Новости

Выбор имени и цели

Торговля продуктами питания, на первый взгляд, кажется самым легким направлением бизнеса. Эта сфера неизменно привлекает предпринимателей как во времена экономического расцвета, так и в периоды кризиса. По уровню инвестиционной привлекательности продуктовый ретейл занимает одно из лидирующих мест и в Беларуси. Это подтверждает и опыт ведущих ретейлеров страны, один из которых — сеть универсамов «Рублевский». Сегодня гость «ЭГ» — руководитель проекта Наталия ШАБЛИНСКАЯ.

— Какова история появления сети? Судя по названию, многие думают, что в ее основе лежат российские деньги или знаменитый район московской элиты…

— Все гораздо проще. Слово «рубль» известно каждому. Еще сравнительно недавно на него можно было много чего купить. Но и сейчас рубль не исчез из нашей жизни. Поэтому после долгих дискуссий было решено назвать наш первый магазин «Рублевский». Потом это слово стало брендом всей сети. Так что с рублем название связано, а вот российских корней нет. Сеть универсамов «Рублевский» — исключительно белорусский продукт.


— Какие преимущества дает вам такая форма бизнеса?

— Ассортиментная матрица универсамов «Рублевский» отвечает потребностям большинства покупателей. Мы позиционируемся в категории «магазин у дома», т.е. в низком и среднем ценовом сегменте. Работа организована в формате супермаркетов: самообслуживание и продажа товаров через кассы на выходе. Главный акцент сделан на заполнении потребительской корзины. В торговых залах представлена вся линия повседневных ходовых продуктов.
Если у кого-то из юридических лиц, объединенных под брендом «Рублевский», что-то не получается, ему помогают другие звенья сети. Без этого нельзя лидировать в отечественном ретейле. В результате на сегодняшний день все наши универсамы прибыльны.
В 2009 г. политика компании стала еще более взвешенной и ответственной. Правда, на финансовые результаты влияет ряд негативных факторов. В частности, не удается экономить на арендной плате: на арендованные торговые площади понижающий коэффициент аренды введен лишь на 5 месяцев летнего периода — время минимального товарооборота.


— Как сказался финансово-экономический кризис на вашей инвестиционной стратегии?
— Безусловно, кризис внес свои коррективы, но не настолько, чтобы поменять инвестиционную стратегию, которая лежит в основе бизнес-плана, рассчитанного до 2013 г. При принятии каждого пункта все просчитывалось, взвешивались все «за» и «против», реалистичность выполнения задач. В результате многое удалось. Международная финансовая корпорация признала нас активно развивающейся, стабильной компанией с положительной динамикой и выделила прямой кредит в размере 7 млн. USD.


— Изменилось ли поведение покупателей в текущем году?

— Ежедневно в сети совершается около 80 тыс. покупок. Приходится признать, что покупательная способность населения сокращается: сумма среднего чека упала на 5%. Но покупательский поток — явление непредсказуемое. Мы много работаем над тем, чтобы он не иссяк и покупатель не ушел из «Рублевского». Сегодня более низкие цены часто являются решающим фактором при выборе места покупки. Поэтому мы постоянно проводим акции по снижению цен. Для этого одномоментно в условленное время уменьшается торговая наценка во всех магазинах сети на овощи, молочные и другие продукты. Это сигнал для покупателя: мы солидарны с ним в этот непростой период и готовы поделиться своим доходом, снижая наценку.
Нужно сказать, что во время проведения таких акций у нас совершенно ничтожные заработки. Правда, до убытков не доходит, но нет и большой маржи. Зато удается привлечь в сеть дополнительное число покупателей. Их прирост в I полугодии составил 36% по сравнению с 2008 г. Это позволяет нам удерживаться в рамках плановых показателей, доводимых государством, и увеличивать объемы продаж.


— Как относятся к такой политике ваши поставщики? Ведь им тоже приходится снижать цены…
— Не все идут на сотрудничество. Мы хотели бы снижать цены в первую очередь на социально значимые товары, но большинство белорусских производителей, особенно предприятия государственной формы собственности, не соглашаются. Поэтому сформировать список товаров для акций бывает сложно. Порой переговоры длятся по месяцу.


— Раз уж зашла речь о социально значимых товарах, выгодно ли с ними работать вообще? Там ведь ограничений и хлопот побольше, а выручка меньше. Или сейчас покупателям не до продуктов класса «премиум»?
— Конечно, проблемы есть. Но «Рублевский» всегда был и остается социально ориентированной сетью. Наш основной ассортимент— хлеб, молоко, колбасные изделия, бакалейная группа с низкой торговой наценкой и т.п., за которыми покупатели приходят каждый день. Приходится экономить, оптимизировать затраты, искать дополнительно товары, способные обеспечить безубыточную работу предприятия. Ведь прибыльно работать только на социально значимых товарах практически невозможно.
Поэтому задача № 1 коммерческой службы сети — максимальное расширение ассортимента. И помимо жесткого соблюдения заданного ассортиментного перечня очень важны профессионализм и интуиция торговых работников, грамотная ценовая политика и современный мерчендайзинг.
Исходя из ассортиментной политики обеспечение товаром премиум-группы распространяется только на наиболее крупные магазины, где он действительно будут востребованы. Это «Рублевский» на ул. Шаранговича, 25 и открывающийся на пересечении ул. Маяковского и Денисовской. Конечно, есть на прилавках и импортные товары. Здесь ни к чему ограничивать покупательский спрос. Их присутствие положительно сказывается на конкурентоспособности товаров отечественных производителей.


— Видимо, не все белорусские поставщики разделят это мнение. Иные жалуются, что на полках отечественного ретейла для них не находится места, а «плата» за вход в сети непомерно высока…
— Просто нужно предлагать товар, пользующийся спросом. А отношения у нас с поставщиками партнерские, деловые. Брать с производителей плату за размещение на полках для торгового бизнеса сегодня равносильно самоубийству. Этого не стоит делать даже в самые непростые времена.
Мы разработали на 2009 г. программу увеличения объемов продаж товаров отечественных производителей, и придерживаемся ее. Особые отношения сложились с постоянными партнерами — фабриками «Коммунарка», «Слодыч», «Криницей», «Оливарией», «Даридой», Минским заводом безалкогольных напитков, «Кристаллом», ГМЗ № 2. Они согласны с нами в том, что ассортимент продукции важен как для производителя, так и для продавца. Для них в последнее время в 1,5 — 2 раза увеличена площадь выкладки. В результате существенно вырос товарооборот по данным поставщикам. Мы готовы принять и новичков, если они ответственны, способны предложить отличный товар по хорошей цене, выполняют договорные обязательства и способны содействовать продвижению своей продукции на рынок. От новых и старых партнеров ожидаем креативных идей, новинок, способных удивить покупателя новым вкусом, лучшим качеством, меньшей ценой, оригинальной и удобной упаковкой.


- Продуктовый рынок стремятся освоить и другие компании. Ощущаете ли вы конкуренцию в своей сфере деятельности?
- Мы внимательно и постоянно изучаем ситуацию на рынке как самостоятельно, так и с привлечением специализированных агентств. Изучаем опыт мировых компаний и отечественных игроков торгового рынка. Для топ-менеджеров грамотный мониторинг — важный фактор принятия правильных решений. Экспериментируем, ищем оптимальные пути деятельности.
К сожалению, у нас не принято делиться опытом. И, хотя назвать это разведкой, наверно, нельзя, время от времени наши специалисты ходят на ознакомительные экскурсии в магазины конкурирующих фирм.
Впрочем, на мой взгляд, жесткой конкуренции в отечественной торговле пока нет. Пожалуй, ближайшим конкурентом «Рублевского» можно назвать «Евроопт», хотя бы из-за усилий по максимальному снижению цен. Возможно, с приходом на рынок новых компаний конкуренции станет больше. Но пока мы ее не ощущаем.


- По мнению экспертов, обеспеченность торговыми площадями в Беларуси – одна из самых низких в Европе. Почему это происходит? Ведь, наверное, у кого-то есть деньги и желание открыть бизнес в продуктовом ритейле?
- Ритейл — рискованный бизнес, а экономическая ситуация сегодня достаточно сложна. Напомню слова А.Толстого: «Чем труднее положение, тем меньше надо действовать». Торговый бизнес требует тщательной подготовки: необходимы точный, правильный расчет, специальные знания. Здесь нужно быть профессионалом, чтобы преуспеть. Многое зависит и от объемов инвестиций, выбора места, ассортимента, оценки покупательских предпочтений.


- Сегодня магазины сети «Рублевский» можно найти, наверно, в каждом районе Минска. А каковы дальнейшие планы? Глубинку завоевывать будете?
- Наши магазины уже есть и в регионах: один магазин открыт в Гомеле, строим объект в Витебске, еще один вскоре появится в Могилеве. Открылся «Рублевский» на пересечении Денисовской и Маяковского в Минске. В столице до конца года появится еще несколько объектов. Сегодня ритейлерские сети в Беларуси развиты еще не столь широко, как в соседних европейских странах. Значит, есть значительный потенциал роста, который мы намерены использовать для расширения своего бизнеса. Но каждый шаг продвижения сети на рынке нужно тщательно просчитывать.
Пока это получается. Мы сохраняем устойчивые позиции, а результаты финансово-экономической деятельности позволяют гарантировать рабочие места и достойную оплату труда.

Тамара МАРКИНА

www. neg.by




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом