Новости

Торговлю отформатировали

По данным Белстата, в I полугодии т.г. розничные продажи продовольственных товаров торговыми организациями (включая общепит) составили Br10,8 трлн., что в сопоставимых ценах на 1,2% ниже уровня I полугодия 2008г. Аналитики рынка утверждают, что ряд игроков столкнулись со значительно более крупными потерями товарооборота, которые нередко превышают 10%. Прежде продуктовая розница демонстрировала стабильный рост показателей, а значит, белорусские граждане уже начали серьезно экономить. Причем, как отмечают специалисты, потребители выбирают не только более дешевые товары, но и более дешевые магазины. «Дискаунтер и магазин «у дома», как и прогнозировалось, стали наиболее интересными форматами магазинов, хотя и они в условиях падения покупательской способности не снимают столько сливок, как год назад,- утверждает директор ООО «РитейлМаркетинг» Татьяна Закжевская. - В дискаунтере, беря больше, покупатель платит меньше, а в магазине «у дома», в отличие от гипермаркета, оставляет меньшие деньги и при этом покупает почти все необходимое». Уход от больших форматов объясняется тем, что небольшие магазины дают потребителю возможность структурировать траты: «В гипермаркете срабатывает эффект хапуна, потребитель делает много незапланированных покупок. Такой формат магазина не позволяет экономить», - объясняет тенденцию замдиректора по маркетингу и поставкам ЧУП «Премьерторг» Анна Заборонок. Замдиректора консалтинговой компании «Инфо-Сталкинг» Наталья Рябова считает вполне вероятным, что т.н. «ценовые» покупатели в кризис перешли из обычных магазинов в дискаунтеры, но при этом сохранились категории покупателей, для которых по-прежнему важно качество товаров и другие факторы, оказывающие влияние на совершение покупки. Форматы дискаунтера и магазина «у дома» выбрали многие быстро развивающиеся сейчас торговые сети. Так, ООО «Евроторг» (торговая сеть «Евроопт») в 2010-12гг. планирует открыть дискаунтеры во всех областных центрах и крупных городах с населением от 50 тыс. человек. ЧУП «Премьерторг», недавно открывшее в Минске еще один дискаунтер «На недельку», в перспективе намерено довести количество объектов до 10-12, включая магазины в регионах. Сеть универсамов «к дому ближе» «Рублевский» в этом году открыла магазины в Минске и Гомеле и планирует расширить присутствие на рынке за счет новых магазинов в регионах и столице. Специалисты не исключают, что, стремясь оптимизировать затраты, розничные сети в будущем сосредоточатся на открытии небольших магазинов низких цен, так называемых «жестких» дискаунтеров площадью 500-700 кв. м, в которых доходность метра традиционно выше. «Этот формат становится все более популярным, хотя у нас и нет по-европейски «жестких» дискаунтеров, где на 1 кв. м площади приходится одно наименование продукции. У нас обычно этот показатель выше», - отмечает Рябова. Выбирая стратегию снижения издержек за счет экономии на арендной плате и обслуживании площадей, белорусские розничные сети пока не готовы предложить покупателю небольшой ассортимент. «В классическом варианте ассортимент «жесткого» дискаунтера - это 800 позиций. Я не уверена, что белорусский потребитель и ритейлер готовы работать в таком формате. Думаю, для Беларуси такая ассортиментная позиция еще остается очень рискованной», - говорит Закжевская. Эксперт отмечает, что от дискаунтеров не стоит ждать слишком быстрых изменений, потому что это относительно новый для белорусского рынка формат, апробация которого тоже заняла определенное время - «первые попытки работать в этом формате завершились постепенным переползанием в старые добрые форматы магазина «у дома» и экономичного супермаркета». Цены ниже, ставки выше Главным оружием продуктовых ритейлеров, используемым в борьбе за потребителя, остается цена. «Обычно более низкий ценник формируется как за счет снижения цены со стороны поставщика, так и за счет уменьшения торговой наценки со стороны магазина», - объясняет руководитель департамента поставщиков и производителей ООО «РитейлМаркетинг» Людмила Масловская. Эффективность такого удара по цене весьма высока. Как рассказал управляющий одного из универсамов «Рублевский» Игорь Игнатович, в дни акции «Мы сами в ШОКоладе», проводимой магазинами сети совместно с поставщиками (поставщик снижает цену на 10-20%, магазин торговую наценку - на 10-30%), продажи выставляемых по более низкой цене товаров увеличиваются в 10 раз, а количество покупателей в дни акции возрастает на 10-15%. При этом средний чек увеличивается на 3-5%. Довольно результативным специалист считает также самостоятельное снижение торговой наценки магазином. Подобные акции вкупе с другими преимуществами (никуда не надо ехать и можно купить самое необходимое), по мнению Игнатовича, делают магазины шаговой доступности все более популярным форматом: «50% покупателей приходят к нам каждый день, 35% - 2-3 раза в неделю». Нередко розничные сети решаются и на совсем головокружительные на первый взгляд «потери». «Например, гипермаркет BIGZZ регулярно проводит акцию «Топ-товар», выставляя еженедельно два товара абсолютно без торговой наценки и со скидкой со стороны поставщика. Многие покупатели удивляются этому ходу и ищут подвох, но ситуация проста: приезжая специально за более дешевым продуктом, покупатель заполнит свою корзину и другими товарами. Ведь трудно удержаться от других покупок, когда речь идет о тысячах метрах торговой площади с ярким товаром. Таким образом, магазин, завлекая покупателя одним видом товара и приятной акцией, дает ему возможность увеличить свой чек за счет сопутствующих товаров», - говорит Масловская. По ее мнению, распространены сегодня и акции «Плюс подарок», «Два по цене одного» и т.п. «Инициаторами этих видов акций чаще всего являются сами поставщики. Наиболее активно они используется в предпраздничной торговле. Этот вид скидок позволяет магазинам увеличить объемы продаж в кратчайшие сроки, но с минимальной прибыльностью», - отмечает Масловская. А вот «скидку за количество» (чем больше единиц одного товара покупает клиент, тем выше скидка) белорусские продуктовые ритейлеры используют редко - наши граждане не так часто запасаются продовольствием про запас. Помимо увеличения оборота или потока клиентов, скидки используются для продвижения товаров. «Подобные акции позволяют привлечь внимание к новым товарам или товарам, которые, напротив, находятся в конце жизненного цикла», - говорит Рябова. С увеличением конкуренции розничные сети стали вводить и свои дисконтные или накопительные карты и программы лояльности. Такие программы не первый год действуют в гипермарктете BIGZZ, дискаунтере «На недельку», сети магазинов «Соседи». «Скидки, например, по дисконтным картам, обычно невелики, но зато они обеспечивают стабильный поток клиентов», - резюмирует Рябова. Валентина ОВЧИННИКОВА




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

18.04.2024Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО обладает парком собственного оборудования
Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО

18.04.2024Дневной Дозор - это гарантированное быстрое исполнение Вашей заявки
"Не обещать невозможного! Быстро и качественно выполнять обещанное!" - таков девиз компании Дневной Дозор ЧП.

17.04.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

17.04.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

17.04.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация