Новости

Святая Беларусь

"Еврейского вопроса" в Беларуси нет вообще", — заявил президент Беларуси Александр Лукашенко 26 октября на встрече с участниками конференции "Диалог христианства и ислама в условиях глобализации".

 
Павлюк БЫКОВСКИЙ

Судя по цитатам, которые приводит пресс-служба президента, глава государства также снял с повестки дня и "польский вопрос". Интересно, что в телеотчете дословное изложение ключевого сообщения об отсутствии в Беларуси "еврейского вопроса" оказалось изъято. Возможно, кто-то решил не вызывать ненужных ассоциаций аудитории по поводу фразы "окончательное решение еврейского вопроса".

Поэтому зрителю пришлось довольствоваться пространным высказыванием о Беларуси как бывшей черте оседлости евреев в Российской империи и о том, как бережно относится титульная белорусская нация к ста сорока нациям и двадцати пяти вероисповеданиям на белорусской земле.

Вместо этого телевизионщики предоставили возможность познакомиться с оригиналом высказывания президента о святости государства и нас с вами, которое в дальнейшем было "причесано" и "засушено" пресс-службой президента. Из уст президента прозвучало дословно: "И если вам кто-то скажет, что в Беларуси, видите ли, процветает то ли антисемитизм, то ли мы угнетаем здесь мусульманское население, — вы этому не верьте! Это просто недруги, это просто враги Беларуси. Только они могут говорить об этой святой земле, об этом святом государстве, об этом святом народе такие вещи".

Конечно, А. Лукашенко говорил в профанном, мирском смысле, он лишь метафорически превозносил белорусские землю, государство и народ, а вовсе не требовал от присутствовавших на встрече представителей 11 конфессий и деноминаций причислить названные объекты "к лику святых". Вместе с тем пресс-служба президента почему-то решила отказать белорусскому государству в святости и перенесла акцент на интернационализм: "Мы не просто декларируем принцип интернационализма, мы его демонстрируем на каждом квадратном метре нашей земли".

Но неспроста президент завел речь об отсутствии "еврейского вопроса". На встрече с российскими региональными журналистами, с которой была устроена прямая радиотрансляция, 12 октября А. Лукашенко позволил себе замечание: "Если вы были в Бобруйске, вы видели, в каком состоянии город? Страшно было зайти, свинушник был. Это в основном еврейский был город, вы знаете, как евреи относятся к месту, где они живут".

Следует отметить, что при анализе высказывания президента в более широком контексте было видно, что А. Лукашенко явно не имел намерения оскорбить евреев, а, наоборот, хвастался, как замечательно удалось теперь благоустроить этот город, и призывал евреев вернуться. Однако, как говорится, из песни слов не выкинешь.

После этого последовала жесткая международная реакция. Внешнеполитическое ведомство Израиля обвинило главу белорусского государства в антисемитских высказываниях. По сообщению РИА "Новости", вице-премьер и министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни "решительно осудила откровенно антисемитское высказывание президента". "Обязанность лидеров — бороться с антисемитизмом везде, где это явление поднимает свою уродливую голову, по всему миру, а не поощрять его", — подчеркнула она.

Белорусскому послу в Тель-Авиве вручили ноту протеста, а израильский посол в Минске и первый секретарь посольства отправились в отпуск на родину. Первоначально прозвучало, что дипломаты отзываются из Беларуси для "проведения консультаций", но потом формулировку изменили.

По сути, Тель-Авив реально понизил дипломатическое присутствие в Минске. Вместе с тем МИД Израиля решил не "сжигать мосты" и не объявил об отзыве посла на консультации, так как такой шаг повлек бы за собой ответную меру — отзыв белорусского посла. В практике двусторонних отношений уже было закрытие посольства Израиля в Беларуси, а в ответ на это белорусское посольство приостанавливало выдачу виз израильским гражданам.

Сейчас существовала возможность покаяться и получить прощение, тем более что наши страны реально заинтересованы в сотрудничестве. Вместо этого государственная пропагандистская машина заставила светского руководителя одной из религиозных иудейских общин Беларуси объявлять с телеэкранов, что он не чувствует в нашей стране проявлений антисемитизма.

О том, что в руках государства есть такой инструмент, как выдача или отказ в разрешении на работу иностранных священнослужителей, рядовой зритель, конечно, не знает, но зато религиозная община, очевидно, была в курсе, почему ей приходилось жить без главного раввина... Подобные проблемы есть и у католиков, которым не хватает священнослужителей — белорусских граждан, у других конфессий и деноминаций.

Национальные и конфессиональные вопросы требуют очень большой осторожности от государственных органов и публичных персон. Самим ученым теологам и экзархам церквей трудно найти общий язык между собой, хотя они, вероятно, и наилучшим образом подготовлены к этому. Когда же за дело берется светский человек, который специально не изучает эту сферу, то легко кого-то неосторожно обидеть.

Представляется, что глава государства вполне искренне заявил: "Неужели кто-то может подумать, что мне как президенту выгодно нагнетать в обществе разногласия и вражду? Это может быть выгодно кому угодно, но только не мне".

Однако на той же встрече с представителями 11 конфессий и деноминаций А. Лукашенко выделил особую роль Белорусской православной церкви и, опять, явно не желая ничего плохого, сказал: "Формально церковь и государство у нас отделены друг от друга. Но как это может быть, когда мы решаем общие проблемы, у нас общая забота фактически об одном и том же коллективе людей... Отделение церкви от государства — это факт чисто юридический, а на самом деле только в единении сил мы можем достигать плодотворных результатов".

Духовные пастыри не стали комментировать ни это, ни другие высказывания главы государства.

 

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация