Новости

Кризис может принести бонусы

В условиях существенного падения экспортно-импортных потоков по линии ЕС — Россия — Средняя Азия — Китай удельный вес нашей республики в трансъевропейских транзитных перевозках растет. Статистика I квартала доказывает, что белорусская транспортная система не только сохранила конкурентоспособность на международном рынке, но и не без успеха пытается переключить на себя часть грузов, которые ранее обслуживали наши северные и южные соседи.
Так, по данным Минтранса, в I квартале 2009 г. объем железнодорожного транзита через территорию Украины сократился на 32,7%, Беларуси — на 18,2%, Количество поездок иностранных грузовых автомобилей по «северному объезду» (через Литву и Латвию) снизилось на 55,6%, у нас — на 23,7%. В результате, если в 2008 г. доля нашей страны в автоперевозках между Россией и Евросоюзом составляла 60%, то сегодня эта цифра уверенно приближается к 70%.
Разумеется, данную ситуацию можно комментировать с разных точек зрения. Пессимисты скажут: мы просто медленнее падаем, чем наши соседи. Однако в Минтрансе дают более оптимистичное разъяснение. Как было заявлено на недавней пресс-конференции, отечественные транспортники успели сформировать солидную финансовую подушку безопасности, которая теперь во многом помогает пережить временные трудности. Это произошло благодаря опережающим темпам реализации Комплексной программы обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006–2010 гг. (утв. постановлением Совмина от 28.06.2005 № 700). Общие доходы от транзита в 2008 г. достигли 2,6 млрд. USD, на 37% превысив прогнозные показатели. И это с учетом IV квартала, когда обозначились первые кризисные явления в международной торговле.
С плюсом в 2008 г. сработали практически все виды транспорта. Рост транзитных доходов железнодорожников превысил задания правительственной программы на 39%, авиапредприятий — на 15,8%, количество поездок иностранных автомобилей увеличилось в полтора раза. Такие темпы нельзя объяснить исключительно геополитическими факторами (хотя они продолжают играть важную роль), убеждены в Минтрансе. Речь скорее идет об экономическом эффекте от капиталовложений в развитие национальной транспортной инфраструктуры и об удачных международных проектах.
Так, несущая способность трассы М-1/Е-30 (II трансъевропейский коридор) на белорусском участке 606 км достигает 11,5 т на одиночную ось. Правда, наша дорога М-8/Е-95 (IX коридор), соединяющая Финляндию, Литву, Украину, пока до стандарта не дотягивает — требуется модернизация, а бюджетных ресурсов для этого в настоящий момент нет.
В железнодорожной сфере достигнуто соглашение с Латвией об организации движения контейнерного поезда «Zubr» с сообщением Таллинн–Рига–Минск. Этот проект дополнит уже действующие ускоренные контейнерные маршруты «Восточный вектор», «Казахстанский вектор», «Монгольский вектор» и белорусско-литовский «Викинг».
В целях сохранения конкурентоспособности РУП «Белаэронавигация» решило отказаться от планируемого повышения на 10% ставок за сопровождение транзитных авиарейсов и даже рассматривает возможность их снижения. Ежедневно белорусское воздушное пространство пересекает 500–700 иностранных самолетов, следующих в Европу из Японии, Сингапура, Австралии и из Америки на Ближний Восток. Услуги по их сопровождению принесли в 2008 г. порядка 58 млн. USD. В случае сохранения приемлемых цен на данный источник поступления валюты можно рассчитывать и в этом году.
Антикризисные планы Минтранса предусматривают внесение в Программу ряда дополнительных мероприятий, касающихся более гибкой тарифной политики в сфере железнодорожных перевозок, переноса таможенных процедур на внешние границы ЕврАзЭС, развития транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Подготовлен соответствующий проект постановления Совмина.
Причем на первый план выходят ТЛЦ, программа их создания уже утверждена постановлением Совмина от 29.08.2008 № 1249. В соответствии с ней на первом этапе предусматривается строительство многофункциональных терминалов в Минске, Бресте, Витебске, Гродно. А в перспективе в национальную сеть ТЛЦ должны войти 19 объектов на перекрестках и маршрутах основных транспортных коридоров. Впрочем, в Минтрансе подчеркивают, что для реализации этих планов потребуется серьезная либерализация законодательной базы. Без этого невозможно рассчитывать на привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.
Кроме того, стратегической целью развития белорусской транспортно-логистической системы является переключение на республику самого перспективного сегодня товарного потока между ЕС и Китаем. На его обслуживание (складское, таможенное, транспортное) претендуют сразу несколько стран балтийско-черноморского региона. Наши шансы в этой конкуренции достаточно высоки — важно их не упустить.

Владислав ПЛАТУН

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
    www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом