Новости

Готовность номер один

В структуре спроса наметилась позитивная динамика

На пороге бурного развития находится рынок коммерческой недвижимости Беларуси, считают зарубежные эксперты.

Завершается фаза его медленного развития и начинается фаза ускоренного, — так оценивает ситуацию Михаил Морозов, управляющий партнер в странах Балтии и Беларуси компании Colliers International. И по началу этой новой фазы можно будет делать прогнозы относительно того, какие сегменты рынка недвижимости и с какой скоростью будут развиваться. Но то, что они будут развиваться, нет никаких сомнений, уверены в рижском офисе компании.

Сегодня, по мнению М. Морозова, есть единичные проекты в Минске, которые могут служить показателем того, что период застоя в секторе коммерческой недвижимости закончился. И такие проекты, как офисные и торговые центры, в том числе и государственные (например, торговый центр "Столица"), которые строятся один за другим, являются показателем того, что есть неудовлетворенный спрос, несмотря на все пессимистические оценки развитости частного бизнеса.

Если посмотреть на недавно построенные объекты, то в них пустых площадей нет. И что характерно: объем площадей, например, в офисных центрах, которые сдаются в аренду, тоже увеличивается. Если раньше основная масса арендаторов интересовалась офисами от 30 до 50 кв. м, то сейчас этот показатель уверенно приближается к 100 кв. м. Заявки на 300-400 кв. м тоже уже не редкость. Также не единичны примеры, когда на стадии строительства один субъект заключает договор аренды почти на весь офисный центр общей площадью около 6 тыс. кв. м. То есть налицо изменение структуры спроса на офисы, что диктует и другое предложение.

"Говоря об основных критериях оценки развития рынка, нельзя не сказать о наличии профессиональных девелоперов на рынке и их понимании того, в каких именно сегментах и какой объем необходимо строить, а также какого профиля арендаторы могут обеспечить спрос для площадей данного объекта. В противном случае, — считает М. Морозов, — решение о строительстве будет очень рискованным и его не примет ни банк, в который девелопер обратится за кредитом, ни серьезные инвесторы, потому что стоимость реализации проектов в коммерческой недвижимости достаточно высока".

"Сегодня мы видим, что в Беларуси спрос есть и он растет со стороны местных компаний, которые пусть медленно, но уверенно начинают не только планировать свою работу на 3-6-12 месяцев, но и собираются охватить более серьезные горизонты и с точки зрения приема на работу людей, и с точки зрения обеспечения условий работы", — замечает М. Морозов.

По его мнению, местным компаниям в Беларуси в связи с растущей конкуренцией приходится улучшать условия работы для своих работников. Эта конкуренция обусловлена тем, что у хороших специалистов, например, в Минске есть возможность выбора места работы. Как альтернатива — существуют Москва, Санкт-Петербург, где дефицит высокопрофессиональных кадров, особенно на уровне менеджмента, огромен, считает М. Морозов. Поэтому компании в Минске, если хотят иметь работоспособную команду, должны думать о том, чтобы обеспечить своим работникам все необходимые условия, в том числе и непосредственно в офисах.

Кроме белорусских компаний, есть иностранные, в частности из IT-сектора, банковского и страхового секторов, которые либо уже имеют небольшие представительства и планируют их развивать, либо рассматривают возможность входа на белорусский рынок. И интерес таких компаний к Беларуси растет. "Ведь мы все-таки говорим о стране с развивающейся экономикой и с населением почти 10 миллионов человек, — отмечает М. Морозов. — Покупательная способность граждан пусть медленно, но уверенно растет, что говорит о растущем спросе и на услуги".

Самым первым показателем здесь, по мнению специалиста, является развитие торговли. Сегодня это очевидно как в Минске, так и в Гродно, Витебске и других городах. Растет платежеспособный спрос, меняется формат торговли. Торговые объекты плавно переходят от рынков, каких-то открытых мест торговли к формату супермаркетов, гипермаркетов, торговых центров, торгово-развлекательных центров, торговых парков.

В свою очередь развитие торговли дает толчок развитию складской логистики. Так вот, если торговля развивается, то начинает развиваться и складская логистика. То есть строительство и открытие крупных торговых центров, приход на рынок сетевых ритейлеров влечет за собой строительство логистических центров. Это вопросы параллельные, и сегодня многие сети, которые в Беларуси уже есть, рассматривают возможности создания логистических центров для собственных нужд. И компании-поставщики, которые поставляют в эти торговые сети свою продукцию, тоже заинтересованы в развитии складской логистики.

"Также, учитывая географическое расположение Беларуси, мы говорим, безусловно, о транзите, который, к сожалению, то уменьшается, то увеличивается в силу решений, которые усложняют либо, наоборот, упрощают обработку грузов. Но если все-таки будет выбрана политика, направленная на развитие транзита, то в Беларуси есть очень большие возможности по обработке грузов, которые идут с запада в Россию, Украину, на восток", — считает М. Морозов. По его мнению, логистические центры — одно из наиболее перспективных направлений в Беларуси как для девелоперов, инвесторов, банкиров, так и для самих участников рынка — консалтинговых, риэлтерских, строительных и прочих компаний.




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

21.03.2024Домановский производственно-торговый комбинат это богатый производственный опыт, умноженный на современные технологии и квалифицированные кадры
ОАО Домановский производственно-торговый комбинат производит силикат натрия растворимый и продукцию на его основе

21.03.2024Выращивание пряностей. Лекарственные травы оптом. Фасовка чая.
Фиточай и БАДы купить оптом в ООО «Калина»

20.03.2024Оздоровительный центр функционирует в круглосуточном круглогодичном режиме.
Оздоровительный центр Брестского отделения Белорусской железной дороги РУП

20.03.2024Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров
Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров

19.03.2024Чай зеленый байховый TAKAMORI от производителя Калина ООО
Новая коллекция:Чай зеленый байховый TAKAMORI


10 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация