Активы Беларуси выставлены на продажу. Министры и дипломаты из менеджеров по реализации складских запасов превратились в зазывал иностранных инвесторов. Минск одна за другой посещают делегации европейского, арабского, российского и китайского бизнесов. Серьезные иностранцы разговаривают о перспективах покупки наших предприятий и натыкаются на великую тайну доступа капитала на белорусский рынок, сформулированную властями как: «Каждый человек может вложить в нашу страну деньги, но надо выполнить 25 инвестиционных условий».
Системный кризис резко поменял экономический расклад. Инвестировать по-старому - это «замораживать» ресурсы на складах, объектах незавершенного строительства или просто поддерживать на плаву крупные предприятия по социальным, а не коммерческим соображениям. Пока дают кредиты, терпят вкладчики и еще есть возможность инфляционных и девальвационных манипуляций. Однако создать солидную платформу для посткризисного роста на такого рода инвестициях невозможно.
Начав понимать это, власть поддержала предложение увеличить долю прямых иностранных инвестиций (ПИИ) с предкризисных 2-3% до 15-20% от общего объема инвестиций. Чиновники решили попасть в Top-30 стран мира по качеству делового климата, местным органам доводятся планы по привлечению ПИИ, проводятся инвестиционные форумы, а в странах ЕС, России, на Украине, в Китае и даже в арабских странах стала модной тема «Беларусь - страна новых инвестиционных возможностей». На фоне углубляющегося кризиса и болезненных потерь на фондовых площадках иностранные инвесторы готовы внимательно рассматривать любые предложения.
Опыт переходных стран Центральной и Восточной Европы учит, что на первом этапе массовой приватизации можно хорошо заработать. Когда нет эффективно функционирующего фондового рынка и не включены в полноценный рыночный оборот разного рода активы, многие госпредприятия кажутся для инвесторов недооцененными и дешевыми. Поэтому их приобретение - сплошной позитив: дешевый вход на новый для себя рынок с 10 млн. потребителей, приобретение дешевых активов с потенциалом выхода на высокую капитализацию в течение 2-3 лет, расширение возможности экспансии на рынок России, с которой, согласно официальным документам, у Беларуси единое экономическое пространство. А иностранные инвесторы склонны верить именно госстатистике.
Наконец, многие инвесторы с пониманием относятся к желанию номенклатуры заработать на приватизации и продаже «входных билетов» на белорусский рынок. Сохраняя политически корректную риторику об этических стандартах бизнеса и противодействии коррупции, очень многие международные компании, особо не задумываясь, примут закулисный, закрытый, конфиденциальный формат переговоров о приватизации особо привлекательных белорусских активов. Инструменты, при помощи которых можно заинтересовать чиновников,
Переговоры на уровне предприятия - это только первый этап длинного пути инвестора к вложению своих тысяч или миллионов долларов в РБ. Одновременно инвестор встречается с местными властями. Если бы решения по продаже акций или земли под green field принимались на местном уровне, ПИИ в нашей стране было бы гораздо больше. Однако инвестору нужно еще убедить облисполком, соответствующее отраслевое министерство и правительство, а потом десятки чиновников.
Наконец, на вершине пирамиды принятия решений находится администрация президента, для которой аргументы должны быть отточены, убедительны и соответствовать целому списку требований, который составляется под каждый конкретный случай.
Второй путь быстрее, но требует наличия знакомств. Доступ к человеку, который имеет возможность донести первому лицу государства специфику инвестиционного проекта, не приобретается на инвестиционных форумах или в ходе переговоров с руководством предприятия. В отдельных случаях могут помочь дипломаты, но для этого инвестор должен быть очень богатой, серьезной структурой с региональным или желательно мировым именем.
В ходе кулуарных переговоров по второму сценарию инвестору тоже могут быть предъявлены разного рода требования, опять же, нигде не прописанные. Страховка инвестиционных рисков в виде устной договоренности или рукопожатия с высшим чиновником убеждают далеко не каждого. Но разница ценовых потенциалов (между предлагаемой ценой и уровнем возможной рыночной капитализации) искушает. Отдельные инвесторы на свой страх и риск соглашаются входить на рынок на таких условиях. Точечные крупные проекты так реализовать можно, но для резкого увеличения доли ПИИ в Беларуси и для модернизации экономики этот путь явно не подходит.
25 требований белорусской власти и иностранных инвесторов друг к другу на основе анализа существующих и неудачных инвестиционных проектов
N |
25 требований власти к иностранным инвесторам |
25 требований иностранных инвесторов к власти |
|
|
Не увольнять работников и принимать на работу преимущественно белорусских граждан |
Покупать контрольный пакет акций по реальным рыночным ценам (на открытом аукционе, например), приобретать право собственности на землю, т.е. включать землю в полноценный коммерческий оборот |
|
|
Повышать зарплату согласно плану правительства |
Иметь реальную возможность защищать свои права в независимом суде |
|
|
Выплачивать зарплату в размере, определяемом единой тарифной сеткой |
Иметь право оптимизировать занятость под свой бизнес-план и реальный спрос, который оценивает сам инвестор |
|
|
Быть готовым к удовлетворению «рекомендаций» органов госуправления по найму сотрудников |
Право самостоятельно определять размер вознаграждения своим сотрудникам |
|
|
Покупать активы по «старым» ценам |
Легкость найма и увольнения работников, включая иностранцев |
|
|
Приобретать неконтрольный пакет акций и без права собственности на землю |
Наличие устойчивой финансовой инфраструктуры и банковской системы, работающих согласно международным нормам и стандартам |
|
|
Платить за весь пакет акций сразу же «живыми» деньгами |
Низкие простые налоги, легкие в уплате и администрировании |
|
|
Брать на баланс (или поддерживать «добровольно») сельхозпредприятия |
Неизменность налогового законодательства и нормативного поля, регулирующего деятельностью бизнеса в целом |
|
|
Сохранять на балансе непроизводственные активы (лагеря, библиотеки, памятники, школы и т.д.) |
Простые, дешевые и быстрые процедуры открытия и закрытия бизнеса |
|
|
Продавать на внутренний рынок часть продукции по «социальным» ценам, т.е. по себестоимости или ниже ее |
Наличие эффективной процедуры банкротства, защиты прав кредиторов и акционеров |
|
|
|
Согласиться с тем, что определенные услуги для иностранцев (гостиницы, связь, аренда) по определению дороже («ведь вы, иностранцы, богаче») |
Непротиворечивость и простота бухучета, направленного на нужды собственника, а не налоговых органов |
|
|
Учитывать и не перечить госмонополистам и их дискриминационным практикам: дотациям и субсидиям из бюджета, приоритетному доступу к ресурсам и имуществу государства, розничной сети, налоговым льготам, заниженным арендным ставкам и т.д. |
Низкая инфляция, стабильность валютного курса и макроэкономических показателей в целом |
|
|
Адаптироваться к плановому характеру штрафов, принятых в Беларуси, т.е. к тому, что вне зависимости от количества нанятых бухгалтеров и консультантов многочисленные контрольные органы все равно найдут ошибки в бухучете и отчетности |
Принятие сертификатов качества и соответствия, выдаваемых госорганами стран-инвесторов, а также ЕС, США, России |
|
|
Инвестировать предпочтительно в сельскую местность и малые города, а также в убыточные предприятия, объекты незавершенного строительства, и чтобы 100% продукции шло на экспорт с полным поступлением валютной выручки в страну |
Наличие высококвалифицированной и относительно недорогой рабочей силы |
|
|
Выполнять прогнозные показатели правительства по темпам роста (например, «обеспечить рост выпуска товаров на 10-15%») |
Наличие качественной инфраструктуры (дороги, связь, электричество, водоснабжение, канализация, аэропорты, ж/д) |
|
|
Согласиться с жестким нормированием затрат и рентабельности |
Беспрепятственный доступ на рынки соседних стран, в первую очередь, России и ЕС (для полноценного включения производств в Беларуси в горизонтальные и вертикальные цепочки международных ТНК) |
|
|
Принять правила ценового регулирования (повышение и снижение цен согласуется с органами власти) |
Наличие внутренних качественных поставщиков сырья, комплектующих, а также бизнес-услуг (консалтинг, аудит, бухучет, маркетинг, логистика и т.д.) |
|
|
Инвестировать преимущественно в те сферы и предприятия, которые входят в список приоритетов правительства |
Беспрепятственный доступ на все сегменты внутреннего товарного рынка, отсутствие ограничений и «рекомендаций» по поставкам на внутренний рынок |
|
|
Инвестировать так, чтобы, с точки зрения отраслевых министерств, не создавать «чрезмерную конкуренцию» существующим белорусским предприятиям |
Наличие качественной финансовой инфраструктуры (банки, страховые компании, лизинг, инвестиционные структуры и т.д.) |
|
|
Принять как данность обязательную норму продажи определенной части валютной выручки, учитывая возможность ее увеличения в зависимости от потребностей государства |
Эффективная деятельность таможни (быстрое оформление, отсутствие таможенных пошлин или одинаковые ставки с основными рынками (ЕС), соответствие внешнеторгового обмена нормам и стандартам ВТО) |
|
|
Быть готовым к повышению ставок налогов и сборов, изменению методики их уплаты, к введению новых обязательных платежей в течение календарного года |
Возможность кредитования на внутреннем рынке |
|
|
Принять, как данность, ограничения на покупку валюты и оплату заграничных контрактов, а также на использование наличных денег |
Возможность заниматься большинством видов экономической деятельности без лицензий, разрешений и прохождения других бюрократических процедур |
|
|
Быть готовым подчиняться решениям правительства (владельца контрольного пакета акций) по распределению прибыли в пользу внебюджетных фондов |
Доступ к покупке или долгосрочной аренде недвижимости (офис, склад, производственные помещения) для ведения бизнеса |
|
|
Воспринимать как данность, что государство, как заказчик, может существенно задержать оплату услуг и товаров или вообще за них не заплатить |
Защита прав интеллектуальной собственности |
|
|
Считать белорусский суд справедливым, объективным и независимым от исполнительной власти |
Принятие страной международных стандартов распространения информации, банковского надзора, аудита, рынка ценных бумаг |
Источник: версия НИЦ Мизеса, АЦ «Стратегия»
Ярослав РОМАНЧУК
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
10.04.2024ОАО «Завод «Оптик» предлагает широкий выбор уникальной маркетинговой продукции – сувениров из стекла собственного производства
Производство сувениров из стекла собственного производства с логотипом вашей фирмы
10.04.2024Коробки для пиццы-новая продукция ОАО «Бумажная фабрика «Спартак»
Новая продукция ОАО «Бумажная фабрика «Спартак» – коробки для пиццы.
09.04.2024«Ратон» является многопрофильным предприятием, оснащённым современным оборудованием
Предприятие Ратон ОАО расширило ассортимент продукции и переориентировалось на новые рынки сбыта ближнего и дальнего зарубежья
09.04.2024“ПОЛЫМЯ” – это производственный кластер, который решает все потребности аграриев в сфере очистки, сушки и хранения зерна, подготовки семян и производства комбикормов.
ПОЛЫМЯ приглашает к сотрудничеству!
09.04.2024Купить в минске недорого частотные преобразователи CANROON
Частотные преобразователи CANROON купить в Минске