Новости

ОБРЕЧЕНЫ НА ЗАМЕДЛЕНИЕ
Прогноз МВФ на 2008г.

Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал доклад «Перспективы развития мировой экономики. Европа. Управление финансовых систем». Мнение международных экспертов полезно учесть при определении основных параметров экономической политики РБ на 2008г. Сегодня обсуждение основных направлений кредитно-денежной политики и проекта закона о бюджете проходит в обстановке строгой секретности. Как будто сами власти не верят в экономический рост больше 8% ВВП, профицит бюджета под 4% ВВП и в стратегически правильный курс развития.

Ярослав РОМАНЧУК

По прогнозу МВФ, в 2008г. Беларусь ждет снижение темпов роста до 6,4% при увеличении инфляции до 10%, что явно противоречит программным документам правительства. Впрочем, далеко не все в руках белорусской вертикали. Мировая экономика потеряла былую устойчивость. В сводках с фондовых и финансовых рынков - напряжение и тревожные ожидания. Россия вытесняет Беларусь в сферу мировых цен на энергоресурсы. Получается как бы сдвоенный внешний шок. Анализ МВФ поможет понять, что будет проходить в экономике Беларуси в 2008г. вне зависимости от того, какие параметры будут заложены в основу бюджета. Реальными они не будут хотя бы потому, что отказаться от программы третьей пятилетки (2006-10гг.) власти публично еще не готовы.

Региональный прогноз

МВФ указывает на устойчивость экономических фундаментов европейской экономики. Но она не может нейтрализовать негативных тенденций мирового рынка: «Если потрясения уменьшатся, последствия для экономического роста будут поддаваться контролю». По мнению МВФ, «происходившие в последнее время потрясения на финансовых рынках являются беспрецедентными в нескольких отношениях. В отличие от других региональных и глобальных экономических кризисов последних десятилетий они зародились в странах с развитой экономикой и оказали воздействие на их финансовые рынки, причем за пределами США они особенно сказались на Европе - в значительно большей степени, чем на других странах, включая страны с формирующимися рынками, которые обычно считаются более уязвимыми. Возникший шок привел к истощению ликвидности на обычно высоколиквидных межбанковских денежных рынках в нескольких странах».

Аналитики говорят лишь о начале кризиса ликвидности, глубокой корректировки рынка ипотечного кредитования, недвижимости и валютного рынка. МВФ отчасти разделяет такую точку зрения и поэтому утверждает: «В 2008г. почти во всех странах темпы экономического роста замедлятся. Продолжительная узость кредитного рынка представляет один из основных рисков ухудшения этой перспективы, особенно для стран с развитой экономикой».

И это еще не все: «Неопределенность и риски снижения конъюнктуры повысились, а продолжительное ужесточение условий на кредитных рынках может привести к тому, что темпы роста опустятся до базового уровня».

МВФ прогнозирует замедление темпов роста экономики США, эскалацию проблем на финансовом рынке. Если американская экономика чихнет, Европа и весь мир болеет пневмонией. В 2007г., когда только начался кризис непервоклассных ипотек, двум немецким банкам пришлось оказывать экстренную помощь. В Британии пятое по размерам учреждение ипотечного кредитования столкнулось с массовым изъятием вкладов. Снова вмешалось государство. Если число банкротств резко увеличится правительства и центробанки не смогут спасать финансовые учреждения.

В 2007г. Беларусь не смогла капитализировать выгоды от получения первого суверенного кредитного рейтинга. Заплатили много денег, но вместо привлечения дешевых ресурсов под евробонды приходится только радоваться своему рейтингу. Не прошло и трех месяцев после его получения, а Fitch Ratings уже предупреждает: банковский сектор РБ уязвим, валютные риски при никудышней капитализации рынка растут. Этот вывод созвучен с мнением МВФ: «Недостаток информации о рисках и трудности, связанные со стоимостной оценкой активов, вызвали падение интереса к проведению операций на денежном рынке, что создало трудности для банков, опирающихся в основном на краткосрочные оптовые ресурсы для финансирования долгосрочных активов».

В следующем году могут возникнуть проблемы с привлечением кредитов в переходных странах в целом и в Беларуси в частности. Деньги дать могут (у нас один из самых лучших показателей по отношению внешнего дога к ВВП), но кредитные ресурсы под 15-20% годовых в валюте - это непозволительная роскошь. Если брать их такими темпами, как в 2007г., то через два-три года финансовая пирамида может стать крайне неустойчивой.

Трудно выходя их нефтегазовой зависимости, правительство впадает в соблазн подсесть на кредитную иглу России. Слезть с нее будет еще сложнее, чем перейти на мировые цены на газ. Рассчитывать на щедрость европейских финансовых учреждений, когда они сами будут бороться за свое будущее, не приходится. По крайней мере, до той поры, пока РБ не откроет свой финансовый и банковский сектора для иностранного капитала.

Обреченные на перемены

Эксперты МВФ констатируют: «Непредвиденная неопределенность, связанная с неустойчивыми кредитными рынками, усложнила стоящую перед директивными органами задачу: руководить экономикой таким образом, чтобы поддерживать темпы роста, не допуская перегрева, особенно в странах с развитой экономикой… В странах с формирующимся рынком инфляционное давление и внешняя уязвимость в этом случае послужит основанием для дальнейшего повышения процентных ставок… В ситуациях, когда инструменты денежно-кредитной политики неэффективны или отсутствуют, ужесточение условий придется обеспечивать за счет ограничений бюджетно-налоговой политики».

Этот вывод касается непосредственно и Беларуси. Непонятно, почему МВФ называет сегодняшнюю неопределенность «неожиданной». Бурный рост финансовых рынков и инструментов при мягкой политике центробанков неизбежно приводит к буму и его неумолимому продолжению - краху. Расчет на то, что Россия продолжит щедро поддерживать белорусскую экономику, имеет такую же природу, как и ожидания американских ипотечных заемщиков насчет сохранения чрезвычайно низких процентных ставок еще лет десять.

Расчет провалился. Нужна адаптация. Неприятная и местами жесткая. Инфляционные ожидания растут. Ставку рефинансирования нужно не снижать, а скорее поднимать. Валютный рынок не зажимать, а либерализировать. Проблемные банки не накачивать бюджетными ресурсами, а продавать инвесторам, отменяя порочную практику финансирования под административным давлением. И этого явно недостаточно. Требуется сокращение госрасходов, отмена затратных инвестиционных проектов, снижение темпов роста расходов госсектора и, конечно же, сокращение налогов.

Любые имитации реформ могут дать краткосрочную передышку, но в конечном итоге они только усугубят финансовое положение и структурный кризис. МВФ подтверждает такой вывод: «Помимо непосредственно происходящих потрясений, Европа сталкивается с проблемами, которые потребуется решить для поддержания устойчивого роста. Для того чтобы выдержать давление на расходы, связанные со старением населения, необходимо вновь принять более решительный курс на консолидацию госфинансов, основанную на сокращении расходов… В странах с формирующимся рынком более решительная консолидация госфинансов желательна для снижения связанного с конвергенцией давления на спрос и обеспечения защиты от рисков, создаваемых быстро растущей задолженностью частного сектора».

Взрывоопасные ингредиенты

В Беларуси есть все ингредиенты для финансового и структурного кризиса: быстро стареющее население, сокращение энергетического гранта от России, ухудшение условий торговли, быстрый рост долгов государственного коммерческого сектора, запредельная налоговая нагрузка, доведенное до абсурда госрегулирование, неразвитые финансовый и фондовый сектора, недоверие со стороны серьезных внешних инвесторов. Добавим в этот список растущие долги предприятий и банков, малоликвидные складские запасы и не готовое к рыночным ценам на ЖКУ домашние хозяйства. ГосСМИ могут злорадствовать по поводу кризиса в США и проблем в странах ЕС, но это как раз тот случай, когда можно сказать: «Нам бы их проблемы».

Когда сегодня произносится слово «кризис», то имеются в виду не пустые полки магазинов, полная остановка промышленности и гиперинфляция. На Западе инфляция более 5%, повышение процентных ставок до 7-10%, удар по платежному балансу в 5% ВВП и хроническое превышение темпов роста доходов населения над производительностью труда оценивается как кризис.

Мы привыкли работать в аномальных макроэкономических условиях, считая их чуть ли не нормой. Для цивилизованного мира условия, в которых мы принимаем экономические решения, сродни аномалии, абсурду или, если политкорректно, «искажению содержания общественных институтов».

Наступает время платить по счетам «правильной» стратегии развития. История подобных кризисов убеждает, что самым большим плательщиком будет не разбогатевшая номенклатура и не ее коммерческие структуры, а население. Оно тоже в доле. В той доле, которая хронически платит.

 

Европа и остальной мир: рост реального, %

Источник: МВФ, «Перспективы развития мировой экономики» 2007

 

Страны Европы: рост реального ВВП и инфляция

Страна, регион

Рост реального ВВП
Инфляция ИПЦ
 
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Европа
3,8
3,7
3,2
3,5
3,3
3,1

Страны Европы с развитой экономикой

2,9
2,7
2,2
2,2
2,0
2,0

Страны Европы с формирующимся рынком

6,6
6,3
5,7
7,2
6,8
6,0
ЕС
3,2
3,0
2,5
2,3
2,3
2,3

Зона евро

2,8
2,5
2,1
2,2
2,0
2,0
Германия
2,9
2,4
2,0
1,8
2,1
1,8
Ирландия
5,7
4,6
3,0
2,7
2,5
2,1
Чехия
6,4
5,6
4,6
2,5
2,9
4,4
Польша
6,1
6,6
5,3
1,0
2,2
2,7
Словакия
8,3
8,8
7,3
4,4
2,4
2,0
Эстония
11,2
8,0
6,0
4,4
6,0
7,0
Латвия
11,9
10,5
6,2
6,5
9,0
8,9
Литва
7,5
8,0
6,5
3,8
5,2
4,6
Молдова
4,0
5,0
5,0
12,7
11,2
8,9
Россия
6,7
7,0
6,5
9,7
8,1
7,5
Украина
7,1
67,
5,4
9,0
11,5
10,8
Беларусь
9,9
7,8
6,4
7,0
8,1
10,0
 

Страны Европы: сальдо по внешним операциям и сальдо госфинансов, %

Страна, регион

Отношение сальдо счета текущих операций к ВВП

Отношение сектора гос. управления к ВВП

 
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Европа
0,4
-0,2
-0,5
-0,4
-0,2
-0,5

Страны Европы с развитой экономикой

0,5
0,2
0,0
-1,2
-0,8
-0,8

Страны Европы с формирующимся рынком

0,1
-1,9
-2,9
2
1,2
0,6
ЕС
-0,7
-1,0
-1,2
-1,8
-1,2
-1,2

Зона евро

0,0
-0,2
-0,4
-1,6
-0,9
-1,1
Германия
5
5,4
5,1
-1,6
-0,2
-0,5
Ирландия
-4,2
-4,4
-3,3
2,9
0,8
0,2
Чехия
-3,1
-3,4
-3,5
-3,4
-3,8
-3,2
Польша
-2,3
-3,7
-5,1
-3,9
-2,7
-2,9
Словакия
-8,3
-5,3
-4,5
-3,4
-2,7
-2,3
Эстония
-15,5
-16,9
-15,9
3,3
3,0
2,0
Латвия
-21,1
-25,3
-27,3
-0,4
0,8
0,6
Литва
-10,9
-14,0
-12,6
-1,2
-1,9
-1,0
Молдова
-12,0
-8,0
-7,3
0,3
-0,5
-0,5
Россия
9,7
5,9
3,3
8,4
6,4
4,4
Украина
-1,5
-3,5
-6,2
-1,4
-1,8
-2,5
Беларусь
-4,1
-7,9
-8,1
0,5
0,5
0,5

Источник: МВФ, «Перспективы развития мировой экономики», 2007г.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года

27.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

26.03.2024Компания ЛОКТ ООО– это профессионалы на рынке систем видеонаблюдения,
Профессиональная установка систем видеонаблюдения под ключ с гарантией на все виды работ компания ЛОКТ ООО


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация