Новости

Вложить и не облажаться

Активы Беларуси выставлены на продажу. Министры и дипломаты из менеджеров по реализации складских запасов превратились в зазывал иностранных инвесторов. Минск одна за другой посещают делегации европейского, арабского, российского и китайского бизнесов. Серьезные иностранцы разговаривают о перспективах покупки наших предприятий и натыкаются на великую тайну доступа капитала на белорусский рынок, сформулированную властями как: «Каждый человек может вложить в нашу страну деньги, но надо выполнить 25 инвестиционных условий».

 Требуются инвесторы

 Без инвестиций не будет ни экономического бума, ни тем более выхода из кризиса. Беспрецедентный в истории Беларуси рост ВВП, который продолжался 52 квартала подряд, обошелся, по сути, без иностранных инвестиций. Те, что были, шли в проверенные еще в советские времена предприятия и отрасли под контролем руководства.

Системный кризис резко поменял экономический расклад. Инвестировать по-старому - это «замораживать» ресурсы на складах, объектах незавершенного строительства или просто поддерживать на плаву крупные предприятия по социальным, а не коммерческим соображениям. Пока дают кредиты, терпят вкладчики и еще есть возможность инфляционных и девальвационных манипуляций. Однако создать солидную платформу для посткризисного роста на такого рода инвестициях невозможно.

Начав понимать это, власть поддержала предложение увеличить долю прямых иностранных инвестиций (ПИИ) с предкризисных 2-3% до 15-20% от общего объема инвестиций. Чиновники решили попасть в Top-30 стран мира по качеству делового климата, местным органам доводятся планы по привлечению ПИИ, проводятся инвестиционные форумы, а в странах ЕС, России, на Украине, в Китае и даже в арабских странах стала модной тема «Беларусь - страна новых инвестиционных возможностей». На фоне углубляющегося кризиса и болезненных потерь на фондовых площадках иностранные инвесторы готовы внимательно рассматривать любые предложения.

 Лакомый кусок

 Интересующиеся бизнесом люди знают, что Беларусь еще не начинала серьезную приватизацию. Инвесторов подкупают недавние темпы роста экономики, а еще убеждение, что у нас высококвалифицированная и дешевая рабочая сила, хорошая транспортная инфраструктура, стабильность и порядок. Сам статус европейского государства в центре Европы подкупает. А тут еще Беларусь сама открывает двери для иностранных инвестиций.

Опыт переходных стран Центральной и Восточной Европы учит, что на первом этапе массовой приватизации можно хорошо заработать. Когда нет эффективно функционирующего фондового рынка и не включены в полноценный рыночный оборот разного рода активы, многие госпредприятия кажутся для инвесторов недооцененными и дешевыми. Поэтому их приобретение - сплошной позитив: дешевый вход на новый для себя рынок с 10 млн. потребителей, приобретение дешевых активов с потенциалом выхода на высокую капитализацию в течение 2-3 лет, расширение возможности экспансии на рынок России, с которой, согласно официальным документам, у Беларуси единое экономическое пространство. А иностранные инвесторы склонны верить именно госстатистике.

Наконец, многие инвесторы с пониманием относятся к желанию номенклатуры заработать на приватизации и продаже «входных билетов» на белорусский рынок. Сохраняя политически корректную риторику об этических стандартах бизнеса и противодействии коррупции, очень многие международные компании, особо не задумываясь, примут закулисный, закрытый, конфиденциальный формат переговоров о приватизации особо привлекательных белорусских активов. Инструменты, при помощи которых можно заинтересовать чиновников, принимающих решения по приватизации, разнообразны…

 Долгая дорога к рынку

Есть несколько способов входа на рынок Беларуси. Первый - официальный и законный, длится долго, стоит дорого и сулит выход на более или менее нормальный режим работы на третий-четвертый год от начала реализации проекта. Понять, кто за что отвечает, какие решения чиновники уполномочены принимать, как проходит процесс согласования, кто может быть противником входа на рынок, непросто. Иностранные инвесторы справедливо жалуются: в нашей стране сложно понять, куда обратиться, чтобы получить хотя бы базовую информацию об инвестиционных возможностях Беларуси. Сайты заводов куцые и неинформативные.

Переговоры на уровне предприятия - это только первый этап длинного пути инвестора к вложению своих тысяч или миллионов долларов в РБ. Одновременно инвестор встречается с местными властями. Если бы решения по продаже акций или земли под green field принимались на местном уровне, ПИИ в нашей стране было бы гораздо больше. Однако инвестору нужно еще убедить облисполком, соответствующее отраслевое министерство и правительство, а потом десятки чиновников.

Наконец, на вершине пирамиды принятия решений находится администрация президента, для которой аргументы должны быть отточены, убедительны и соответствовать целому списку требований, который составляется под каждый конкретный случай.

Второй путь быстрее, но требует наличия знакомств. Доступ к человеку, который имеет возможность донести первому лицу государства специфику инвестиционного проекта, не приобретается на инвестиционных форумах или в ходе переговоров с руководством предприятия. В отдельных случаях могут помочь дипломаты, но для этого инвестор должен быть очень богатой, серьезной структурой с региональным или желательно мировым именем.

В ходе кулуарных переговоров по второму сценарию инвестору тоже могут быть предъявлены разного рода требования, опять же, нигде не прописанные. Страховка инвестиционных рисков в виде устной договоренности или рукопожатия с высшим чиновником убеждают далеко не каждого. Но разница ценовых потенциалов (между предлагаемой ценой и уровнем возможной рыночной капитализации) искушает. Отдельные инвесторы на свой страх и риск соглашаются входить на рынок на таких условиях. Точечные крупные проекты так реализовать можно, но для резкого увеличения доли ПИИ в Беларуси и для модернизации экономики этот путь явно не подходит.

 

 

25 требований белорусской власти и иностранных инвесторов друг к другу на основе анализа существующих и неудачных инвестиционных проектов

N

25 требований власти к иностранным инвесторам

25 требований иностранных инвесторов к власти

 

Не увольнять работников и принимать на работу преимущественно белорусских граждан

Покупать контрольный пакет акций по реальным рыночным ценам (на открытом аукционе, например), приобретать право собственности на землю, т.е. включать землю в полноценный коммерческий оборот

 

Повышать зарплату согласно плану правительства

Иметь реальную возможность защищать свои права в независимом суде

 

Выплачивать зарплату в размере, определяемом единой тарифной сеткой

Иметь право оптимизировать занятость под свой бизнес-план и реальный спрос, который оценивает сам инвестор

 

Быть готовым к удовлетворению «рекомендаций» органов госуправления по найму сотрудников

Право самостоятельно определять размер вознаграждения своим сотрудникам

 

Покупать активы по «старым» ценам

Легкость найма и увольнения работников, включая иностранцев

 

Приобретать неконтрольный пакет акций и без права собственности на землю

Наличие устойчивой финансовой инфраструктуры и банковской системы, работающих согласно международным нормам и стандартам

 

Платить за весь пакет акций сразу же «живыми» деньгами

Низкие простые налоги, легкие в уплате и администрировании

 

Брать на баланс (или поддерживать «добровольно») сельхозпредприятия

Неизменность налогового законодательства и нормативного поля, регулирующего деятельностью бизнеса в целом

 

Сохранять на балансе непроизводственные активы (лагеря, библиотеки, памятники, школы и т.д.)

Простые, дешевые и быстрые процедуры открытия и закрытия бизнеса

 

Продавать на внутренний рынок часть продукции по «социальным» ценам, т.е. по себестоимости или ниже ее

Наличие эффективной процедуры банкротства, защиты прав кредиторов и акционеров

 

 

Согласиться с тем, что определенные услуги для иностранцев (гостиницы, связь, аренда) по определению дороже («ведь вы, иностранцы, богаче»)

Непротиворечивость и простота бухучета, направленного на нужды собственника, а не налоговых органов

 

 

Учитывать и не перечить госмонополистам и их дискриминационным практикам: дотациям и субсидиям из бюджета, приоритетному доступу к ресурсам и имуществу государства, розничной сети, налоговым льготам, заниженным арендным ставкам и т.д.

Низкая инфляция, стабильность валютного курса и макроэкономических показателей в целом

 

 

Адаптироваться к плановому характеру штрафов, принятых в Беларуси, т.е. к тому, что вне зависимости от количества нанятых бухгалтеров и консультантов многочисленные контрольные органы все равно найдут ошибки в бухучете и отчетности

Принятие сертификатов качества и соответствия, выдаваемых госорганами стран-инвесторов, а также ЕС, США, России

 

 

Инвестировать предпочтительно в сельскую местность и малые города, а также в убыточные предприятия, объекты незавершенного строительства, и чтобы 100% продукции шло на экспорт с полным поступлением валютной выручки в страну

Наличие высококвалифицированной и относительно недорогой рабочей силы

 

 

Выполнять прогнозные показатели правительства по темпам роста (например, «обеспечить рост выпуска товаров на 10-15%»)

Наличие качественной инфраструктуры (дороги, связь, электричество, водоснабжение, канализация, аэропорты, ж/д)

 

 

Согласиться с жестким нормированием затрат и рентабельности

Беспрепятственный доступ на рынки соседних стран, в первую очередь, России и ЕС (для полноценного включения производств в Беларуси в горизонтальные и вертикальные цепочки международных ТНК)

 

 

Принять правила ценового регулирования (повышение и снижение цен согласуется с органами власти)

Наличие внутренних качественных поставщиков сырья, комплектующих, а также бизнес-услуг (консалтинг, аудит, бухучет, маркетинг, логистика и т.д.)

 

 

Инвестировать преимущественно в те сферы и предприятия, которые входят в список приоритетов правительства

Беспрепятственный доступ на все сегменты внутреннего товарного рынка, отсутствие ограничений и «рекомендаций» по поставкам на внутренний рынок

 

 

Инвестировать так, чтобы, с точки зрения отраслевых министерств, не создавать «чрезмерную конкуренцию» существующим белорусским предприятиям

Наличие качественной финансовой инфраструктуры (банки, страховые компании, лизинг, инвестиционные структуры и т.д.)

 

 

Принять как данность обязательную норму продажи определенной части валютной выручки, учитывая возможность ее увеличения в зависимости от потребностей государства

Эффективная деятельность таможни (быстрое оформление, отсутствие таможенных пошлин или одинаковые ставки с основными рынками (ЕС), соответствие внешнеторгового обмена нормам и стандартам ВТО)

 

 

Быть готовым к повышению ставок налогов и сборов, изменению методики их уплаты, к введению новых обязательных платежей в течение календарного года

Возможность кредитования на внутреннем рынке

 

 

Принять, как данность, ограничения на покупку валюты и оплату заграничных контрактов, а также на использование наличных денег

Возможность заниматься большинством видов экономической деятельности без лицензий, разрешений и прохождения других бюрократических процедур

 

 

Быть готовым подчиняться решениям правительства (владельца контрольного пакета акций) по распределению прибыли в пользу внебюджетных фондов

Доступ к покупке или долгосрочной аренде недвижимости (офис, склад, производственные помещения) для ведения бизнеса

 

 

Воспринимать как данность, что государство, как заказчик, может существенно задержать оплату услуг и товаров или вообще за них не заплатить

Защита прав интеллектуальной собственности

 

 

Считать белорусский суд справедливым, объективным и независимым от исполнительной власти

Принятие страной международных стандартов распространения информации, банковского надзора, аудита, рынка ценных бумаг

       

 

 

Источник: версия НИЦ Мизеса, АЦ «Стратегия»

 

Ярослав РОМАНЧУК

 

http://belgazeta.by/

 

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

17.04.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

17.04.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма

17.04.2024Продукция предприятия – отливки по чертежам заказчика
«ГОМЕЛЬСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД «ЦЕНТРОЛИТ» – крупнейшее предприятие Беларуси, специализирующееся на производстве литых изделий из серого и высокопрочного чугуна

17.04.2024Оздоровительный центр функционирует в круглосуточном круглогодичном режиме.
Оздоровительный центр Брестского отделения Белорусской железной дороги РУП

16.04.2024Противоалкогольное кодирование с психотерапевтическим сопровождением-Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии УЗ
Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии УЗ предлагает оказание наркологической помощи анонимно в стационаре


9 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация