Новости

КТО НАЛЬЕТ
«Ждем, когда белорусский рынок будет открыт»

Постановлением Совмина от 9 октября выделена дополнительная квота на производство коньяка. По информации «БелГазеты», право на разлив дополнительных 25 тыс. дал получило только одно из трех работающих на этом рынке предприятий - РУП «Кристалл». Частным компаниям в разливе коньяка отказано.

Марина ГУЛЯЕВА

«Нас убирают»

«БелГазета» уже писала о готовящихся изменениях в президентском декрете N11, согласно которым предлагалось оставить производство коньяка только на предприятиях с долей государства не менее 30%. Проект неоднократно менялся и до сих пор не подписан. Но несколько недель назад в Совмин пришло поручение, в котором содержатся разные позиции, в т.ч. все та же - ввести госмонополию на разлив коньяка. Предлагалось также ограничить импорт коньяка, передав это право структурам с долей государства 30% и вообще пересмотреть действующие правила игры на рынке импортного алкоголя.

Хотя у чиновников некоторых заинтересованных ведомств, как и у госпроизводителей, сомнений в оправданности таких решений нет, аргументация традиционная: от сверхприбылей, якобы получаемых частными компаниями, до фальсификации, которую допускают опять же частники. Как сказали в одной из негосударственных компаний, «мы платим те же налоги, те же акцизы - о каких сверхприбылях идет речь?! На самом деле им проще лоббировать свои интересы, запрещать и ограничивать, чем пытаться честно конкурировать. О правах, которые должна гарантировать нам Конституция, мы просто молчим…»

Дело, видимо, не в правах. Чтобы ни говорили о качестве частного коньяка, но вытеснение негосударственных компаний с рынка свидетельствует об обратном. «Только мы заставили рынок и потребителя поверить в качество разлитого в Беларуси коньяка, как нас убирают».

При всей незначительности коньячного сегмента - с последним увеличением квота составляет всего 134 тыс. дал - на рынке все же было некоторое разнообразие: два года назад Минский завод безалкогольных напитков первым стал разливать готовые коньяки. До последнего времени разливом коньяка в Беларуси занималось три компании, лидером среди которых был «Кристалл», следом шел «Дионис» (Заславль), кстати, недавно закупивший новую линию, и Минский завод безалкогольных напитков. Собирался начать к Новому году разлив коньяка молдавской марки и «Винреал» (Полоцк). Теперь останется всего один производитель со всеми возможностями, которое дает монопольное положение на рынке.

 
«Рынок Беларуси нам крайне интересен»

Не исключено, что весь отечественный алкогольный рынок уже в ближайшем будущем ждут перемены, чем, вероятно, и можно объяснить обсуждаемые изменения в президентском декрете, в частности предложение по введению института специмпортера.

По информации «БелГазеты», возможно, с 1 января будущего года будут отменены квоты на импорт алкоголя. Более подробную информацию не удалось получить ни в МИДе, ни в исполкоме СНГ, ни в концерне «Белгоспищепром». Однако, как сказали корреспонденту «БелГазеты» на Гомельском, Витебском и Климовичском ликеро-водочных заводах, «мы об этом слышали»«ничего хорошего не будет», как откровенно заявили на одном из предприятий. Пока у белорусских водочных производителей фактически нет конкурентов: квота на импорт водки в нынешнем году составляет всего 15 тыс. дал при емкости рынка около 13 млн. дал. И, к слову, если белорусская водка экспортируется в Россию, то российская водка на нашем рынке не представлена уже несколько лет.

Любопытно, что некоторые эксперты и операторы российского алкогольного рынка с большим оптимизмом оценивают возможности белорусских производителей с отменой квот. Как сказал один из наших собеседников, «каждое государство вправе защищать своего товаропроизводителя. Государство само должно определять, что нужно импортировать и какого алкоголя недостаточно. Если в Беларуси не растет виноград, вы обречены завозить импортное вино и виноматериалы для производства виноградных вин. Я знаю, что в Беларуси 85% рынка составляют плодовые вина, хотя потребитель должен иметь право выбора - для этого должна быть сформирована соответствующая система импорта, т.е. хорошее импортное вино должно быть доступно. Что касается водки, то да, мы хотели бы равных прав: если мы импортируем водку, то хотели бы и экспортировать. Но, думаю, это сложно: у вас очень хорошая водка. Нужно учитывать и госрегулирование. Серьезных конкурентных преимуществ российская водка на белорусском рынке иметь не будет. Единственно, чем могли бы взять российские компании, так это серьезными маркетинговыми бюджетами. Но я не думаю, что у российской водки большое будущее на белорусском рынке».

Как полагает пресс-секретарь российского Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров, «если оценивать возможность поставки обычной водки, то российские производители вряд ли смогут конкурировать с белорусами. Что касается премиального сегмента, наверняка это будут небольшие объемы, экономическая целесообразность таких поставок не очевидна».

Один из крупнейших производителей российского рынка - «Группа компаний «Русский алкоголь» (ТМ «Маруся», «Зеленая марка») - экспортирует свою продукцию в 23 страны, в числе которых Беларусь отсутствует. «Конечно, рынок Беларуси нам крайне интересен, - сказал пресс-секретарь компании Александр Коровка. - Мы с нетерпением ждем, когда белорусский рынок будет для нас открыт». По его словам, ограничения на ввоз алкоголя существуют и в Казахстане, но «они сопоставимы с тем, что мы там реально можем продать».

«Составить конкуренцию местному производителю крайне трудно, у нас никогда не было таких амбиций. Поэтому формулировки «наводнить», «заполонить» белорусский рынок российской водкой выглядят по меньшей мере странно, если не смешно. Это нормально, когда потребитель предпочитает отечественное. Именно поэтому основной объем нашей продукции реализуется в России».

Украинская компания Nemiroff, одноименная ТМ которой присутствует на отечественном рынке, по словам пресс-секретаря Тагира Имангулова, «любые ограничения рассматривает отрицательно, поскольку они препятствуют свободному обращению товара, и в итоге разные производители имеют разные возможности. А они должны иметь равные возможности, чтобы у потребителя был выбор. Учитывая, что Nemiroff экспортирует свою продукцию в 55 стран мира, нам не очень приятно, что в такой близкой стране, как Беларусь, есть ограничения. Вообще, квотирование - очень редкий инструмент, который применяется в отношении особо чувствительных товаров. Поэтому для нас ситуация с Беларусью особая. Мы видим больше возможностей для нашего товара в Беларуси - реально они выше, чем те, которые мы имеем сегодня в рамках ограниченной квоты».

Тагир Имангулов пока не готов оценить, насколько увеличился бы экспорт Nemiroff с отменой квот, но «рост был бы не меньше, чем в России». В России за девять месяцев компания увеличила свои продажи на 36%.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
    МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом