Новости

Cкинь с глаз долой

Белорусские предприятия в спешном порядке вооружаются новым для себя инструментом - скидками. По информации «БелГазеты», рекомендательные письма, в которых производителям предложено рассмотреть возможность уценки пылящейся на складе продукции, некоторые отраслевые концерны, в частности «Беллегпром», уже направляют предприятиям. Похоже, призыв президента, объявившего в декабре 2008г., что «правительство и все структуры власти должны перейти на режим министерства торговли», впрямь возымел действие.
Если не считать розничную торговлю и сферу услуг, где система скидок давно худо-бедно используется для расширения круга постоянных клиентов и увеличения оборота, белорусские предприятия массово задумались о значительном снижении цен лишь с началом кризиса. В конце 2008г. белорусские промышленники оказались в сложной ситуации: себестоимость продукции, для производства которой в докризисный период по высоким ценам были импортированы энергоносители, сырье и комплектующие, оказалась значительно выше сложившегося в новых экономических условиях уровня цен. Новые реалии потребовали пересмотра сложной и негибкой системы ценообразования, которая долгое время была объектом критики как белорусского бизнес-сообщества, так и международных экспертов.
В частности, в декабре 2008г. правительство разрешило предприятиям продавать продукцию на экспорт с учетом конъюнктуры рынков, в т.ч. по ценам ниже себестоимости. Правда, и здесь оказалась масса нюансов: руководителям госпредприятий позволили принимать решение о снижении цен до уровня ниже себестоимости лишь в случае сохранения положительного уровня рентабельности предприятия с начала отчетного периода и реализации продукции на торгах Белорусской универсальной товарной биржи. В других случаях решение об экспорте продукции по ценам ниже себестоимости позволили принимать госоргану, в подчинении которого находится проблемное предприятие. Позже аналогичное решение было принято и в отношении продаж на внутреннем рынке.
В 2009г. курс на снижение цен был продолжен. В июне правительство сократило перечень поставляемых на экспорт товаров, на которые Минэкономики устанавливает предельно минимальные цены. Из списка было исключено сразу 17 из 29 позиций, в т.ч. азотно-фосфорно-калийные удобрения, нефть и нефтепродукты, ДВП и ДСП, а также некоторые другие виды товаров вплоть до грибов и ягод. Как разъяснили в министерстве, такая мера позволит предприятиям-экспортерам «оперативно принимать эффективные решения по определению контрактных цен на отдельные виды экспортируемой продукции с целью улучшения результатов своей финансово-хозяйственной деятельности и увеличения поступления валютной выручки в республику в период мирового финансового кризиса».

Торг уместен

Но только снижения административных барьеров и громких заявлений о том, что работать на склад «абсолютно недопустимо», оказалось недостаточно. Складские запасы на промпредприятиях продолжают расти. На 1 июня они достигли 94,9% среднемесячного объема производства и составили в фактических ценах Br7,265 трлн. (+ 46,6% к уровню начала года). Профильные министерства и ведомства, похоже, поняли, что без гибкой ценовой политики разгрузить склады не удастся - госпредприятия уже стали получать рекомендательные письма с советами изучить возможность снижения цен на готовую продукцию, которая не продается по существующей цене.
Как рассказал «БелГазете» начальник отдела маркетинга ОАО «Брестская швейная фабрика «Надзея» Виктор Вороничев, сейчас предприятие изучает возможность снижения цен на тот ассортимент, который залеживается на складах. По предварительным оценкам, на отдельные изделия скидка может составить до 50% от их первоначальной стоимости. Представители предприятий легпрома не исключают, что в особо сложных случаях они пойдут даже на реализацию продукции по ценам ниже себестоимости.
Впрочем, скидка - это, конечно, не только и не столько антикризисный инструмент. Гибкая система скидок позволяет не снизить потери, а повысить доходы за счет увеличения объемов продаж и формирования широкого круга постоянных клиентов. Например, одна из дисконтных программ дискаунтера «На недельку» предполагает, что при разовой покупке на сумму не менее Br150 тыс. у клиента появляется право на получение дисконтной карты, которая предоставляет 3-процентную скидку при последующих покупках на сумму не менее Br100 тыс. Если учесть, что средний чек в белорусских дискаунтерах, как правило, находится в пределах Br50 тыс., то клиенты, заинтересованные совершить покупку на сумму вдвое большую, несомненно, находка для ритейлера.
Нередко, понимая, что покупательская способность населения невелика, торговые сети делают дисконтные карты неперсонифицированными, превращая покупателей в ходячую рекламу, заманивающую в магазин знакомых, друзей и друзей знакомых. По такому пути пошла, например, сеть магазинов одежды BALEKS торгово-промышленной компании «БелЕвроТекс». «Если покупатель приобретает две единицы товара сразу, то независимо от их стоимости получает дисконтную карту, которая позволяет ему приобрести 10 товаров со скидкой 5%. После приобретения десятой единицы он получает дисконтную карту с 10-процентной скидкой на следующие десять покупок. Мы специально не делали дисконтные карты персонифицированными, соответственно, клиенты, с охотой делятся этими картами. Это позволяет нам увеличивать объемы продаж», - отмечает замдиректора по экономике предприятия Руслан Ляпин.


Национальный колорит

Но и те компании, что в совершенстве овладели искусством скидок, не могут воспользоваться ими в полной мере. «Бывает, что «висящий» (долго не распродаваемый. - «БелГазета») товар со старых сезонов нам хотелось бы распродать, например, со скидкой 70%, но сделать мы этого не можем, поскольку НДС мы должны уплачивать с себестоимости товара. Естественно, производителям не выгодно удешевлять товар более чем на 30%. Это представляется очень негативным фактором», - отмечает Ляпин.
К тому же белорусская система ценового регулирования в принципе не подразумевает наличия европейских «-80%», не говоря уже о более головокружительных скидках. Ограничение торговых наценок и отсутствие свободного ценообразования (правда, в этом году сфера применения свободного формирования цен была расширена) не позволяют манипулировать ценами так легко, как это делают западные производители и ритейлеры. Продавая новую коллекцию одежды в самом начале сезона, европейский бутик может сделать наценку в 200%, сбрасывая цену по мере устаревания товара. К концу сезона, когда остатки товара почти гарантированно пополнят склад, ритейлер может снизить цену до минимального уровня. «Мы бы и рады так работать, но сделать наценку выше 30% мы не можем», - сетует Ляпин.
Да и темпы продаж в Беларуси не столь высоки, как на Западе, - представить, что за новой коллекцией люди будут ломиться в двери белорусских вещевых магазинов, почти невозможно. Так что европейский вариант скидок белорусским торговцам пока только снится.

Валентина ОВЧИННИКОВА

http://belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
    www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом