутствие литовского направления "Дружбы" никак не скажется, поскольку они уже давно потеряли возможность зарабатывать на переработке своей нефти в Мажейкяе.

При этом российская сторона всегда подчеркивает, что энергетическая стратегия России ориентирована не только на обеспечение диверсификации поставок, но и на то, чтобы максимально использовать собственную территорию, минимизируя транзитные риски.

Именно по этой причине РФ намерена реализовать проект строительства Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2), который уже одобрен Главгосэкспертизой РФ.

На первом этапе по этой системе планируется экспортировать 50 млн. т нефти с перспективой увеличения до 75 млн. т. По мнению экспертов, БТС-2 является конкурентом гомельской "Дружбе", по которой сейчас в Европу через территорию Беларуси экспортируется около 80 млн. т российской нефти.

Ряд российских чиновников Минпромэнерго и МИДа РФ выступают против строительства БТС-2, поскольку реализация столь масштабного "политического" проекта стоимостью около 2,3 млрд. USD заметно снизит эффективность поставок российской нефти в Европу и может испортить межгосударственные отношения России с Германией, Польшей и Литвой.

Невзирая на сомнения экспертов, белорусская сторона недавно получила подтверждение, что РФ не отказывается от строительства БТС-2. При этом главным приоритетом Правительство РФ называет не достижение конкретных показателей экономической эффективности новой "трубы", а независимость от стран-транзитеров.

Что ожидает новополоцкую "Дружбу" после того, как та окончательно лишилась транзита российской нефти?

Пока предприятие занимается только прокачкой нефти до "Нафтана". "Технически белорусская "труба" готова для возобновления транзита, и в любой момент мы готовы это сделать", — отмечают в "Белнефтехиме". Однако вряд ли новополоцкая "Дружба" уже заработает в прямом направлении. А вот ее реверс в обозримой перспективе возможен.

Известно, что в рамках реализации концепции энергобезопасности Беларусь прорабатывает возможность обеспечить к 2010 году до 20% импорта нефти за счет альтернативных схем поставок.

В качестве таких вариантов рассматриваются поставки нефти по южному направлению — через порты на Черном море (в том числе Одесский), а также поставки по северному направлению, через порты на Балтийском море — Вентспилс, Клайпеду и терминал Бутинге.

Беларусь в северном направлении сейчас имеет уже две пустые транзитные трубы. С 1 января 2003 года Россия отказалась поставлять через новополоцкую "Дружбу" транзитом через Беларусь нефть в направлении Вентспилсского порта, а с 29 июля 2006 года — в направлении Литвы. Обе эти трубы можно использовать в реверсивном режиме для прокачки на белорусские НПЗ нефти, поступающей через прибалтийские порты.

Чиновники в связи с этим подчеркивают, что реверс возможен, но при определенных условиях: если, к примеру, из Вентспилсского порта перекачивать на "Нафтан" до 1 млн. т альтернативной нефти, это экономически невыгодно. Тем более что сейчас для полной загрузки отечественных НПЗ выгоднее поставлять нефть по железной дороге.

Можно предположить, что вряд ли белорусская сторона всерьез займется оценкой реверсных маршрутов в ближайшее время.

Напомним, что с нынешнего года Беларусь получает российскую нефть с учетом спецпошлины. В этом году ее ставка рассчитывается с применением коэффициента в размере 0,293 от российской ставки таможенной пошлины на сырую нефть, вывозимую в дальнее зарубежье. В 2008 году эта ставка будет устанавливаться с применением коэффициента 0,335, в 2009 году — с коэффициентом 0,356.

Эти условия позволяют стране покупать российскую нефть дешевле мировой как минимум на 100-130 USD. И пока это так, Беларусь предпримет все возможное, чтобы сохранить ценовой козырь максимально долго.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года

27.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

26.03.2024Компания ЛОКТ ООО– это профессионалы на рынке систем видеонаблюдения,
Профессиональная установка систем видеонаблюдения под ключ с гарантией на все виды работ компания ЛОКТ ООО


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация