Новости

Жизнь на иголках

Легкая промышленность стала, пожалуй, одной их немногих отраслей, деятельность которых в кризис не вызвала удивления. Традиционно проблемный легпром, для которого затоваривание складов и нужда в господдержке были симптоматичны и до кризиса, сейчас решает, по сути, старые вопросы.

Кризис в мировом легпроме начался задолго до глобальной рецессии. «Проблемы, с которыми столкнулся белорусский легпром, посетили европейских производителей еще 5-10 лет назад. Когда Китай вошел в ВТО и были отменены квоты на поставку китайского ширпотреба, в Западной Европе в течение полугода разорялось по 200 предприятий в день. 80% предприятий легпрома в результате того кризиса просто обанкротились», - говорит замдиректора Центра системного анализа и стратегических исследований НАНБ Георгий Гриц.
Однако мировые производители сумели найти способ сохранить присутствие на рынке, фактически уйдя в другую нишу, которую в силу объективных причин не смогли занять Китай, Вьетнам или Индия: «Они перешли на принцип fast-fashion, т.е. «быстрой моды». Стали формировать у потребителя понимание того, что надо носить не ту одежду, что носят все, а какой-то эксклюзив. Соответственно, европейские компании стали создавать мелкосерийные производства. Для производителей из Юго-Восточной Азии этот путь невыгоден в силу высокого транспортного плеча - не будешь же возить оттуда в Европу 200 пар джинсов или 100 маек».
Нам же этот путь показался слишком тернистым. Во-первых, Беларусь традиционно делает ставку на ценовую конкуренцию, эксклюзивный же продукт автоматически перемещает товар в более высокий ценовой сегмент. К тому же на большинстве экспортных рынков, где представлена Беларусь, на ценовых покупателей приходится значительный объем спроса. Более 70% белорусского экспорта товаров легпрома приходится на страны СНГ, а из них более 70% - на Россию.
Во-вторых, белорусский легпром еще с советских времен был ориентирован на выпуск значительных объемов продукции, которая затем распределялась по всему Союзу.


С миру по нитке

Производство штучного товара, как представлялось несколько лет назад, сопряжено с большим риском простаивания мощностей. Вместо этого мощности предприятий загружались давальческими заказами, а попутно решалась и проблема самостоятельного продвижения продукции. «Мощности нашего предприятия позволяют выпускать до 400 тыс. шт. изделий в год. А заказ белорусской торговли на год - 78 тыс. штук. Еще 30 тыс. мы можем экспортировать в Россию. Но три четверти предприятия надо занимать работой. Белорусские швейные заводы ведь немаленькие», - объясняет значительную долю давальческой работы директор Оршанской промышленно-торговой фирмы «Свiтанак» (торговая марка - «Артус») Людмила Кузнецова.
По данным Грица, рентабельность давальческих заказов может составлять 2-3%, в то время как в целом по концерну «Беллегпром» в январе-мае 2009г. рентабельность реализованной продукции составила 8,2%. «Мы очень гордились, что шьем для известных компаний. Но на 2-3% развиваться невозможно. В результате были вымыты фактически все оборотные средства. То, что сегодня уровень физического старения нашего оборудования достигает 90%, явилось следствием того, что около 5 лет мы фактически только и делали, что выполняли давальческие заказы», - уверен Гриц.
Путь радикальной перестройки предприятий легпрома (вместо крупных комбинатов открыть мелкие и более гибкие) был отвержен напрочь. Неудивительно: удар по с советских времен страдающему гигантоманией белорусскому легпрому оказался бы весьма болезненным для рядовых граждан. Во многих городах именно предприятия легпрома формируют трудовой рынок. Причем 70% сотрудников таких предприятий составляют женщины, из которых до 10% - матери-одиночки.

На то и напоролись


Между тем отказ от европейской модели развития привел к тому, что в кризис дало сбой именно то, на что прежде делалась ставка. Наиболее уязвимыми оказались именно социально незащищенные ценовые покупатели, снизившие спрос, а давальческие заказы резко сократились. Как рассказала Кузнецова, за 6 месяцев 2009г. экспорт собственной продукции «Свiтанка» увеличился на 39,3% к аналогичному периоду 2008г., а экспорт в целом упал за счет снижения объема заказов по давальческой схеме.
Результат краха привычной модели развития не заставил себя долго ждать. Складские запасы готовой продукции на предприятиях легпрома на 1 июля составили 219,4% к среднемесячному уровню производства. Это на 55,8% больше, чем год назад. Общий объем экспорта предприятий концерна «Беллегпром» в январе-мае сократился до $166,8 млн., или на 33,7%, по сравнению с аналогичным периодом 2008г. При этом отрасль остается активным реципиентом господдержки, которая за предыдущие два года достигла Br245 млрд., в т.ч. Br85,8 млрд. составили бюджетные субсидии.
Для снижения складских запасов и вовлечения средств в оборот предприятиям было рекомендовано уценить продукцию, лежащую на складе. «Если продукция лежит на складе дольше определенного периода, должен быть механизм ее уценки и включения средств в оборот. Но в отношении вновь выпускаемой продукции этот путь мы не рассматриваем. Наоборот, наш опыт показал, что снижение цен и предоставление отсрочки платежа очень часто не увеличивает объемы продаж», - утверждает первый замгендиректора по коммерческим вопросам ОАО «Моготекс» Виталий Дединец.
Другая мера, прописанная отрасли еще до кризиса, - создание собственной товаропроводящей сети - сейчас тоже активно применяется предприятиями. «Но она не окажется эффективной до тех пор, пока наши предприятия будут продавать то, что произведено, а не производить то, что можно продать»,- уверен Гриц.

Парк текстильных технологий

По словам эксперта, сегодня легпром должен принять новую концепцию развития, основанную на европейском опыте преодоления кризиса и принципе fast-fashion. «Сегодня нужно предлагать рынку больше моделей маленькими партиями»,- соглашается Кузнецова. «Для этого есть благоприятные условия: год-два назад страны, в которых было размещено производство мелкосерийных супермодных изделий, например, Румыния, Болгария, потеряли свои конкурентные преимущества по тем же налогам и зарплате. После вступления в Евросоюз они вынуждены работать на тех же условиях, что и другие члены ЕС. Для нас освободилась ниша, которую, к сожалению, все больше занимают украинские производители. Чтобы занять эту нишу, мы должны предложить лучшие условия, в том числе обеспечить налоговые преференции, создать в Беларуси своеобразный текстильный аналог ПВТ»,- считает Гриц.
Около двух лет назад разработанная концепция развития отрасли предполагала возможное освобождение предприятий легпрома от налогов на 5 лет, что могло бы стать стимулом для прихода в отрасль инвесторов. Однако тогда столь радикальный вариант не был утвержден. Правда, бывший председатель концерна «Беллегпром» Эдуард Нарышкин (в июне его место занял бывший зампред Мингорисполкома Геннадий Вырко) в 2008г. предложил государству решиться на масштабную приватизацию в отрасли. Но в условиях кризиса инвесторы едва ли массово вложатся в белорусский легпром.
С другой стороны, Гриц полагает, что «золотым резервом» в этом плане могли бы стать частные предприниматели, много лет специализирующиеся на торговле импортной продукцией: «Они много ездят, знают спрос, умеют работать с конечным покупателем. Не исключено, что один из ста мог бы аккумулировать средства и придти в отрасль в качестве инвестора. Но для этого нужно им объяснить, что здесь будет своеобразный оффшор, и преференциальные условия будут действовать минимум 5 лет».

Валентина ОВЧИННИКОВА


http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
    www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом