Новости

ШВЕДЫ В ШОКЕ

Какой увидели Беларусь шведские эксперты

Стокгольмский институт переходных и восточноевропейских экономик (SITE) по заказу МИД Швеции презентовал страновой доклад по Беларуси. Шведские аналитики изучали последствия нефтегазового шока для Беларуси и дали рекомендации политикам своей страны по возможному формату сотрудничества с нашей.

Ярослав РОМАНЧУК

Постоянный шок

Больших неожиданностей и откровений в докладе нет: с начала 90-х Стокгольмская школа экономики работала с различными переходными странами, в т.ч. с Россией. Шведы вполне адекватно раскусили суть нашей системы: «Беларусь - важная страна на границе ЕС, которая выбрала отличный от Запада путь развития с централизованным контролем над экономикой и слабыми демократическими институтами. Попытки вовлечь ее руководство в диалог, который мог бы привести страну к большей открытости и рынку, не был успешным. С другой стороны, переговоры с Россией по газу и нефти в 2006г. и последующие соглашения, вступившие в силу в 2007г., стали значительным шоком для внешних связей страны и привели к широкомасштабным макроэкономическим и социально-политическим последствиям».

Вслед за МВФ шведы говорят о «постоянном шоке», хотя белорусское правительство его категорически отрицает. Вплоть до IV квартала 2007г. население действительно не ощущало шока. Спокойный сон берегли низкие тарифы на ЖКУ и существенный рост денежных доходов. Совмин делал все, чтобы госпредприятия не испытывали дефицита кредитных ресурсов. Пока получилось. Благо внешние кредиты и терпение вкладчиков не закончились.

Шведские аналитики считают: «Механизмы работы белорусской экономики тесно связаны с сетью спецсоглашений по торговле нефтью и газом с Россией». Они указывают на то, как без собственных нефти и газа наша страна сумела в полной мере насладиться энергетической рентой: «В 2006г. топливные и нефтехимические товары составляли около одной трети общего объема промышленного производства, которое, в свою очередь, составляет одну треть ВВП. Минеральные продукты составляли около 40% экспорта, в 2001г. их доля была меньше 20%. Увеличивающаяся разница в стоимости между импортируемой сырой нефтью и экспортируемыми минеральными продуктами в 2001-06гг. стала важным источником дохода для Беларуси».

Поставки газа также стали источником роста белорусской экономики. Получая дешевое топливо, страна быстро довела уровень его потребления в структуре первичного потребления энергии до более чем 60%. Для сравнения: в России и на Украине этот показатель составляет соответственно 50% и 40%. В Литве и Польше доля газа в структуре потребления первичной энергии составляет 25% и 10%. То, что в 2001-06гг. было благом (тотальная газификация и расчет на дешевую нефть вкупе с экспортным грантом), с 2007г. стало шоком: «Если бы в 2006г. Беларусь платила «европейскую рыночную цену», дополнительные издержки составляли было около 10% ВВП». Таков российский газовый грант Беларуси от России. А ведь был еще и нефтяной оффшор!

Удар мощностью 33% ВВП

Ликвидация нефтегазового гранта и есть суть внешнеторгового шока. К нему необходимо адаптироваться сокращением госрасходов, переходом внутренних цен на мировые и модернизацией производственной базы. Но госрасходы увеличились, тарифы на ЖКУ еще в меньшей степени покрывают издержки производства, а модернизация свелась к механическому перераспределению многомиллиардных бюджетных ресурсов в пользу традиционных секторальных «священных коров», в первую очередь сельского хозяйства.

По расчетам шведов, в бюджете 2007г. сельхозсубсидии составляют около 20% госрасходов. Крупные промышленные предприятия продолжают работать в условиях «мягких бюджетных ограничений»: «Предприятиям, которые испытывают трудности, может быть оказана поддержка разными способами, а для предприятий, которые получают высокую прибыль, может быть в весьма непредсказуемой форме увеличена налоговая нагрузка».

С 1995г. по 2000г. экономический рост был обеспечен за счет экспансионистской фискальной и монетарной политики и свободного доступа белорусских товаров на российский рынок. На этом этапе белорусские производители сумели добиться существенных ценовых преимуществ перед россиянами. Но в 2001-06г. наступила золотая нефтегазовая эпоха. И такой же свободных доступ на российский рынок.

В 2007г. настал новый этап во взаимоотношениях между РБ и РФ. По мнению шведов, влияние «шока на торговый баланс и баланс текущего счета будет существенным». Они попытались подсчитать последствия, предположив, что объемы экспорта и импорта не будут меняться: «В 2007г. совокупное влияние нефтяного и газового шока составляет около $1,7 млрд., что эквивалентно 5% ВВП. Оно будет увеличиваться вплоть до 2011г. и достигнет $4,7 млрд. (для сравнения: потери от исключения Беларуси из Общей системы преференций ЕС составят $23-36 млн.)».

При фиксированном обменном курсе и валовых золотовалютных резервах в объеме $1,4 млрд. на конец 2006г. правительство сделало акцент на стремительное увеличение объема внешних кредитов. Эксперты полагают, что оценка МВФ общих потерь Беларуси от внешнего шока в 10-15% ВВП может быть занижена, потому существует ряд факторов, которые могут увеличить эти потери: фиксированный обменный курс, жесткая структура экономики и низкое качество институтов. С учетом этих факторов SITE прогнозирует: потери могут составить до 33% первоначального объема ВВП (а не 15%, как рассчитывает МВФ): «Тот факт, что рост объемов производства сократится на 5%, затем на 4, 3, 2 и 1% процент в период между 2007г. и 2011г., не значит, что потеря объемов производства составит 15% (т.е. сумма потери темпов роста по отдельным годам). Если в качестве отправной точки брать темпы роста экономики 10% в год без шока, а влияние на них является таковым, как описано выше, то при сравнении годового уровня производства с гипотетическим трендом и суммировании всех потерь по годам до 2011г. мы получаем 67% от первоначального ВВП».

Шведские советы

Шведские аналитики предлагают стандартный набор мер по адаптации к внешнему шоку, ключевыми из которых являются «улучшение институтов (установление принципа верховенства закона, демократии, реформа системы налогового администрирования и т.д.), сокращение роли государства в бизнесе, либерализация цен для обеспечения адекватной аллокации ресурсов и создания конкурентной по международным меркам экономики, ликвидация субсидий, не являющихся частью пакета мер по реформированию сельского хозяйства, промышленности и финансового сектора, ликвидация кредитования банками под административным давлением, рассмотрение альтернатив для сегодняшней монетарной и курсовой политики, улучшение энергетической эффективности и распространение издержек новых цен на энергоресурсы на все сектора экономики, создание новой промышленной структуры и общества, основанного на высоком уровне человеческого капитала, образования, а не на энергетических субсидиях».

В краткосрочном периоде помимо структурных реформ шведы предлагают правительству выпустить облигации для смягчения внешнего ценового шока, приватизировать госпредприятия, ужесточить фискальную и монетарную политику, девальвировать белорусский рубль для стимулирования экспорта. Это набор пожарных мер. Однако даже он может повергнуть в шок белорусское правительство. Шок не нефтегазовый, а психологический…

 

Влияние повышения цен на газ и нефть на торговый баланс Беларуси

Показатель
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
ГАЗ

Цена импорта, $ за 1000 м3

100
162
187
205
223

Разница между ценой импорта газа против цены 2006г., $ за 1000 м3

53
115
141
158
176

Объем импорта газа, млн. м3

21
21
21
21
21

Влияние импорта газа на торговый баланс, $ млн.

-1120
-2418
-2951
-3321
-3703

Влияние транзита газа на торговый баланс, $ млн.

73
97
106
54
58

Влияние импорта газа нетто на торговый баланс, $ млн.

-1047
-2321
-2845
-3267
-3645
НЕФТЬ

Цена импорта, $ за т

316
320
317
311
306

Разница между ценой импорта нефти против цены 2006г., $ за т

89
93
90
84
79

Объем импорта, млн. т

21
21
21
21
21

Влияние импорта нефти на торговый баланс, $ млн.

-1860
-1944
-1881
-1756
-1651

Цена экспорта, $ за т

466
458
446
434
427

Рост цены экспорта, $ за т

81
73
61
49
42

Объем экспорта, млн. т

15
15
15
15
15

Влияние экспорта минеральных продуктов на торговый баланс, $ млн.

1199
1080
903
725
622

Нетто влияние нефти на торговый баланс, $ млн.

-661
-863
-978
-1030
-1030

Общее влияние нетто, $ млн.

-1709
-3184
-3823
-4297
-4674
 

Источник: SITE Country report. Belarus 2007.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

14.04.2024Частное предприятие «ЭталонИнжениринг» занимается горизонтально-направленным бурением.
Частное предприятие «ЭталонИнжениринг» занимается горизонтально-направленным бурением.

13.04.2024Милошевичский лесхоз ГЛХУ осуществляет реализацию пиломатериалов
Милошевичский лесхоз ГЛХУ осуществляет реализацию пиломатериалов

13.04.2024Преимущества резинового покрытия плитки Rubtex
Производство покрытий из резиновой крошки

12.04.2024Предлагаем качественные алюминиевые лестничные конструкции
ООО «АЛЮМЕТ» — лидер по производству алюминиевых конструкций для бытовых нужд и строительства на рынке СНГ

12.04.2024Санаторий «Надзея» - это белорусское лечебное учреждение , которое поможет Вам в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.
Санаторий «Надзея» - это белорусское лечебное учреждение , которое поможет Вам в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.


10 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация