Новости

ГЛОБАЛЬНОЕ БИЗНЕС-ПОТЕПЛЕНИЕ

 

пока обошло Беларусь стороной

Доклад Всемирного банка и Международной финансовой компании «Ведение бизнеса-2008» (см. «БелГазету» N39) стал своеобразным тестом правительств 178 стран на профпригодность в плане создания и улучшения благоприятного делового климата. Беларусь никак не может войти хотя бы в первую сотню стран мира по качеству делового климата. Ее 110-е место - это лучше, чем 129-е в прошлом (при измененной методике расчета), но до занявшей 17-е место Эстонии и 18-й Грузии нашей стране еще далеко.

О том, как изменился деловой климат Беларуси в 2006-07гг., обозреватель «БелГазеты» Ярослав Романчук беседовал с авторами доклада Умаром ШАВУРОВЫМ и Светланой БАГАУДИНОВОЙ.

- Новость о том, что Беларусь заняла последнее место по качеству налоговой системы, еще раз подтвердила наихудшие опасения белорусского бизнеса. Однако деловой климат - это не только налоги. Какие изменения в нем вы отметили в прошлом году?

- Беларусь произвела ряд позитивных изменений. По регистрации - это переход на принцип «одного окна» и сокращение числа процедур: в прошлом году было 16, в этом - 10. Существенно сократилось время регистрации, с 69 дней в прошлом году до 48 в этом. Снизились издержки регистрации - с 22,9% дохода на душу населения до 8,8%. Мы отметили также сокращение минимально необходимого уставного капитала - с 42,8% ВНД на душу населения до 29,7%. Так что по всем четырем показателем фактора «открытие бизнеса» Беларусь продвинулась вперед.

- Как закрепить эти тенденции? Ведь по данному фактору Беларусь находится на 119-м месте…

- Рекомендуем ввести принцип т.н. «гильотины сроков» - на каждую процедуру отводится строго фиксированное время, за пределы которого чиновникам выходить нельзя. Если закон устанавливает недельный срок регистрации, но за этот период разрешение не выдано, компания считается автоматически зарегистрированной. Вы получаете необходимые документы и начинаете работу. Использование такого принципа помогает не только при регистрации, но и при выдаче лицензий и разрешений.

Еще один параметр - «минимальный уставный капитал». Правительство рассчитывает через такую практику отделить хороший бизнес от плохого. Но эта мера для защиты от плохого инвестора не работает. Да, вы можете преградить вход на рынок пяти «плохим» инвесторам, но заодно и ста хорошим жизнь испортите. Лучший выход - отмена этого требования при регистрации.

- Что еще хорошего сделали наши власти для бизнеса в прошедшем году?

- Мы отметили реформы по улучшению защиты прав инвесторов, в частности по акционерным обществам. По этому показателю Беларусь улучшила свою позицию сразу на 22 места. Важно видеть потенциал реформирования фондового рынка, когда на нем могут работать не только внешние, но и внутренние инвесторы. Приличные деньги можно заработать в тех странах, где только идет становление фондового рынка, есть возможность для прорыва и для роста. Могу привести положительный пример Грузии: резко улучшив деловой климат, степень защиты инвесторов, она привлекла в страну большой объем иностранных инвестиций.

В Беларуси мы отметили принятие нормативного акта, который улучшил режим раскрытия сведений по операциям, связанным с инсайдеровской информацией. Это относится к руководителям предприятий, которые в случае конфликта интересов обязаны сообщать об этом акционерам, в т.ч. миноритарным.

У вас хорошая система найма сотрудников: по фактору «наем сотрудников» Беларусь занимает 43-е место, существенно опережая Россию (101-е) и Украину (102-е).

- Да, но у нас директорам запрещено увольнять рабочих, даже если те не нужны для производства, а при помощи годовых контрактов легко держать персонал в подчинении…

- Мы рекомендуем перейти на бессрочные контракты, чтобы со стороны государства не было ограничений взаимоотношений между работодателем и наемных работником.

- Шестнадцатое место Беларуси по фактору «исполнение контрактов» - самый лучший показатель нашей страны из всех десяти. Как вы можете это объяснить?

- Такое высокое место объясняется наследием советского делопроизводства по вопросам арбитража. Преимущество арбитражных практик советской школы признается во всем мире.

- В числе факторов, по которым прогресса нет, «получение лицензии». Мы на 94-м месте, что на фоне России и Украины неплохо. Но тратить на лицензию почти год...

- Мы оцениваем процедуру лицензирования по стандартной процедуре получения лицензии на строительство склада. Советская система, которая связана с получением разных предстроительных разрешений, выполнением технических условий, получением разрешений от ряда госведомств и структур, до сих пор не устранена.

Стандартный случай: надо построить склад. Чтобы пройти все процедуры от сдачи документов в госорган до получения последнего документа о вводе объекта в эксплуатацию нужно 350 дней. По вашему региону средний показатель - 251 день. По сравнению с прошлым годом в Беларуси существенно увеличилась стоимость лицензирования - с 17,5% дохода на душу населения до 60,9%.

Первое: необходимо дерегулировать сектор техэкспертиз, отдать его на откуп профессиональным ассоциациям и частным структурам. Такие структуры могли бы осуществлять полный контроль за строительством от начала до конца. В результате мы получили бы более ясную, прозрачную и эффективную систему взаимоотношений между государством и предпринимателем. Хочешь получить документы на техэкспертизу за три дня - плати, скажем, $1000, можешь ждать две недели - стандартная ставка $300.

Второй принцип - установление жестких сроков. Если в законе сказано, что данная процедура занимает 30 дней, но предприниматель не получает разрешения или лицензию, то по умолчанию процедура считается завершенной. Чиновник не успевает? Это его проблема.

Третий принцип - наименьшее количество контактов чиновников и предпринимателей. Важно наладить электронную подачу документов. В некоторых странах все контакты с правительством осуществляются через Интернет.

Важно понять цену вопроса. В ЕС внимательно изучают, сколько стоит предпринимателю выполнение всех законов и нормативных актов и что произойдет, если эти правила либерализовать. Например, в Голландии в результате реформы строительного лицензирования предприниматели сэкономили почти 12 млн. евро.

- В Беларуси процедура закрытия бизнеса длится почти шесть лет. Как исправить ситуацию?

- Создать условия для реструктуризации предприятий. Без рыночного, профессионального института независимых антикризисных управляющих быстро закрыть бизнес невозможно. На постсоветском пространстве часты случаи, когда красным директорам поручают вывод компаний из кризиса, но у них нет необходимых навыков, умений и знаний.

- По качеству внешнеторгового регулирования Беларусь занимает 137-е место - это на пять позиций хуже, чем в 2006г. …

- В РБ поражает количество документов, необходимых для экспортной или импортной операции, - восемь. Это один из самых плохих показателей в мире. Столько же на Гаити или в Кот-Д’Ивуаре.

Вторая проблема - стоимость транспортировки контейнера. Только для транспортировки от Минска до ближайшего порта и наоборот предприниматель затрачивает $1672. Нужно думать о региональном сотрудничестве со странами, через порты которых белорусский бизнес может доставлять свои грузы или получать их. Чем выше таможенные пошлины и сложнее процедура прохождении таможни, тем больше рисков. В результате либо белорусские товары становятся менее конкурентоспособными на внешних рынках, либо импортные товары становятся дороже для белорусских потребителей.

Мы проводили исследование по определению главных препятствий на пути международной торговли. В 54% случаев это не стадия перевозки или таможни, а стадия сбора документов. В Беларуси половина времени уходит на открытие аккредитива и сбор восьми документов. Лучшая практика в мире - начало растаможки товара до прибытия на таможню. Импортер или экспортер посылает информацию о грузе на таможню. Проверяются не 100% контейнеров, а товары из определенных стран или отдельных поставщиков. Но на постсоветском пространстве желание поймать и наказать доминирует.

- Беларусь занимает последнее место по легкости уплаты налогов. Почему?

- Поражает количество часов, затрачиваемых предпринимателем на уплату двенадцати различных видов налогов - 150 рабочих дней! Семь месяцев бухгалтер и директор оправдываются перед налоговыми органами за платежи в бюджет.

Если в Беларуси предприниматель зарабатывает $1, то он заведомо должен отдать в виде налогов $1,44. Выживать можно только за счет «серых» схем или законодательных льгот. Бюджет теряет сотни миллионов долларов. А в Македонии, например, введен электронный принцип администрирования налогообложения. Меня поражает, что в Беларуси почти каждый налог нужно платить ежемесячно. Если вы директор компании, то вам не бизнесом надо заниматься, а следить за уплатой налогов.

Одна из причин, почему в России время на уплату налогов значительно меньше, чем в Беларуси, - введение электронной системы уплаты. Компании работают в Сети с налоговыми органами, разница - 600 часов в год.

- Хороший деловой климат - важнейший элемент социальной политики?

- Чем более комплексно правительство подходит к реформе делового климата, тем большую налоговую базу оно получает. Уменьшается уровень безработицы, увеличиваются возможности государства в социальной сфере. Например, по легкости ведения бизнеса Грузия за три года шагнула со 112-го места на 18-е, провела несколько широкомасштабных реформ, в т.ч. реформу регистрации бизнеса. В 2006г. в Грузии был отмечен рост числа регистрируемых предприятий на 55%, безработица уменьшилась на 2%, на 100 человек зарегистрировано 15 компаний.

 

Климат Беларуси на фоне конкурентов

Показатель

Беларусь
Россия
Украина
Польша

Европа и центральная Азия

В среднем в ОЭСР

 

Место в мире по индексу легкости ведения бизнеса (из 178 стран)

110
106
139
74
 
 
I.
Открытие бизнеса (место)
119
50
109
129
 
 
1.

Число процедур

10

8

10

10

8.8

6
2.

Время регистрации (дней)

48

29

27

31

26.1

14,9
3.

Стоимость (% ВНД на душу населения)

8,8

3,7

7,8

21,2

11.1

5,1
4.

Мин. требуемый капитал (% ВНД на душу населения)

29,7

3,2

203,1

196,8

45.3

32,5
II.
Получение лицензии (место)
94
177
174
156
 
 

5.

Число процедур

17

54

29

30

24.0

14
6.

Время получения (дней)

350

704

429

308

251.3

153,3
7.

Стоимость (% дохода на душу населения)

60,9

3788,4

668,5

159,8

628,4

62,2
III.
Наем сотрудников (место)
43
101
102
78
 
 
8.

Индекс сложности найма

0

33

44

11

36,3

25,2
9.

Индекс жесткости рабочего времени

40

60

60

60

51,4

39,2
10.

Индекс сложности увольнения

40

40

30

40

32,1

27,9

11.

Индекс жесткости найма

27

44

45

37

40,0

30,8
12.

Издержки на рабочую силу (кроме зарплаты), % к ЗП

39

31

38

21

25,4

20,7
13.

Издержки увольнения (недель зарплаты)

22

17

13

13

26,1

25,7
IV.

Регистрация прав собственности (место)

94
45
138
81
 
 
14.

Число процедур

7

6

10

6

6,2

4,9
15.

Время (дней)

231

52

93

197

92,4

28
16.

Стоимость (% регистрируемого имущества)

0,1

0,3

3,3

0,5

2,4

4,6
V.
Получение кредита (место)
115
84
68
68
 
 
17.

Индекс защиты прав собственности

2

3

8

4

5,6

6,4
18.

Индекс кредитной информации

3

4

0

4

3,4

4,8
19.

Гос. регистр кредитной информации (% взрослых)

Нет

0

0

0

2,4

8,6
20

Частный регистр кредитной информации (% взрослых)

Нет

4,4

0

51,5

15,4

59,3
VI.
Защита инвесторов (место)
98
83
141
33
 
 
21.

Индекс раскрытия информации

5

6

1

7

4,9

6,4
22.

Индекс ответственности директора

1

2

3

2

3,8

5,1
23.

Индекс защиты прав акционеров в суде

8

7

7

9

6,3

6,5
24.

Индекс защиты прав инвестора

4,7

5,0

3,7

6,0

5,0

6,0
VII.
Уплата налогов (место)
178
130
177
125
 
 
25.

Число платежей

124

22

99

41

46,3

15,1
26.

Время (часы)

1188

448

2085

418

451,5

188,3
27.

Налог на прибыль, %

12,4

14,0

12,2

12,7

11,2

20,0
28.

Налоги на фонд зарплаты и социальные отчисления, %

44,1

31,8

43,4

23,6

28,7

22,8
29.

Другие налоги, %

87,9

5,7

1,8

2,1

10,8

3,4
30.

Общая налоговая нагрузка (% прибыли)

144,4

51,4

57,3

38,4

50,8

46,2
VIII.
Внешняя торговля (место)
137
155
120
40
 
 
31.

Число документов на экспорт

8

8

6

5

7,0

4,5
32.

Время на экспорт (дней)

24

36

31

17

29,3

9,8
33.

Издержки на экспорт ($ на контейнер)

1672

2050

1045

834

1393,4

905
34.

Число документов на импорт

8

13

10

5

8,3

5
35.

Время на импорт (дней)

29

36

39

27

30,8

10,4
36.

Издержки на импорт ($ на контейнер)

1672

2050

1065

834

1551,4

986,1
IX.

Исполнение контрактов (место)

16
19
46
68
 
 
37.

Число процедур

28

37

30

38

35,9

31,3
38.

Продолжительность (дней)

225

281

354

830

443,0

443,3
39.

Издержки (% требования долга)

23,4

13,4

41,5

10,0

22,7

17,7
X.
Закрытие бизнеса (место)
69
80
140
88
 
 
40.

Время (годы)

5,8

3,8

2,9

3,0

3,2

1,3
41.

Стоимость (% дохода на душу населения)

22

9

42

22

13,7



Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация