Новости

Верным курсом?

Беларусь не будет менять выбранный экономический курс. Об этом Александр Лукашенко сообщил в минувшей четверг в ходе «кадрового дня», а заодно попытался объяснить свои резкие заявления, сделанные накануне в ходе совещания по итогам работы экономики за 9 месяцев.

Президент недоумевает, где он «допустил ошибку в плане стратегии развития нашей страны». И задается вопросом: «В чем же эта ошибка?» Но Александр Лукашенко произносил эти вопросы чисто риторически, поскольку уверен, что никаких стратегических ошибок не допускал, а поступал правильно, не дав приватизировать страну россиянам. Однако справедливости ради стоит заметить, что президент сначала посадил белорусскую экономику на российскую энергетическую иглу и только спустя 13 лет своего правления начать искать способы избавления от этой зависимости. Если бы этого не произошло, то и у россиян не было бы столь откровенных притязаний на предприятия, технологически почти намертво привязанные к российскому сырью.

И ни к чему теперь мучиться извечными вопросами, свойственными рефлексирующей интеллигенции, - типа «Кто виноват?» или «Что делать?» Все и так понимают: по-другому и быть не могло, поскольку молодому тогда президенту очень хотелось быстрых, а главное, больших экономических побед, которые бы наглядно доказали всем, что народ страны сделал правильный выбор. Большинство народа в этом не сомневается и по сей день. Одного только не может понять народ: отчего вдруг цены поперли вверх и жизнь, только было наладившаяся, стала стремительно ухудшаться.

Александр Лукашенко тоже недоумевает, задавая новые порции вопросов правительству, которому надлежало не только сделать народ счастливым, но и сохранить экономические завоевания. «Кто мешает больше производить и продавать? Никто! Кто мешает несколько большую цену взять за эту продукцию? Тоже никто», - рассуждает вслух президент. И сам же за народ отвечает: «Население, конечно, понимает: рост цен на молоко, хлеб и прочие товары идет не потому, что у нас не хватает продукции, а потому, что в странах вокруг Беларуси цены выросли». Но, похоже, президент все-таки оценивает ситуацию специфически: не с макроэкономических позиций, о которых говорил на совещании вице-премьер Андрей Кобяков, а с точки зрения механизма принятия решений, воссозданного по советскому типу.

Чтобы убедится в этом, президенту следовало бы прислушаться к словам не Кобякова, а первого замминистра сельского хозяйства Надежды Котковец на недавней пресс-конференции: «Мы подготовили проект постановления об увеличении закупочных цен на молоко на 25% и направили его в Совмин. Пока реакции нет, и мы работаем по старым ценам, утвержденным еще месяца три назад». На экспорт тоже много не отправишь без оглядки на внутренний рынок. Вот и провожаем лакомую внешнюю конъюнктуру добрым взглядом, в то время как президент задается вопросом «Почему сидим и ждем?» И требует 20-процентного прироста ВВП.

Но в искренности Котковец можно не сомневаться: «Наша совесть чиста - параметры мы исполняем. Но вы же сами знаете, что это за параметры: Br460 тыс. - разве это заплата? Конечно, она должна быть больше». Но куда уже больше?! Ведь, по убеждению президента, «доярка на ферме в хороший период получает $700-800». Поэтому Минсельхозпроду надо будет или этих доярок разыскать, чтобы поделились деньгами и опытом, или с президентом договориться об адекватной оценке сложившейся экономической ситуации. И тогда у президента не будет причин «из года в год повторять одно и то же». «Это же превращает власть в посмешище», - пришел к справедливому выводу глава государства.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация