Новости

НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПРАВИЛА

Министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов, выступая с докладом на 62-й сессии Генассамблеи ООН, потребовал формирования справедливых условий присоединения к ВТО, которые учитывали бы «торговые и финансовые потребности присоединяющихся стран, их объективные нужды».

В частности, Сергей Мартынов назвал неприемлемой практику некоторых стран, использующих «процесс вступления новых государств в ВТО в качестве рычага давления на страны-кандидаты» и выдвигающих не только экономические, но и политические требования с целью получения «односторонней дополнительной выгоды». Беларусь этого не приемлет: «Приходится сталкиваться просто с абсурдными фактами, когда под предлогом заботы о правах трудящихся принимаются экономические санкции, которые в итоге ведут к сокращению рабочих мест».

Но он не сообщил, сколько рабочих мест потеряла наша страна от европейских санкций, оцениваемых примерно на 12 млн. евро. Хотя, судя по статистике, скачка в росте количества безработных пока не наблюдалось ни в Минске, ни в провинции. Зато отказы местных властей в проведении пикетов рабочих, возмущенных потерей льгот, носят массовый характер. В них бы и не было нужды, если бы официальные профсоюзы надлежащим образом защищали права трудящихся.

Кстати, о правах. Вступление страны в ВТО предполагает прежде всего согласие страны с правилами глобальной организации и обязанности их соблюдения, а уже во вторую очередь - удовлетворение неких торговых и финансовых потребностей государства. А РБ, как известно, не спешит даже отказываться от индивидуальной практики субсидирования госпредприятий, не говоря уже о более тонких материях. Ссылки на некие страны, тормозящие процесс присоединения нашей страны к ВТО, пока безосновательны, поскольку Беларусь еще не дошла до фазы двусторонних переговоров с США и ЕС.

Но на этом Мартынов не остановился и обвинил США в «злоупотреблении правами распорядителя мировой резервной валюты и намеренном создании ими препятствий для легальной экономической и коммерческой деятельности законных предприятий и банков» из стран, неугодных США. С такими обвинениями недолго получить и ответную реакцию о вмешательстве во внутренние дела. Ведь речь идет о долларе - национальной валюте США, который каждая страна использует в качестве резервной валюты на добровольных началах. И поддерживается эта валюта за счет экономической политики, проводимой американским правительством. Регулируется ее курс рынком, т.е. совершенно либерально. США - наиболее последовательный противник какого бы то ни было прямого вмешательства государства в этот процесс. Видимо, Мартынова, воспитанного на советских традициях якобы твердого рубля, это как раз и не устраивает.

А что до препятствий, мешающих деятельности неких банков и предприятий, то такие мероприятия действительно проводятся в форме публично объявляемых санкций против субъектов хозяйствования, замеченных в поставках оружия в страны, поддерживающие терроризм, или в процедурах, напоминающих отмывание денег. И нам всегда казалось, что Беларусь активно участвует в подобной борьбе.

Своевременные госсубсидии

В соответствии с указом президента в Беларуси значительно увеличены госсубсидии для переработчиков нефти, сообщил «Прайм-ТАСС» представитель профильного министерства.
Для переработчиков «железнодорожной» нефти - до 130% от величины российской экспортной спецпошлины на нефть, а для переработчиков «трубной» нефти - до 110%. Ранее установленный размер компенсации (90%) не позволял НПЗ и поставщикам получать минимальную прибыль от переработки давальческой нефти, доставляемой видами транспорта. Как водится, указ введен с августа, т.е. задним числом.

По словам представителя Минфина, дело дошло до того, что «в новых условиях поставки нефти заводы оказались закредитованными, сейчас наступило время расплачиваться за ранее взятые кредиты. Однако НПЗ не могут погасить их ввиду низкой эффективности своей работы». Теперь им созданы условия для возврата кредитов. Кроме того, у заводов появятся дополнительные экономические стимулы для поставки нефти на экспорт.

«Стопроцентная договоренность»

Между Минфинами РФ и РБ «существует стопроцентная договоренность о предоставлении кредита, несмотря на смену руководства правительства России». «Мы ожидаем включение этого вопроса в уточнение российского бюджета на этот год», - сообщил «Интерфаксу» первый замминистра финансов Беларуси Андрей Харковец.

Он пояснил, что в этом году белорусский Минфин ждет поступления $1 млрд. из $1,5 млрд. российского стабкредита. При этом российская сторона не требует обеспечения стабкредита. Комментируя возможную стоимость российского госкредита, первый замминистра сообщил, что «ставка по российскому стабкредиту составит не менее ставки Libor (на 4 октября - 5,24% годовых). В любом случае это наиболее благоприятные условия по сравнению с возросшей стоимостью рыночных заимствований».

В настоящее время международная конъюнктура на рынках заимствований не способствует выходу на него Беларуси как суверенного заемщика. «Если условия заимствований, существующие сегодня, сохранятся, а тенденций по их улучшению пока не просматривается, мы не будем торопиться выходить на рынок», - пояснил задержку с выпуском белорусских еврооблигаций Харковец. По его оценке, кризис на международном рынке заимствований вызвал повышение ставок для суверенных заемщиков, имеющих суверенные рейтинги (аналогичные белорусскому) как минимум на 2 процентных пункта.

Отдел экономики

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация