Новости

Жизнь на иголках

Легкая промышленность стала, пожалуй, одной их немногих отраслей, деятельность которых в кризис не вызвала удивления. Традиционно проблемный легпром, для которого затоваривание складов и нужда в господдержке были симптоматичны и до кризиса, сейчас решает, по сути, старые вопросы.

Кризис в мировом легпроме начался задолго до глобальной рецессии. «Проблемы, с которыми столкнулся белорусский легпром, посетили европейских производителей еще 5-10 лет назад. Когда Китай вошел в ВТО и были отменены квоты на поставку китайского ширпотреба, в Западной Европе в течение полугода разорялось по 200 предприятий в день. 80% предприятий легпрома в результате того кризиса просто обанкротились», - говорит замдиректора Центра системного анализа и стратегических исследований НАНБ Георгий Гриц.
Однако мировые производители сумели найти способ сохранить присутствие на рынке, фактически уйдя в другую нишу, которую в силу объективных причин не смогли занять Китай, Вьетнам или Индия: «Они перешли на принцип fast-fashion, т.е. «быстрой моды». Стали формировать у потребителя понимание того, что надо носить не ту одежду, что носят все, а какой-то эксклюзив. Соответственно, европейские компании стали создавать мелкосерийные производства. Для производителей из Юго-Восточной Азии этот путь невыгоден в силу высокого транспортного плеча - не будешь же возить оттуда в Европу 200 пар джинсов или 100 маек».
Нам же этот путь показался слишком тернистым. Во-первых, Беларусь традиционно делает ставку на ценовую конкуренцию, эксклюзивный же продукт автоматически перемещает товар в более высокий ценовой сегмент. К тому же на большинстве экспортных рынков, где представлена Беларусь, на ценовых покупателей приходится значительный объем спроса. Более 70% белорусского экспорта товаров легпрома приходится на страны СНГ, а из них более 70% - на Россию.
Во-вторых, белорусский легпром еще с советских времен был ориентирован на выпуск значительных объемов продукции, которая затем распределялась по всему Союзу.


С миру по нитке

Производство штучного товара, как представлялось несколько лет назад, сопряжено с большим риском простаивания мощностей. Вместо этого мощности предприятий загружались давальческими заказами, а попутно решалась и проблема самостоятельного продвижения продукции. «Мощности нашего предприятия позволяют выпускать до 400 тыс. шт. изделий в год. А заказ белорусской торговли на год - 78 тыс. штук. Еще 30 тыс. мы можем экспортировать в Россию. Но три четверти предприятия надо занимать работой. Белорусские швейные заводы ведь немаленькие», - объясняет значительную долю давальческой работы директор Оршанской промышленно-торговой фирмы «Свiтанак» (торговая марка - «Артус») Людмила Кузнецова.
По данным Грица, рентабельность давальческих заказов может составлять 2-3%, в то время как в целом по концерну «Беллегпром» в январе-мае 2009г. рентабельность реализованной продукции составила 8,2%. «Мы очень гордились, что шьем для известных компаний. Но на 2-3% развиваться невозможно. В результате были вымыты фактически все оборотные средства. То, что сегодня уровень физического старения нашего оборудования достигает 90%, явилось следствием того, что около 5 лет мы фактически только и делали, что выполняли давальческие заказы», - уверен Гриц.
Путь радикальной перестройки предприятий легпрома (вместо крупных комбинатов открыть мелкие и более гибкие) был отвержен напрочь. Неудивительно: удар по с советских времен страдающему гигантоманией белорусскому легпрому оказался бы весьма болезненным для рядовых граждан. Во многих городах именно предприятия легпрома формируют трудовой рынок. Причем 70% сотрудников таких предприятий составляют женщины, из которых до 10% - матери-одиночки.

На то и напоролись


Между тем отказ от европейской модели развития привел к тому, что в кризис дало сбой именно то, на что прежде делалась ставка. Наиболее уязвимыми оказались именно социально незащищенные ценовые покупатели, снизившие спрос, а давальческие заказы резко сократились. Как рассказала Кузнецова, за 6 месяцев 2009г. экспорт собственной продукции «Свiтанка» увеличился на 39,3% к аналогичному периоду 2008г., а экспорт в целом упал за счет снижения объема заказов по давальческой схеме.
Результат краха привычной модели развития не заставил себя долго ждать. Складские запасы готовой продукции на предприятиях легпрома на 1 июля составили 219,4% к среднемесячному уровню производства. Это на 55,8% больше, чем год назад. Общий объем экспорта предприятий концерна «Беллегпром» в январе-мае сократился до $166,8 млн., или на 33,7%, по сравнению с аналогичным периодом 2008г. При этом отрасль остается активным реципиентом господдержки, которая за предыдущие два года достигла Br245 млрд., в т.ч. Br85,8 млрд. составили бюджетные субсидии.
Для снижения складских запасов и вовлечения средств в оборот предприятиям было рекомендовано уценить продукцию, лежащую на складе. «Если продукция лежит на складе дольше определенного периода, должен быть механизм ее уценки и включения средств в оборот. Но в отношении вновь выпускаемой продукции этот путь мы не рассматриваем. Наоборот, наш опыт показал, что снижение цен и предоставление отсрочки платежа очень часто не увеличивает объемы продаж», - утверждает первый замгендиректора по коммерческим вопросам ОАО «Моготекс» Виталий Дединец.
Другая мера, прописанная отрасли еще до кризиса, - создание собственной товаропроводящей сети - сейчас тоже активно применяется предприятиями. «Но она не окажется эффективной до тех пор, пока наши предприятия будут продавать то, что произведено, а не производить то, что можно продать»,- уверен Гриц.

Парк текстильных технологий

По словам эксперта, сегодня легпром должен принять новую концепцию развития, основанную на европейском опыте преодоления кризиса и принципе fast-fashion. «Сегодня нужно предлагать рынку больше моделей маленькими партиями»,- соглашается Кузнецова. «Для этого есть благоприятные условия: год-два назад страны, в которых было размещено производство мелкосерийных супермодных изделий, например, Румыния, Болгария, потеряли свои конкурентные преимущества по тем же налогам и зарплате. После вступления в Евросоюз они вынуждены работать на тех же условиях, что и другие члены ЕС. Для нас освободилась ниша, которую, к сожалению, все больше занимают украинские производители. Чтобы занять эту нишу, мы должны предложить лучшие условия, в том числе обеспечить налоговые преференции, создать в Беларуси своеобразный текстильный аналог ПВТ»,- считает Гриц.
Около двух лет назад разработанная концепция развития отрасли предполагала возможное освобождение предприятий легпрома от налогов на 5 лет, что могло бы стать стимулом для прихода в отрасль инвесторов. Однако тогда столь радикальный вариант не был утвержден. Правда, бывший председатель концерна «Беллегпром» Эдуард Нарышкин (в июне его место занял бывший зампред Мингорисполкома Геннадий Вырко) в 2008г. предложил государству решиться на масштабную приватизацию в отрасли. Но в условиях кризиса инвесторы едва ли массово вложатся в белорусский легпром.
С другой стороны, Гриц полагает, что «золотым резервом» в этом плане могли бы стать частные предприниматели, много лет специализирующиеся на торговле импортной продукцией: «Они много ездят, знают спрос, умеют работать с конечным покупателем. Не исключено, что один из ста мог бы аккумулировать средства и придти в отрасль в качестве инвестора. Но для этого нужно им объяснить, что здесь будет своеобразный оффшор, и преференциальные условия будут действовать минимум 5 лет».

Валентина ОВЧИННИКОВА


http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года

27.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

26.03.2024Компания ЛОКТ ООО– это профессионалы на рынке систем видеонаблюдения,
Профессиональная установка систем видеонаблюдения под ключ с гарантией на все виды работ компания ЛОКТ ООО


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация