Новости

Белпромриск

Отечественная промышленность вступила в период высоких рисков и неопределенности. Когда у 36% предприятий производственных заказов не более чем на месяц и только у 4% - до года, когда резко сжался платежеспособный спрос и остро не хватает оборотного капитала, в голову приходят самые невеселые мысли. Прецедент скандального постановления N991 их еще больше усугубил. Опрос промпредприятий, регулярно проводимый экспертами Научно-исследовательского экономического института Минэкономики, демонстрирует рост макро- и микроэкономических рисков. К сожалению, голос производителей тонет в какофонии отчетов и заверений об отсутствии в Беларуси кризиса.

Берегись правительства
При опросе предприятий под рисками понимается «вероятность потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления производственной деятельности». В июле 2009г. самыми высокими для промпредприятий оказались сбытовые риски - из-за возможного отказа потребителей от продукции, т.е. от падения реального спроса. Их отметили 57,5% опрошенных предприятий. Поскольку стимулирование внутреннего спроса имеет свои пределы, резко повышается опасность еще более высокой инфляции, а Россия, Украина и даже богатые страны ЕС находятся в глубокой рецессии, то сбытовые риски кажутся вполне реальными. Очевидно, что падение промпроизводства в I полугодии на 3,6% - это только цветочки. Есть основания ожидать еще более серьезного обвала, особенно когда ресурсы работы на склад иссякнут.
Вторая по интенсивности группа рисков - макроэкономические. Их отметили 45,6% респондентов. Речь идет о рисках экономической политики, т.е. деятельности правительства (например, введение запрета на вывоз или ввоз товаров, изменения валютного курса, инфляция и т.п.). Вертикаль настолько увлеклась самолюбованием, что не заметила, как почти каждый второй промышленник стал опасаться правительства. О какой координации действий на микро- и макроуровне может идти речь, если каждый второй директор промпредприятия видит в чиновнике не помощника и полезного консультанта, а источник риска?


Не виноватые мы, он сам пришёл
Гораздо меньше респондентов (18,3%) отметили риски изменения рыночной обстановки (возникают вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств). А ведь сегодня мы столкнулись именно с изменением структуры рыночного спроса. Но директорат не связывает риски сокращения спроса с изменением структуры экономики - он продолжает думать, что производит хорошую продукцию, вот только ее временно никто не покупает. На самом деле только одна инстанция имеет полномочия и право определить, хорош товар или плох, - потребитель. Если он не покупает, значит, нужно менять ассортимент, проводить модернизацию, увлекать новыми маркетинговыми ходами и т.д.

Во время посещения крупных промышленных гигантов один из послов важной европейской страны интересовался у директоров: если их заводы будут продавать через 3-5 лет, то с какими инновациями выйдут они к потребителю после кризиса? Некоторые директора даже не поняли вопроса. Текучка «заела». Все внимание уделяется выполнению краткосрочных прогнозных показателей, «выбиванию» кредитов на выплату зарплаты или на поиск работы для бесцельно находящихся на предприятии рабочих. Тут бы день продержаться да месяц выстоять. На мысли и планы долгосрочной перспективы нет ни сил, ни ресурсов, ни запроса собственника, т.е. государства.

О неспособности к критическому самоанализу и стремлении переложить ответственность на внешние факторы говорит то, что организационные риски (управление, ошибки сотрудников и т.п.) отметили всего 8,3% промпредприятий. Еще с середины 2008г., когда начали появляться явные признаки кризиса, руководители предприятий обязаны были спрогнозировать ситуацию на микроуровне, снизить объемы производства, затраты, оптимизировать рабочую силу, составить план погашения кредитов и реструктуризации долга. Много чего надо было сделать еще раньше: провести диверсификацию рынков сбыта, расширить ассортимент продукции, серьезно отнестись к брендированию и т.д. Гром грянул - мужики, т.е. директора, начали креститься, не замечая при этом своей вины в случившемся. А всевозможные государственные аналитические структуры продолжали рисовать для вышестоящих инстанций радующие глаз и ласкающие ухо картинки 10-процентного роста ВВП.


Главное - вал!
Руководители промпредприятий отмечают существенное увеличение кредитных рисков (риски невозврата кредита, роста задолженности) - 40,1%. Примерно на одном уровне с ними внешнеэкономические риски (возникающие в результате взаимодействия с иностранным партнером) - 36,1%. Очень высоки риски замыкания порочного круга (сокращение спроса - работа на склад - вымывание оборотного капитала - дефолт по кредитам - ухудшение ликвидности банков - увеличение эмиссии Нацбанка - инфляция - обесценение оборотного капитала предприятий - их банкротство).

Правительство пытается решить проблему доступа к финансам. В I полугодии оно исправно получало внешние кредиты. Нацбанк тоже открыл линию краткосрочного кредитования банков и предприятий в виде валютного СВОПА (валюта обменивается на белорусские рубли, а через 2-3 дня она же выкупается обратно по фиксированному курсу; операция проводится примерно под 21% годовых). Нацбанк резко увеличил кредитование правительства, явно не под 25% годовых. Все эти меры не позволили решить проблему доступа промпредприятий к кредитам.

Проблема в том, что деньги берутся в долг под реализацию старых бизнес-планов, под инерционное развитие и сохранение старой структуры производства. В долг берутся «живые» деньги, часто валюта, расходуется ценное сырье (тоже покупается за валюту), а производятся низкотехнологические товары, которые продать по заявленным ценам в условиях кризиса очень сложно.
Директора лишены производственной и торговой самостоятельности. Одновременно правительство, как собственник, не контролирует качество их работы по четким показателям (цена активов, доля на рынке, прибыль на акцию, рентабельность и т.д.). Для министров главное - вал. Вал «нарисовать» гораздо проще, чем увеличить долю на внутреннем или российском рынке хотя бы на 2 п.п.

Правительство делает вид, что управляет промышленностью и контролирует процессы на микроуровне. Директорат же делает все, что ему заблагорассудится, прикрывая свои действия красивыми политкорректными отчетами. Периодически власти подбрасывают предприятиям деньжат из бюджета и кредитов. Такой баланс сохраняется до тех пор, пока есть ресурсы платить зарплату, налоги и не увольнять рабочих, пока есть возможность выдавать кредиты и дотации. Сегодня он нарушен.
Пока «разборки» идут внутри самой системы принятия решений и распределения ресурсов. Только 5,7% промпредприятий отмечают политические риски. Самым политически чувствительным сектором является топливная промышленность (20%). Директора в большинстве своем пока уверены, что существующая политическая и социально-экономическая модель сохранится. Надежда на «доброго батьку» все еще сильна, но явно требует дополнительных и достаточно щедрых аргументов.

Ярослав РОМАНЧУК

www.belgazeta.by




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

13.03.2024Резиновые покрытия Rubtex® — современное и экологичное покрытие
Резиновая плитка Rubtex из резиновой крошки совсем недавно появилась на рынке в Беларуси

12.03.2024Вся мука, которую производит Сморгонский комбинат хлебопродуктов является цельнозерновой
Попробуйте муку от «Сморгонского КХП» и вы оцените её за неповторимый вкус!

12.03.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма

12.03.2024ОАО «Завод «Оптик» предлагает широкий выбор уникальной маркетинговой продукции – сувениров из стекла собственного производства
Производство сувениров из стекла собственного производства с логотипом вашей фирмы

11.03.2024Предпроектная документация-УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ»
УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ» оказывает услуги по разработке отдельных разделов проектной документации на любых стадиях проектирования.


12 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация