Новости

У одного забрали, а другому дали

Предполагаемые расходы на адресную социальную помощь составят 34,8 млрд. BYR. Такую цифру озвучил на совещании по проекту указа об адресной помощи президент Александр Лукашенко.

Марина КУЛИКОВА

Это почти в два раза меньше заложенной на эти цели в проекте бюджета на следующий год суммы (около 60 млрд. BYR) и почти в пять раз меньше высвобождающихся после отмены льгот средств (около 160 млрд. BYR).

Напомним, что принятый 23 мая закон об упорядочении льгот вступит в силу менее чем через месяц — 17 декабря. А указ об адресной социальной помощи, который был обещан в качестве своеобразной компенсации, пока существует только в проекте, и до минувшей пятницы никто толком не знал, какие категории населения он затронет. И то, что этот вопрос так затягивался (само совещание переносилось дважды), только повышало напряжение в обществе.

Конечно, далеко не все из почти 5 миллионов потенциально бывших льготников вышли на улицы, но молчаливое неодобрение ощутили на себе многие чиновники и депутаты, которые почти единогласно одобрили отмену льгот.

"Чем раздавать по крохам, лучше сконцентрировать средства и направить их по целевому назначению, — изложил в начале совещания свою концепцию решения проблемы компенсации утерянных социальных льгот А. Лукашенко. — Так в свое время мы сделали с так называемыми "чернобыльскими" средствами, за счет которых был построен уникальный центр радиационной медицины в Гомеле и решен ряд проблем".

"Задача государства — не предоставлять подачки в виде льгот, а создавать условия для того, чтобы гражданин имел возможность обеспечить себе достойный уровень жизни, — сказал президент. — Человеку нужно предоставить работу, нормальную зарплату, пенсию, стипендию".

А. Лукашенко ограничился только этим воззванием-поручением, обойдясь без конкретики. Когда будут повышены пенсии и стипендии, на сколько, как можно заработать, если промышленность работает на склад, а ИП на грани вымирания? Вопросы, впрочем, риторические.

Не совсем понятно, как будет оказываться обещанная поддержка многодетным семьям и студентам. Из речи главы государства следовало только то, что "если семья не в состоянии достойно содержать пятерых-шестерых детей, то государство должно взять на себя заботу о них, заставив работать родителей-бездельников" и что "студент студенту рознь: один может себе позволить одеваться в дорогих магазинах, ездить отдыхать на курорты за границу, а другой — каждые выходные к родителям в деревню, на приусадебный участок, чтобы хоть как-то свести концы с концами".

Прозвучала, правда, мысль, что часть средств будет передана в вузы "под определенные условия, а там разберутся". Часть уйдет в райисполкомы, потому что "ни один председатель райисполкома не отдаст деньги тому, кто в них не нуждается, если мы четко пропишем механизм оказания адресной помощи".

Высказывалась идея, что в целом ликвидацию льгот для пенсионеров и студентов возможно компенсировать постепенным повышением пенсий и стипендий. Возможно, руководство вузов получит право компенсировать затраты на проезд студентов из стипендиального фонда, "но, опять же, это не будет носить огульного характера, а будет выработан четкий механизм адресной помощи". Вопрос в том, когда же этот механизм будет выработан и почему это не сделано до сих пор?

Сам проект указа, обсуждению которого было посвящено совещание, тоже вызывает массу вопросов. И вряд ли они снимутся после очередного совещания 1 декабря — до этого времени правительство будет документ "совершенствовать".

Сейчас проект указа предусматривает, что право на единовременное пособие будут иметь те белорусы, чей доход менее 120% от БПМ (1 БПМ в среднем на душу населения — 185.670 BYR). Однако это не единственный критерий. Единовременное социальное пособие назначается не более одного раза в год только тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, которая нарушила их нормальную жизнедеятельность (полная нетрудоспособность по причине возраста или инвалидности; неспособность к самообслуживанию, связанная с болезнью; потребность в обеспечении срочными медицинскими услугами; стихийные бедствия, катастрофы, пожары, другие обстоятельства, требующие материальной поддержки). Размер этого пособия — от 50 до 500% БПМ.

Право на ежемесячное социальное пособие будут иметь все, чей доход ниже 100% БПМ. Правда, сумма этого пособия не впечатляет — 45 тысяч BYR. Но даже и на эти крохи введены ограничения в целях пресечения "иждивенчества и необоснованного использования бюджетных средств". Период получения ежемесячного социального пособия не может превышать 2 раз в течение календарного года. То есть нуждающийся человек, чей месячный доход менее 185.000 BYR, может рассчитывать на 45.000 BYR от государства только на протяжении шести месяцев в году (ежемесячное пособие назначается сроком на три месяца).

Хотя в проекте указа есть оговорка, что если в течение трех и более месяцев по объективным причинам человек не может самостоятельно выйти из трудной жизненной ситуации, ежемесячное пособие может быть назначено на срок до одного года. О том, как будут определяться "объективные причины", документ умалчивает.

Смущает и то, что если право на льготы наступало "по умолчанию", то право на адресную социальную поддержку нужно будет доказывать. При этом решение о назначении государственной адресной социальной помощи будет приниматься соответствующей комиссией, созданной местными исполнительными и распорядительными органами. В работе комиссий должны обязательно участвовать избранные народом депутаты местных Советов, подчеркивается в проекте указа.

Пресс-служба президента сообщает, что "значительно упрощен порядок обращения за этими двумя видами господдержки, сокращены сроки рассмотрения заявлений граждан и перечень предоставляемых документов". Но как-то с трудом верится, что бюрократическая машина вдруг повернется лицом к человеку.

Также нуждающимся будут выделяться безналичные жилищные субсидии при условии, что сумма платы за услуги ЖКХ, отчислений на капитальный ремонт в пределах установленной нормы пользования жилыми помещениями превышает 20% совокупного дохода семьи для граждан, проживающих в городах, поселках городского типа, и 15% совокупного дохода семьи — для жителей сельских населенных пунктов.

В целом расходы на реализацию указа составят 34,8 млрд. BYR в год: 28 млрд. пойдут на государственную адресную социальную помощь, 6,8 млрд. — на безналичные жилищные субсидии. Общая численность получателей государственной поддержки, как ожидается, составит около 360 тыс. человек.

Всего от отмены льгот, по информации министра финансов Николая Корбута, высвободилось 168 млрд. BYR. Уже точно известно, что 21 млрд. BYR из этих денег пойдет на финансирование программы "Дети Беларуси" (в том числе 4 млрд. — на бесплатное питание). Судьба остальных денег точно не ясна. Из слов министра следовало, что они "распылятся" в мероприятиях по повышению демографической безопасности, укреплению здоровья матери и ребенка, увеличению продолжительности жизни в стране, реабилитации земель, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД    

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом