Новости

СЕРГЕЙ ДУБКОВ: «НАША ЗАДАЧА - СОЗДАТЬ МАКСИМАЛЬНО ВЫГОДНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВНЕШНИХ ИНВЕСТИЦИЙ»

В 2007г. в банковский сектор Беларуси пришло сразу несколько стратегических инвесторов: контрольные пакеты банков приобрели российские «Внешэкономбанк» и ВТБ, гражданин Украины Николай Лагун и кипрская компания CereneInvestmentsLtd. Ожидается, что аналогичную сделку проведет украинский «Альфа-Банк», успешно завершатся переговоры по продаже ОАО «Паритетбанк» и ряд других сделок.

Дать оценку проведенным сделкам и ближайшим перспективам банковской системы Беларуси корреспондент «БелГазеты» Ольга Микша попросила начальника Главного управления банковского надзора, члена cовета директоров Нацбанка Сергея ДУБКОВА.

- Доволен ли Нацбанк инвесторами, пришедшими в текущем году в коммерческие банки?

- Вопрос не в том, доволен ли Нацбанк, а в том, что в ряд банков реально пришли стратегические, крупные инвесторы. Стратегический инвестор определяется способностью за три года вложить в активы банка, где есть госкапитал, порядка $1 млрд. Частные банки сами определяют критерии для инвесторов.

- Доля участия иностранного капитала в структуре банковской системы сейчас составляет 8,8%. На начало 2007г. этот показатель составлял 7,8%, на начало 2006г. - 9,6%. Как Нацбанк оценивает динамику изменения доли иностранного капитала?

- Существует программа социально-экономического развития РБ на 2006-10гг. и программа развития банковского сектора на этот период, где зафиксировано, что четыре наших крупнейших в настоящее время банка остаются в собственности государства, т.е. в числе национальных инвесторов. По оставшимся двадцати трем доля иностранных инвестиций в этом году росла.

Планируется, что банковская система Беларуси и впредь будет национальной. Заметьте, я не говорю: частной или государственной, но национальный инвестор в настоящее время имеет превалирующее значение. Какой будет структура собственности капитала - другой вопрос. В Германии, Франции, Норвегии доминирует национальный капитал. В странах Восточной, Центральной и Южной Европы превалирует иностранный капитал.

В Банковском кодексе Беларуси есть норма, согласно которой Нацбанк по согласованию с президентом может установить квоту участия иностранного капитала. Сейчас такая квота составляет 25%. Много это или мало? При нормативе 25% мы по факту имеем 8,9%, что почти втрое меньше. Поэтому ныне вопрос об ограничении присутствия иностранного капитала не обсуждается. Стоит вопрос о том, чтобы увеличивать капитал банковской системы, в т.ч. за счет иностранных инвестиций.

Что же касается колебаний доли нерезидентов в суммарном уставном фонде банков, то необходимо отметить, что определяющим фактором его роста пока остаются инвестиции государства в уставные фонды контролируемых им банков.

- А в странах Западной Европы, где превалирует национальный капитал, какова доля иностранных инвестиций?

- По-разному. Например, немецкая банковская система практически вся национальная. Французская - также. Суверенитет национальной банковской системы - одна из составляющих национальной безопасности.

В рамках вхождения в мировые финансовые рынки и организации мы считаем необходимым в настоящее время соблюдать квоту на участие иностранного капитала порядка 25%. Более важный вопрос - наличие в стране филиалов иностранных банков.

«Филиал трудно отследить и контролировать»

- В чем проблема?

- Иностранный банк может быть представлен дочерним банком или филиалом. Дочерний банк - это полноценный банк с собственным балансом, собственным капиталом, он - резидент страны, его деятельность регулируется законодательством страны пребывания. Филиал может не иметь баланса, не иметь капитала, и, по большому счету, если возникают проблемы у материнской структуры или самого филиала, их трудно отследить и контролировать.

Белорусская национальная банковская система молода, достаточно свободна для получения дополнительных ресурсов. Открывая рынок для филиалов иностранных банков, надо четко понимать: наш рынок молодой, неразвитый, мировые гранды сюда пока не придут. Значит, придет краткосрочный капитал, который будет иметь конкурентное преимущество по отношению к национальному капиталу. Для чего мы должны создавать такое преимущество, учитывая то, что у нас на рынке худшие условия работы по сравнению с иностранным? Поэтому в данном вопросе Нацбанк занимает позицию ограничения открытия филиалов иностранных банков.

Хотя есть разные варианты решения этой проблемы. Например, путь, по которому пошла Украина. Можно открывать филиалы, но при соблюдении следующих условий: у филиала должен быть капитал, материнская структура должна иметь активы более сотни миллионов, соглашение о том, что страна материнской структуры должна размещать филиалы украинских банков, а также страна материнской структуры не должна быть в списках оффшорных зон и стран с льготным налогообложением. Но с т.з. чистоты и прозрачности сделок филиал с собственным капиталом называется дочерним банком, даже если капитал лежит в виде депозита в Нацбанке.

По большому счету, так же действует и Китай - разрешает создавать филиалы, но условия такие серьезные, что проще создать дочерний банк.

- Приемлемы ли такие условия для иностранных банков?

- Это зависит от маркетинговой политики каждого банка. Но рынки Украины, России, Китая, Беларуси - быстрорастущие, на них можно получить норму прибыли намного выше, чем в странах Европы со стабильной экономикой. Однако и риски выше.

- Ряд стран уже обозначил свою позицию по ограничению присутствия иностранного капитала в банковском секторе. Последует ли Беларусь их примеру?

- У каждой страны есть свои национальные интересы. В настоящее время в Беларуси необходимо привлечение стратегических инвесторов в банковскую систему, не нарушающее ни баланс системы, ни конкурентную среду, ни национальную безопасность. В других странах происходит по-другому, что тоже понятно: там иностранные инвесторы в первую очередь покупают «голубые фишки», наиболее прибыльные, наиболее выстроенные, а национальному инвестору остаются менее прибыльные предприятия, так же делится клиентская база.

«Банки раскрыли конечных бенефициаров»

- Контролирует ли банковский надзор условия, на которых банки привлекают зарубежные кредиты, в т.ч. синдицированные?

- Конечно, мы отслеживаем ситуацию, поскольку я считаю, что вопрос внешнего финансирования - это вопрос устойчивости системы. Сейчас банки только в начале пути, синдикаты массово появились полтора года назад, кредитные ноты появились год назад, поэтому насыщенность ресурсной базы привлеченными от нерезидентов средствами невелика - около 14%, запас прочности есть. Система способна еще занимать деньги. Вопрос не в генерировании денег, а в эффективном вложении их в экономику.

- Для Нацбанка не критично, на каких условиях банки привлекают кредиты? Это риски банков?

- Мы не вмешиваемся в данную деятельность банков, но внимательно отслеживаем этот вопрос. Хотя в некоторых странах ограничивают приход краткосрочного капитала за счет тех или иных инструментов. У нас другая задача - создать максимально выгодные условия для получения внешних инвестиций.

- А Нацбанк отслеживает происхождение денег инвесторов, которые покупают пакеты белорусских банков?

- Мы занимаемся этим давно. Даже те иностранные банки, которые уже присутствуют на рынке не первый год, практически все раскрыли нам конечных бенефициаров, физлиц. У нас очень жесткие требования к чистоте акционерного капитала, если банк работает с депозитами населения. У нас были прецеденты, когда мы отказывали банкам. Были прецеденты, когда банки приводили акционерный капитал в соответствие с нашими требованиями. В сделках по ЗАО «Дельта Банк» и ОАО «Международный резервный банк» мы имеем информацию от правоохранительных и налоговых органов, аудиторские заключения, письма от других центральных банков. Все четко и понятно. Даже в тех сделках, которые проходят с участием промежуточных структур, как произошло с одним из банков, мы знаем конечных собственников, у нас есть нотариально заверенные переведенные документы.

- А как Нацбанк относится к открытию в Беларуси представительств?

- Как показывает опыт, обычно это первый шаг к анализу рынка и покупке банка. Хотя есть варианты, когда остается только информационная поддержка банка и сопровождение прямого кредитования белорусских предприятий со стороны банков-учредителей.

«Доля госсектора не снижается»

- В программе развития банковской сферы заложены положения о развитии нормативных капиталов банков. Как выполняется программа в части увеличения капиталов госбанков? Кажется, правительство не торопится наращивать уставные капиталы четырех крупнейших банков?

- Напротив, правительство увеличивает их, причем довольно быстрыми темпами, в отличие от внешних инвесторов. Индикативные параметры, которые устанавливаются параметрами кредитно-денежной политики на каждый год по росту капиталов банков, в целом по системе выполняются. Более того, они выполняются в основном за счет госинвестиций, что не может не смущать, поскольку доля госсектора в общих банковских операциях не снижается.

А вообще, после тех реорганизаций, которые произошли в «Беларусбанке» и «Белагропромбанке», они стали намного активнее развиваться, получать больше прибыли для увеличения капитализации, поэтому умышленно их ограничивать, согласитесь, нелогично.

Планы выполняются, вопрос лишь в том, чтобы сбалансировать привлечение ресурсов от государства и ресурсов от других инвесторов - как национальных, так и иностранных.

- Кто помимо государства выступает национальными инвесторами?

- Это либо юрлица, либо физлица. Рассматривать физлиц в качестве инвесторов банков в нашей стране пока неактуально, акционерного капитала в достаточных объемах от физлиц сгенерировать невозможно. Остаются юрлица.

В настоящее время есть целый ряд бизнес-структур, которые владеют пакетами акций в банках. В этом году мы начали активно заниматься вопросами, связанными с консолидированным надзором. По статистике видно, что одиннадцать банков не входят в какие-либо объединения, порядка десяти банков являются составной частью банковско-промышленных групп, по шести банкам информацию уточняем. По большому счету, у нас банковский бизнес как таковой сконцентрирован только в половине белорусских банков, остальные банки - это составные части более крупного бизнеса.

Но банки должны быть универсальными по своей сути, не слишком зависимыми от деятельности других участников ФПГ. Это показывает логика развития банковского сектора всех стран, в т.ч. России. На первом этапе становления, когда обеспечиваются стабильные бизнес-потоки, и в частности финансовые потоки, в краткосрочном периоде это является в определенной степени даже благом для банка. Но со временем бизнес структурируется, и банки становятся самостоятельными универсальными структурами. Например, по сообщениям прессы, «Газпром» выразил намерение продать «Газпромбанк», «Лукойл» собирается продавать свой банк «Петркоммерц».

- На каком этапе происходит разделение бизнесов? Ведь в Беларуси как таковых крупных ФПГ нет…

- У нас другая ситуация. Вопрос в том, когда будут созданы необходимые банковские институты, когда вложения в банковский бизнес станут более рентабельным по сравнению с другими секторами экономики, когда будет создана конкурентная среда в целом в экономике страны.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk    

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом