Новости

Экономические противоречия между РБ и РФ Минск пытается разрешить, педалируя военно-стратегические аспекты сотрудничества двух стран

Решение президента Беларуси в ответ на запрет поставок белорусских молочных продуктов в Россию бойкотировать саммит стран - участниц Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), состоявшийся 14 июня в Москве и посвященный подписанию соглашения о создании Коллективных сил оперативного развертывания (КСОР), вызвало весьма нервную реакцию в Кремле.

По сути дела, как отмечает большинство аналитиков, демарш Минска поставил под угрозу весь российский проект под названием ОДКБ, предусматривающий создание механизма по контролю за военно-стратегической и геополитической ситуацией на постсоветском пространстве, некоего аналога и противовеса НАТО.

Между тем о том, что аргументы из арсенала геополитики и стратегии вновь могут быть задействованы в торге Минска и Москвы (на этот раз по поводу выдачи российского кредита и допуска белорусских товаров на внутренний рынок РФ), А. Лукашенко недвусмысленно заявил 1 июня в интервью главным редакторам газет "Известия", "Завтра" и журналов "Российская Федерация сегодня" и "Союзное государство".

Тогда белорусский президент назвал вопрос военной безопасности одним из важнейших во взаимоотношениях двух братских стран. Особенно когда Североатлантический блок уже рядом, и Украина всерьез посматривает в его сторону. В случае же, если и Минск возьмет курс "на европейскую безопасность", то стратегические угрозы Москве возрастут на порядок.

Но РБ - это не только западный форпост для восточного союзника, место дислокации единой региональной группировки сухопутных сил двух стран (основу которой составляет белорусская армия) и главный рубеж единой региональной системы противовоздушной обороны (который защищают войска ПВО и ВВС РБ). Она еще в случае войны - выдвинутый на Запад плацдарм для контрудара, а в мирное время - "балкон", позволяющий в интересах Кремля контролировать на многие километры вокруг прилегающее геополитическое пространство.

Поэтому А. Лукашенко заявил, что соблюдение белорусским руководством интересов безопасности Москвы, в принципе, не может быть бесплатным: "Это не имеет цены". При этом А. Лукашенко не упустил случая попенять российским властям за нежелание продавать белорусам оружие по внутрироссийским ценам: "Ребята, похоже на то, что вы давайте нас защищайте, но автомат я вам не дам, вы купите его, чтобы погибнуть за Россию".

Обратившись к истории белорусско-российских отношений в военно-политической области, следует сказать, что с самого момента обретения Беларусью независимости состояние ее оборонного потенциала и стратегические ориентиры ее руководства находились под самым пристальным вниманием Кремля. Да там никогда особо и не скрывали намерений оказывать влияние на военно-политический курс Минска, исходя из своих геополитических установок.

Оно и понятно. России никак нельзя было упустить из своей сферы влияния государство, расположенное в географическом центре Европы, с его весомыми по любым меркам оборонными возможностями. Хотя отнюдь не самую последнюю роль в формировании политики Москвы по отношению к Минску сыграли и соображения беспрепятственного транзита российских грузов и энергоносителей в Европу.

После обострения отношений с Украиной и странами Балтии, оформившими членство в НАТО, Россию стали сравнивать с джином, запертым в гигантской бутылке с узким горлышком, в роли которого выступает Беларусь. Понятное дело, что руководству РФ было отнюдь не безразлично, в чьих руках может оказаться "пробка", могущая наглухо запереть коридор на Запад.

А так как переход этой территории под прямой контроль Кремля в свете постсоветских реалий был маловероятен, то его тогдашние обитатели сочли предпочтительным вариантом существования в Беларуси режима, обеспечивающего интересы России. За что, собственно, и готовы были заплатить хорошую "цену".

Сегодня практически никто не сомневается, что "белорусское экономическое чудо" стало возможным во многом потому, что политическим силам во главе с А. Лукашенко, пришедшим к власти в 1994 г., удалось договориться с ельцинской командой о льготных ценах на энергоносители и о беспрепятственном доступе продукции флагманов нашей индустрии на российский рынок.

С белорусской стороны на кон были поставлены: приоритетный учет стратегических интересов России на ключевом для нее геополитическом пространстве, солидный армейский кулак и инфраструктура, обеспечивающая его применение. Ну и, конечно же, ряд важных военных объектов - прежде всего РЛС предупреждения о ракетном нападении под Ганцевичами (тогда еще строящаяся) и центр связи Военно-морского флота РФ в районе Вилейки.

Можно рассуждать о том, кто выиграл больше, а кто меньше, но если сделка состоялась - значит на момент заключения она вполне устраивала обе стороны.

На протяжении долгого времени политическая элита России исправно следовала курсу: экономические преференции в обмен на стратегическое доминирование. Первый звонок, свидетельствующий о том, что в Кремле произошла смена не только лиц, но и приоритетов (новая команда сочла плату Минску за верность чрезмерной), прозвучал зимой 2004 г. Именно тогда для убеждения своего строптивого союзника в необходимости "проглотить" новые цены на "голубое топливо" в Москве впервые решили прикрутить газовый вентиль.

Однако настоящий "облом" случился через три года, когда в путинской администрации окончательно решили перевести российско-белорусские отношения на почву жесткого коммерческого расчета. Оставив при этом без малейшего внимания стенания официального Минска об историческом единстве братских народов и готовности отработать дешевые энергоносители, "встав насмерть" на пути натовских танков, идущих на Москву.

Одновременно ограничения на доступ ряда белорусских товаров (прежде всего конкурентных аналогичным российским) стали более жесткими, а после наступления экономического кризиса они вообще из эпизодических превратились в систематические.

Но с учетом событий последнего времени можно утверждать, что военно-стратегический фактор далеко не исчерпал себя во взаимоотношениях "славянских братьев". Причина - и в "сползании" Украины в сторону НАТО, и в развитии военной инфраструктуры в постсоциалистических и постсоветских странах, вступивших в Североатлантический альянс. Особым раздражителем для Кремля является все еще сохраняющаяся перспектива появления на территории Польши и Чехии объектов американской ПРО.

Новую остроту указанным проблемам придает старт российско-

американских переговоров по подготовке нового документа, ограничивающего стратегические наступательные вооружения (СНВ). Одним из камней преткновения на пути достижения консенсуса в этой области станет вопрос соотношения у сторон крылатых ракет большой и средней дальности, которые могут использоваться для уничтожения стратегических наступательных во-

оружений. Здесь у американцев - большое преимущество.

В российском генштабе всерьез опасаются, что в случае размещения авиации НАТО на территории новых членов альянса из гипотетической в реальную превращается угроза применения неядерных крылатых ракет против шахтных пусковых установок МБР, расположенных между Москвой и Уралом, а в перспективе - и против мобильных ракетных комплексов, базирующихся там.

Как раз одной из важнейших мер противодействия этой угрозе военно-политическое руководство РФ считает создание мощного противовоздушного заслона на территории РБ.

Для России важно сохранение Беларуси в качестве стратегического союзника. А это дает основание Минску и дальше претендовать на экономические льготы со стороны Москвы. Последняя, в принципе, не против, но вот нынешний их объем в условиях кризиса считает чрезмерным.

Александр АЛЕСИН


http://belmarket.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация