Новости

ОКУЛЬТУРЕННАЯ СКОТИНА

Субъективный фактор белорусского животноводства

На минувшей неделе Российский союз предприятий молочной отрасли обратился к премьер-министру Виктору Зубкову с открытым письмом о недопустимости госрегулирования цен на молочную продукцию: «Это будет означать попытку в очередной раз решить социальные проблемы населения (преимущественно городского) за счет села». В Беларуси подобное обращение невозможно: более чем десятилетнее решение «социальных проблем населения» за счет сельхозпроизводителей лежит в основе отечественной аграрной политики. Хотя, не будь госрегулирования, нынешняя конъюнктура цен, сложившаяся на рынке молока, могла бы обеспечить отечественному животноводству и переработке принципиально иные условия развития.

Справка «БелГазеты». По данным Минстата, в январе-августе 2007г. в Беларуси произведено 911,9 тыс. т цельномолочной продукции (на 10,5% больше показателя аналогичного периода 2006г.). Цитируя Минторг, «Интерфакс» сообщает: «Объемы поставки молокопродуктов на внутренний рынок постоянно увеличиваются»: в январе-августе т.г. они составили: цельномолочной продукции - 765,1 тыс. т (на 6% больше соответствующего показателя 2006г.); масла животного - 17,9 тыс. т (на 10%); сыров - 22,4 тыс. т (на14%). По данным Российского союза предприятий молочной отрасли, с начала 2007г. по сентябрь цены на сырое молоко в США увеличились на 70%, в Австралии и Новой Зеландии - на 50%. С июня по сентябрь 2007г. в Европе и Азии рост составил 30-50%. Цены на сырое молоко в России начали расти в августе, и за два месяца в Центральном федеральном округе увеличились на 70%. В сентябре цены на сырое молоко стали расти в России повсеместно.

Третье повышение закупочных цен на молоко произошло 10 октября и составило 10% - теперь 1 л молока высшего сорта стоит Br480, что в два раза дешевле, чем в России. Даже в одном из самых лучших хозяйств страны - СПК «Октябрь» (Гродно) - не имеют 50% рентабельности, которая есть у российских животноводов, - «хоть бы 30% достичь!»

Несмотря на попытки введения фиксированных закупочных цен и ограниченных торговых надбавок в некоторых регионах России, эксперты сомневаются в повсеместном внедрении этой практики. Как сказал в интервью «БелГазете» директор Российского института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько, «всерьез и надолго такими методами с ростом цен бороться невозможно, если мы не хотим вернуться к прелестям плановой экономики… Надеюсь, это надолго не затянется, и кампания быстро сойдет на нет. Иначе будут тяжелые последствия для всего отечественного АПК».

 
«Всё устаканится…»

Председатель Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов рассказал «БелГазете» о преимуществах белорусской модели управления сельским хозяйством и о том, какие наши молочные продукты подделывают в России.

- В числе причин, вызвавших рост цен, эксперты называют одномоментную отмену ЕС экспортных субсидий на сельхозпродукцию с 15 июня, что привело к повышению стоимости импортного масла на 50% и сыра на 20-30%, рост потребления молока в мире и снижение его производства в Центральном федеральном округе России. Представители властных структур говорят о «ценовом сговоре». На какое место вы поставите этот фактор?

- Утверждения о ценовом сговоре абсолютно беспочвенны - нет, нет и еще раз нет!

- В ваши обязанности входит защита интересов отрасли, и потому вы отказываетесь признать, что производители и переработчики стремятся заработать, учитывая сложившуюся конъюнктуру.

- Ничего подобного! Начнем с того, что рост цен всегда вызывает недовольство населения, на что власть должна как-то реагировать. А сейчас еще и выборы на носу - конечно, ищут причины. Проверки идут повсеместно, изучаются контракты, торговые наценки в сетевых компаниях, выясняют, как складывается рентабельность в животноводстве и как она формируется в переработке. Где-то находят более высокую рентабельность и начинают принимать меры на уровне регионов, ограничивая цены, что нам категорически не нравится.

- Госрегулирование цен решит проблему защиты наименее защищенных слоев населения?

- Сегодня цена на сырое молоко в Центральном федеральном округе выше европейской, и это нелогично и неправильно, мы это признаем. Но так получилось в летний период, т.к в центре России предложение молока было недостаточным. А когда предложение недостаточно, идет драка за сырье, цены растут. Безусловно, население страдает, и власти на местах пытаются принимать меры. Но все прекрасно понимают: сегодня сложилась ситуация, когда ведение молочного животноводства наконец стало экономически оправданным. И никто не собирается опять загонять его в состояние нерентабельной работы. Я не думаю, что идея госрегулирования найдет поддержку: аграрное лобби на местах неслабое.

- И тем не менее в Бурятии ввели госрегулирование цен…

- Бурятия не показательный регион, в нем не такая плотность населения, объем производства молока мизерный.

Мы сейчас рассматриваем варианты производства дешевых видов продукции. Хотя каждое развивающееся предприятие, наоборот, стремится уйти от дешевого сегмента. В Центральной части России заводы работают в основном в стандартном или премиальном сегменте. Скажем, в Москве пастеризованного молока 2,5% жирности в «пленке» практически нет, в основном молоко 3-3,5% жирности в асептической упаковке. Дело в том, что когда все было благополучно и цены были старые, дешевые молочные продукты особенно не покупали, что, в общем-то, характеризует спрос на них. Мы же сократили выпуск дешевых молочных продуктов не потому, что такие несознательные - просто люди хотят покупать продукты другого уровня и качества. И, кстати, при всех проявлениях якобы социального недовольства проблем с продажами готовой продукции нет! Чтобы мы испытывали трудности со сбытом, и какой-то завод из-за новой цены меньше стал продавать или вообще остановился - нет таких примеров. Пока все продается.

- Решение о выпуске более дешевой продукции заводы принимают без административного давления?

- Да, решение принимается самостоятельно.

- О какой рентабельности идет речь?

- Сложившиеся цены гарантируют рентабельность не ниже 50%.

- Как долго будет продолжаться рост цен?

- Все производители имеют контракты с сетями, не предусматривающие одномоментного увеличения цены, и поэтому о ценовом сговоре говорить не приходится. Для сохранения доли на рынке сырья большая часть предприятий в августе и сентябре работала в убыток. Если цены на сырое молоко в августе выросли на 50-60%, то цены на готовую продукцию начали повышаться только с середины сентября. Поэтому сейчас предприятиям нужно возвращать свои убытки, а это означает повышение цен. Думаю, стабилизация наступит в ноябре.

- Как вы оцениваете активность белорусов на российском рынке в сегменте сухого молока? Некоторые российские эксперты довольно скептично оценивают его качество при неоправданно высоких ценах…

- Когда есть нехватка сырья, проблемы с качеством уходят на второй план. В мировом масштабе в 2001-06гг. производство молока выросло на 59 млн. т, а потребление - на 62 млн. Разница в 3 млн. т была ликвидирована за счет сокращения интервенционных запасов. А в нынешнем году прирост производства составит 10 млн. т, но он произойдет в тех странах, которые ничего не экспортируют: 4 млн. т в Китае, 3 млн. т в Индии, по 1 млн. т в России, США и Пакистане. В этих странах прирост направлен на удовлетворение внутренних потребностей. Тогда как мировые потребительские ожидания оцениваются в 15 млн. т, тема расхождения спроса и предложения становится еще более актуальной. Многие страны, не имеющие молочного животноводства, активно развивают потребление молочных продуктов. Нет более дешевого белка, чем в курином яйце и коровьем молоке. Так что цены на молоко на мировом рынке уже не изменятся.

Поведение белорусов абсолютно понятно: у них появилась возможность реализовывать продукцию не только в России, но и на других рынках. И эту возможность они теперь будут использовать долгое время. Как страна, в которой производство молока избыточно для удовлетворения собственных потребностей, в молочном бизнесе она является экспортоориентированной.

- В интервью «БелГазете» несколько лет назад вы довольно высоко оценили уровень переработки молока в Беларуси. Вы остались при своем мнении?

- Да, и сегодня готов его подтвердить. Беларусь еще в советские времена имела несколько иной потенциал молочного животноводства, его состояние всегда было более культурным. А что такое культура животноводства? Это залог более высокого качества продуктов переработки.

- Нашу административную модель управления тоже поддерживаете? Меры госрегулирования, которые сегодня обсуждаются в России, фактически повторяют белорусский путь развития животноводства…

- Все, что пытаются сегодня делать в наших регионах, временно: пройдут выборы, все устаканится, население привыкнет к новым ценам и успокоится. И мы надеемся, что производство молока у нас все-таки вырастет, а оно у нас растет - медленно, но растет. Да, был провал в течение лета, но тут погода сыграла свою роль: по температуре лето было сопоставимо с 1972г., самым жарким годом за всю историю наблюдений.

- Пока получается, что в условиях жесткого регулирования Беларусь добивается больших успехов, чем рыночное российское молочное животноводство…

- Есть очень простой ответ. Белорусам просто очень повезло, что у них нет нефтяных скважин. Это без ерничества - отсутствие трубы мобилизует работать на другие сферы. В России пока основные доходы складываются от экспорта сырьевых ресурсов.

- И все же, система управления молочным животноводством в Беларуси эффективна?

- Есть один важный фактор в управлении отраслью - субъективный. Я имею в виду персону руководителя. Дело не только в плановой экономике, авторитарном режиме, а в стечении ряда факторов, в числе которых то, что первое лицо страны, самое могущественное - по природе аграрник. Это значит, что в его личной деятельности все поведенческие мотивы строятся на основе жизненного опыта, который имеет руководитель сельхозпредприятия.

- Но это не добавляет рентабельности ни молочному животноводству, ни переработке: даже самые лучшие колхозы не имеют 50%, о которой вы говорите…

- Рентабельности может и не быть, но производство может быть прекрасным. Можно все до копейки потратить на развитие и не иметь прибыли.

- Белорусские чиновники опасаются, что из-за разницы в ценах белорусское молоко потечет на российский рынок. Не боитесь?

- Нет. Я не знаю, какую рентабельность имеет Брестский молочный комбинат, продавая зерненый творог в Москве, но этот творог относится к категории суперпремиальных. И я допускаю, что при такой цене рентабельность этого творога очень высокая, и надо только порадоваться, что Брестский комбинат умеет это делать. Я с удовольствием ем брестский творог и считаю, что из традиционных продуктов лучше этого творога ничего нет. У нас также хорошо известны рогачевские молочные консервы, хотя в последнее время они стали мутить. Но тем не менее российская консервная промышленность ушла значительно дальше в теме удешевления используемых ингредиентов. Вы знаете, что уже появились подделки рогачевских продуктов? Безусловно, это свидетельствует о признании.

Но вообще, здорово, что в условиях госрегулирования цен на сырое молоко и продукты переработки белорусская молочная промышленность за счет экспорта на более дорогой рынок имеет возможность что-то заработать. И мы не опасаемся белорусов, даже если они вдвое увеличат объемы производства: потребности российского рынка это не удовлетворит.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация