Новости

МИНФИН ПРИЗЕМЛИЛСЯ В ЛОНДОНЕ

и рассказал о кредитах

Окунувшись в свободную деловую атмосферу Лондона, министр финансов Беларуси Николай Корбут охотно рассказал «Интерфаксу» о грандиозных планах по привлечению иностранных кредитов. Их реализация намечена уже на конец нынешнего декабря, когда Минфин надеется привлечь за счет внешних кредитов $1 млрд. из России и 30 млрд. йен ($260 млн.) из Японии.

Сергей ЖБАНОВ

Попав по случаю в британскую столицу, Николай Корбут охотно рассказывал о ближайших планах Минфина по привлечению иностранных кредитов. И не только подтвердил, что «до конца этого года белорусская сторона рассчитывает на привлечение $1 млрд. стабкредита» (российского. - Ред.), но и сообщил, что «стоимость российского стабкредита составит LIBOR плюс 0,75% годовых». «По сути, это коммерческий кредит, только меньше маржа», - подчеркнул министр. Таким образом, исходя из сложившейся на рынке ставки LIBOR по кредитам в американской валюте на ближайший месяц (5,23%), ориентировочная цена кредита окажется выше 6% годовых. К тому же в условиях развивающегося кризиса ликвидности на мировом финансовом рынке ставка LIBOR продолжит расти. Тем не менее белорусская заявка (а именно так и следует понимать цифры, названные министром) явно ниже рыночного уровня.

Корбут не стал конкретизировать условия японского кредита, но зато дважды назвал российский кредит «стабилизационным», обратив при этом внимание на минимальную величину маржи. Впрочем, от этого ситуация с российским кредитом не стала яснее, поскольку министр квалифицировал его условия как «коммерческие» по сути. Хотя известно, что коммерческие кредиты предполагают более высокую ставку маржи (2-2,5%), предусматривающую компенсацию возможных потерь, связанных с риском несвоевременного обслуживания кредита заемщика с валютным рейтингом, присвоенным Беларуси (В+). Но зато этот более дорогой вид кредита позволяет направлять привлеченные средства на оплату товаров, а не только на покрытие дефицита бюджета, как предполагают условия более дешевого стабилизационного кредита, обычно выделяемого правительством зарубежного государства. Впрочем, в информации, предоставленной Корбутом, есть и другие смутные фрагменты.

С одной стороны, Корбут утверждает, что «белорусская сторона и Минфин России согласовали проект соглашения по стабкредиту», а с другой - тут же говорит о том, что «в России этот вопрос еще обсуждается и окончательного решения пока нет». И информация, содержащаяся в последней фразе министра, видимо, более точно описывает сложившуюся ситуацию. Министр финансов России Алексей Кудрин пояснил на днях московским журналистам: российское правительство «технически может предоставить Беларуси кредит в $1,5 млрд.». Однако «это зависит от межправительственных отношений и от контактов и встреч наших правительств». Так что обсуждение условий кредита еще впереди.

А как «техническая» готовность воплощается в жизнь, хорошо известно по опыту введения единой валюты. Трудно подсчитать, сколько раз доводилось слышать от руководства Нацбанка, что «Нацбанк констатирует техническую готовность к введению единой валюты в союзном государстве». Впрочем, подобные заявления первый зампредседателя правления Нацбанка Павел Каллаур, например, сопровождал следующим комментарием: «Беларусь не видит экономических предпосылок для введения единой валюты с Россией». И в результате техническая готовность так и не воплотилась в монетарную интеграцию.

Вот и в случае с российским кредитом прошел год с начала первых разговоров о возможности его получения Беларусью. За это время минфины обеих стран проделали гигантскую работу и обнаружили обоюдную техническую готовность. Одни - дать, другие - согласившись принять искомую сумму кредитных ресурсов.

Если и дальше торговаться в таком неспешном режиме, то скоро наступит очередь приема второй транши денег от «Газпрома», заплаченных за очередные 12,5% акций «Белтрансгаза». Осталось всего полгода. Но это по времени, а по деньгам предстоит расчет иного рода. Речь идет об оценке рисков. Российский долгосрочный кредит может существенно ослабить давление на белорусскую банковскую систему. Ведь 70% всех привлеченных в страну внешних кредитов является краткосрочными ресурсами со сроком использования до года. И хоть Корбут и говорит, что «наш внешний долг такой, что это позволяет относительно безболезненно переживать внешние угрозы», но при этом уточняет: «Кредиты надо ограничивать и активизировать привлечение прямых иностранных инвестиций».

Действительно, стране давно уже пора сбалансировать свои заимствования по срокам. Деньги привлекаются из-за рубежа на год, а потом ссужаются местным предприятиям на 5-10 лет и более, порой под смешные проценты. Поэтому и Павел Каллаур не случайно недавно заявил о том, что пора уже создавать в банковской системе автоматизированный и рискоориентированный надзор. Нужен хороший контроль за бурно развивающимся потоком внешних займов и их использованием. Когда рассчитывали только на своего вкладчика, то можно было положиться на резервы Нацбанка и родное «авось». Но с иностранными кредиторами этот номер не пройдет: в случае чего они не станут, как российское правительство, добиваться от Госдумы выделения нового кредита, покрывающего в т.ч. проценты по старым кредитам, своевременно не возвращенные белорусским правительством.

Случись неприятности при обслуживании внешних кредитов, и зарубежные кредиторы тут же закрутят гайки до упора. И это будет особенно болезненно для национальной банковской системы, руководство которой успело заявить о новой стратегии в привлечении ресурсов с упором на внешние заимствования, а не на средства, собираемые с помощью депозитов физических и юридических лиц. Придется быть предельно внимательными, чтобы не сорвать стратегический план внешнего финансирования белорусской промышленной модернизации, составленный по китайскому образцу, т.е. без ущерба для суверенной демократии белорусского типа.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация