Новости

Директорат дал показания

За I полугодие 2009г. объем выпуска белорусской промышленности сократился на 3,6% при годовом прогнозе роста в 10-12%. Резкое усиление проблем сбыта, неплатежи, подорожание кредитов и блокировка планов по реструктуризации серьезно усугубили финансовые проблемы промпредприятий. Министры все еще пытаются говорить о возможном промышленном росте во второй половине 2009г. и уж точно в 2010г., но результаты опроса предприятий данного сектора, проведенного экспертами Научно-исследовательского экономического института Минэкономики, убеждают, что источники оптимизма быстро иссякают.

Без заказов и клиентов
Отвечая на вопросы экспертов, руководители предприятий ведут себя откровеннее, чем перед камерами БТ или на совещаниях у руководства страны. Сравнение ответов за последние четыре года позволяет увидеть сильные и слабые стороны промышленных компаний, оценить их риски и сделать прогноз на будущее.
Одним из главных индикаторов устойчивости промышленности является наличие заказов на продукцию. В то время как в I квартале 2008г. заказы были расписаны на ближайшие 4,3 месяца, в июле 2009г. у белорусских промпредприятий в целом заказов было только на 2,5 месяца. Это наихудший показатель по обеспечению заказами с начала 2005г. (за исключением февраля 2009г. - на 2,8 месяцев).


У 36% белорусских промпредприятий заказов на продукцию есть только не более чем на 30 дней. У 43% субъектов заказы есть на период от одного до трех месяцев. Заказами на 10-12 месяцев обеспечены всего 4%. Эти данные свидетельствуют о высокой степени уязвимости самого крупного сегмента белорусской экономики. Поэтому оптимизм Совмина относительно роста ВВП во второй половине 2009г. и в 2010г. на уровне 10% ВВП абсолютно ничем не обоснован.


В июле 2009г. коэффициент загрузки производственных мощностей в среднем по промышленности составил 63%. Это на 6 процентных пунктов (п.п.) меньше, чем в IV квартале 2008г. Сегодня предприятия вышли на уровень начала 2007г., только на этот раз находятся на негативном тренде спада. При такой динамике основные средства, особенно приобретенные на заемные ресурсы, будут становиться еще больше обузой для предприятий. Есть основания для тревоги у банков, продолжающих кредитовать промышленные компании, которые не в состоянии сбалансировать основные параметры производства и сбыта.


Предприятия продолжают негативно оценивать перспективы изменения объемов внутреннего и экспортного спроса. Самым пессимистичным месяцем 2009г. был март, когда балансовая оценка падения спроса составила минус 44 по экспорту и минус 36 по внутреннему рынку. В июле по внутреннему рынку мы имеем минус 8, по экспорту - минус 17. Период баланса оценок в пользу роста закончился в III квартале 2008г. и до сих пор не восстановился. Очевидно, что промпредприятия не видят возможности обеспечить рост за счет реального спроса внутреннего и внешнего рынков.
Продолжается негативная оценка изменения спроса на продукцию белорусских предприятий в России. В июле 2009г. 32% опрошенных ответили, что спрос снизился, и только 13% отметили, что он возрос. Это лучше, чем в марте 2009г., когда снижение отметили 47%, а рост всего 6%. Тем не менее, такая динамика не позволяет с оптимизмом смотреть на российский рынок, как на источник экономического рывка уже в этом году.


Источники помех
Среди факторов, сдерживающих развитие производства на промпредприятиях, больше всего респондентов (65%) отметили низкий платежеспособный спрос. Вторая проблема (57%) - недостаток оборотных средств, третья - неплатежи потребителей (56%). Поскольку блокировка кредитного рынка для Беларуси в ближайший год едва ли светит, инвестиции в страну рекой не поплывут, а у предприятий и домашних хозяйств сбережений на дополнительное потребление и инвестиции тоже нет. Значит, ухудшение ситуации в ближайшие 12-18 месяцев неминуемо. 32% промышленных предприятий среди «тормозов» своего развития отмечают дороговизну кредитов, чуть меньше (26%) - высокие цены на сырье и материалы. При этом оборудования и квалифицированных кадров хватает практически всем.


В июле 28% опрошенных прогнозировали ухудшение общего экономического положения своих предприятий. Об улучшении говорили 20% респондентов. Это лучше, чем в марте 2009г., когда число пессимистов составило 52% , а оптимистов было только 10%. Однако длительный период (более трех лет), когда число оптимистов заметно превышало количество тех, кто говорил об ухудшении своего положения, давно закончился.


Удивительно, что рост объемов промышленной продукции прогнозирует 28% респондентов, при том, что 19% опрошенных говорят о падении объемов производства. При этом 18% промпредприятий ожидают падения объема экспортного спроса и только 15% думают, что будет его рост. Это значит, что директорат собирается безропотно выполнять приказы по достижению прогнозных показателей, т.е. выпускать продукцию вне зависимости от покупательского спроса - на склад.


Среди основных факторов, негативно влияющих на объемы экспорта, промышленники отмечают отсутствие спроса на продукцию в других странах (62,1%), неплатежеспособность зарубежных партнеров - 41,9%, снижение цен конкурентами на свою продукцию - 38,2% и отсутствие гарантий оплаты по поставкам - 28,3%. На другие факторы (снижение доступности банковских кредитов, девальвация белорусского рубля, низкая квалификация маркетологов предприятия, низкое качество выпускаемой продукции по сравнению с продукцией конкурентов и т.д.) указали менее 18%. Опять же в 2009-10гг. платежеспособный спрос в России, Украине и странах ЕС в большем, чем сегодня объеме едва ли появится. Более того, нам бы хотя бы удержаться на своих рынках. Поэтому потуги правительства восстановить рост за счет бюджетных трансфертов обречены.


Небольшая доля промпредприятий в июле 2009г. указала на увеличение экспорта. Среди факторов, которые помогли им это сделать, руководители назвали выход на новые рынки сбыта (36,5%), повышение спроса на продукцию за рубежом (32,7%), более высокое качество выпускаемой продукции по сравнению с продукцией конкурентов (30,8%). Активная реклама за рубежом помогла 13,5% компаний, успешная маркетинговая политика - 11,5%, снижение себестоимости собственной продукции из-за девальвации рубля - 11,5%. На господдержку в качестве дополнительного локомотива роста экспорта указали всего 1,9% предприятий.


Ослабить хватку
Очевидно, что ресурс преодоления кризисных явлений и выход на траекторию роста для промышленности находится не в Минфине с его субсидиями и дотациями. Нет смысла искать выход и в Минэкономики, которое навязывает предприятиям товарную номенклатуру, цены, режим производства и платежей. Тщетны попытки усиливать протекционизм, искусственно накачивать внутренний рост и пытаться решить за рынок параметры спроса на год и тем более на два вперед.


От Совмина промышленности нужна свобода действий по реструктуризации и приватизации. Логично ожидать от правительства гораздо большей инициативности по спасению самих предприятий от нерадивых и ушлых директоров и номенклатуры. В кризис они занимаются не повышением капитализации предприятий, а вымыванием активов и ресурсов в частные компании-«пылесосы». Кризис управления усугубляет структурный и финансовый. Анализ производства, финансов и сбыта предприятий на основании данных Белстата и опросов промпредприятий подтверждает этот вывод.

Ярослав РОМАНЧУК

www.belgazeta.by




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

10.03.2024ООО «Лесдревконсалт» является официальным дистрибьютером продукции FARMERTEC и HOLZFFORMA на территории ЕАЭС.
ООО «Лесдревконсалт» является официальным дистрибьютером Farmertec Power Machinery Co., LTD.

09.03.2024ООО «БелЛугаАбразив» - крупнейший поставщик абразивной продукции российских и зарубежных производителей в Республику Беларусь.
ООО «БелЛугаАбразив» является одним из крупнейших поставщиков абразивных материалов, электроинструмента, алмазного инструмента.

09.03.2024Пройти комплексное обследование сердечно-сосудистой системы в Витебском областном клиническом кардиологическом центре
Витебский областной клинический кардиологический центр предлагает пройти кардиологическое обследование

08.03.2024Реальные решения для реальных проблем .Высокое качество продукта – фундамент репутации нашей компании.«Аэро СДМ»
Компания «Аэро СДМ» — динамично развивающееся производственно-торговое предприятие по выпуску продукции в аэрозольной и полимерной упаковке.

07.03.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.


13 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация