Новости

ПРОВЕРКА РУБЛЕМ

Вентспилс калий теряет, Клайпеда подбирает

Текущий год показал, что даже полувековые традиции транспортировки белорусских калийных удобрений через Вентспилсский порт могут быть пересмотрены, если они становятся экономически невыгодными. По итогам трех кварталов Вентспилс и Клайпеда перегрузили примерно равные объемы калия, а значит, Литва выиграла у Латвии 1 млн. т.

Ольга МИКША

Когда в начале года в латвийской прессе появились тревожные публикации о заметном снижении транзита белорусских калийных удобрений через Вентспилс, председатель правления стивидорной компании «Калия паркс» Николай Баштовой в интервью «БелГазете» бодро сообщил, что, мол, «рано бить в колокола, год покажет». Девять месяцев показали, что через Вентспилс и Клайпеду перегружено по 2 млн. т удобрений, и для литовского порта это стало 180-процентным ростом к показателям прошлого года. Латвия, соответственно, практически столько же потеряла: например, в 2005г. за этот же период через терминал «Калия паркс» уже было перегружено 2,8 млн. т. Поэтому на проходившем в начале октября в Риге третьем белорусско-латвийском инвестиционном форуме Баштовой с презентацией не выступал, от интервью отказывался и лишь в кулуарах грустно заметил, что по итогам года «даже 3 млн. не будет».

Было дороже, но лучше

Латвийское транспортное плечо всегда было длиннее и дороже литовского, однако раньше Вентспилс брал более развитой инфраструктурой: здесь глубина причалов больше, чем в Клайпеде, скорость погрузки выше, можно хранить большие партии удобрений и отправлять крупнотоннажные суда. Это было неоспоримым преимуществом примерно до 2005г., когда Клайпедский порт углубил собственный канал, построил новый мощный терминал и также смог принимать «панамаксы» дедвейтом до 60 тыс. т. Когда появилась альтернатива Вентспилсу по инфраструктуре, в Беларуси пристально всмотрелись в тарифы обоих портов и увидели: при транспортировке в Латвию «Беларуськалий» переплачивает почти $5 на тонне удобрений. С учетом стремительного роста цен на калийные удобрения по всему миру, продавец и покупатель сейчас весьма заинтересованы в том, чтобы найти оптимальную логистическую цепочку для поставки и максимально сэкономить на транспортировке. В частности, в конце 2006г. спотовые цены FOB Балтика на стандартные удобрения составляли $142-180/т, в конце июня 2007г. - $167-205, в конце сентября - $167-260 (с учетом действующих и вновь заключаемых контрактов). Кроме того, по оценке аналитиков, до конца текущего года цены на калий подрастут еще примерно на $30/т.

В ходе форума руководитель проектов «Калия паркс» Улдис Лукашонокс рассказал, что терминал позволяет производить ускоренную погрузку до 5 тыс. т/час - это вдвое быстрее, чем у конкурентов, что позволяет сэкономить до $15/т на фрахте крупнотоннажных судов. Однако особо крупные партии на суда дедвейтом 75 тыс. т (какие еще не могут зайти в Клайпеду) грузят не так часто - в основном такие суда уходят в Китай и Америку.

Лукашонокс подтвердил, что, даже несмотря на впечатляющие возможности терминала, порт теряет объемы перевалки удобрений. Одной из главных причин он назвал высокие тарифы на транспортировку по железной дороге: перевозки по Белорусской железной дороге в направлении Латвии на $3/т выше, чем в направлении Литвы. При этом он высказал парадоксальную мысль: «Эти расходы не следует учитывать в расчетах, поскольку они остаются в доходе белорусского госпредприятия». Тем не менее, по оценке исполнительного директора компании «Белнефтехим Балтик» Владимира Демидова, транспортировка по территории Латвии оказывается на $2/т дороже, чем по территории Литвы.

Дорогая железка

По мнению представителей стивидорной компании, порт проигрывает конкурентам именно из-за железнодорожных тарифов. Кстати, в ходе заседания межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Беларусью и Латвией наиболее острую дискуссию вызвали тарифы на услуги железных дорог обеих стран. По словам представителя Латвийской железной дороги Юриса Вагилса, стоимость бригады локомотива БелЖД в час практически равна латвийской, и в целом тарифы Белорусской железной дороги приближаются к латвийским. Однако, как отмечают эксперты, удельный тариф перевозки тонны калийных удобрений по Беларуси оказывается почти втрое выше, чем по Латвии. В результате позиция латвийских железнодорожников в отношении сотрудничества с белорусскими коллегами примерно такова: снижайте сначала вы, потом мы. Практически все участники логистической цепочки транзита белорусских калийных удобрений из Солигорска в Вентспилс согласны с тем, что лучше всего было бы договориться о сквозных тарифах, но достичь этого пока не удается.

В ходе форума министр экономики Беларуси Николай Зайченко отметил, что Вентспилсский порт является лучшим для перевалки белорусских калийных удобрений, поэтому для сохранения привлекательности этого направления будет создана рабочая группа по выработке оптимальных тарифов на транзит отечественных грузов.

Министр отметил также высокую заинтересованность латвийской стороны в создании совместных предприятий по транзиту и перевалке белорусских грузов. Такой мессидж звучал практически в каждом выступлении на секции «Транзит и логистика»: «Инвестиции из Беларуси в Латвию могут быть не только в виде денег, но и в виде гарантированных грузов, что приносит общую прибыль совместному предприятию логистики на территории Латвии. Такие совместные предприятия всегда планируют, где лучше получать прибыль, и такая оптимизация дает хорошие результаты», - в частности, отмечает Латвийское госагентство инвестиций и развития. Наличие собственного терминала в порте позволяет продавцу гибко реагировать на изменение конъюнктуры мирового рынка: купить дешевле, дождаться удобного момента для продажи, бесплатно хранить груз на берегу и т.п. Однако Беларусь уже ощутила результаты от обострения конкуренции балтийских портов и не торопится остановить свой выбор на одном из них.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

22.04.2024Опытный рыбхоз «Лахва» ОАО является полносистемным карповым хозяйством, обеспечивающим производство от получения личинки до выращивания товарной рыбы.

Опытный рыбхоз «Лахва» ОАО   является полносистемным карповым хозяйством, обеспечивающим производство от получения личинки до выращивания товарной рыбы.

21.04.2024ТХК-регион - продажа запчастей к сельхозтехнике
ООО «ТХК-регион» - поставщик запасных частей для сельскохозяйственной техники, хорошо известный на рынке Республики Беларусь. Качество и надежность нашей продукции уже оценили многие отечественные сельскохозяйственные предприятия.

20.04.2024Противоалкогольное кодирование с психотерапевтическим сопровождением-Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии УЗ
Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии УЗ предлагает оказание наркологической помощи анонимно в стационаре

20.04.2024РУП «БЕЛТЭИ» имеет статус научно-исследовательского и проектного предприятия
РУП «БЕЛТЭИ» за годы своей деятельности стал ведущим разработчиком целого ряда прикладных научных направлений

20.04.2024ООО «Калина» занимается фасовкой чая, производством бадов, переработкой лекарственных растений.
ООО «Калина» создано в 1996 году


9 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация